ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Новые книги
СЕРГЕЙ БЕЛИКОВ.
БРИТОГОЛОВЫЕ.
ВСЕ О СКИНХЕДАХ.
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Москва, 2002
Эта книга представляет собой
исследование одного из современных
контркультурных политизированных молодежных
движений – скинхедов. В России представители
движения skinhead предпочитают называть себя
бритоголовыми, так как, по их мнению, это название
звучит более патриотично. Относительная
малочисленность групп скинхедов в России не
должна создавать иллюзию благополучности в
нашем обществе – опыт истории свидетельствует,
что такие движения незаметно проникают во все
структуры общества, как ОВ (отравляющие вещества)
во все поры организма. Поэтому вовремя
разглядеть, расслышать появление стилистики,
образа мышления и жизни «бритоголовых» в
молодежной среде чрезвычайно важно для того,
чтобы эффективно блокировать их влияние. Но для
того чтобы «расслышать и разглядеть», надо знать,
что это такое.
Чтение этой книги – нелегкое, но необходимое
дело.
Контркультурные движения всегда существовали в
человеческом обществе. Есть замечательные
исследования этого явления, например, статьи и
книги Г.С.Кнабе о контркультурных движениях в
Древнем Риме, в Средние века и в 50-е годы XX века. Но
исторические экскурсы должны не успокаивать, а
наоборот – подвигать на эффективное
противодействие этому явлению.
XX век показал, что разделение народа по классовым
и национальным признакам приводит только к
гражданским и мировым войнам. Людям XXI века
предстоит убедиться, что столь же разрушительна
для жизни вообще этническая и (вновь, как в
средние века) религиозная сегрегация. Для того
чтобы каждому найти достойную форму разрешения
противоречий, надо научиться утверждать свою
самобытность не принижением (уничтожением)
чужой, а предъявлением своих достижений, своего
блеска. Каждая нация, тем более этнос – украшение
человечества.
В книге восемь глав, каждая из которых посвящена
принципиально важным аспектам движения
скинхедов.
В первой главе автор рассказывает о зарождении
движения бритоголовых в разных странах мира, о
формировании их идеологии, темпах
распространения, об эволюции от музыкального и
стилистического эпатажа одиночек до жестоких и
сплоченных политизированных групп.
Вторая глава посвящена истории возникновения
движения бритоголовых в России. Автор
проницательно отмечает, что эта общемировая
тенденция в России получила своеобразные формы
– еще в 70–80-е годы существовали изначально
глубоко законспирированные (как и любые другие
не санкционированные властью) группы граждан –
младофашисты, «качки» и пр. Так что проблема
молодежного экстремизма, расизма и фашизации
существовала в России задолго до того, как о ней
стали открыто говорить. В этой главе дано
подробное описание видов скинхедов в
зависимости от возраста, анализ причин роста
численности и усиления активности российских
бритоголовых.
В третьей главе рассказывается об
идеологической направленности отдельных групп
бритоголовых – о расистах, нацистах,
антифашистах, «красных», анархистах, о скинхедах
музыкантах, спортсменах, политиках, об их врагах
и объектах агрессии – «не белых», хиппи, панках,
антифашистах и бомжах.
В четвертой главе автор пишет об обычаях и
традициях, внешнем виде, татуировках,
музыкальной и видеокультуре бритоголовых.
Знание этих особенностей может помочь учителям
распознать на ранней стадии «инфекцию», вовремя
принять меры по нейтрализации ее
разрушительного влияния.
Пятая глава посвящена сложным взаимоотношениям
разнородных групп подростков, спорам о месте
бритоголовых среди других групп и течений
неформалов – футбольных фанатов, «люберов»,
хиппи, металлистов, панков и многих других.
В шестой главе особое внимание автор уделяет
анализу причин ухода подростков и
несовершеннолетних в неформальные
контркультурные объединения. Он утверждает, что
участие в неформальных движениях может явиться
символическим способом разрешения (вернее,
смягчения) подросткового и юношеского кризисов
отношений со взрослым миром. Если у подростков и
юношей отношения с миром взрослых никак «не
строятся», если нет взаимного признания и
уважения, то у них возникает потребность в
контркультуре, которая может помочь преодолеть
кризис, символически уменьшить напряжение,
построить хотя бы в воображении мир, где кризиса
не существует. В этой главе дается обзор
тенденций в развитии российского скин-движения,
рассказывается о местах наибольшей активности и
концентрации бритоголовых в Москве, Петербурге и
других городах России, о внутригрупповых
отношениях и межгрупповых контактах,
разновидностях скин-объединений, методах
привлечения молодежи – вербовке и пропаганде.
Дается обзор реально существующих московских и
региональных скин-групп.
В седьмой главе рассказывается о попытках
противодействия бритоголовым со стороны власти
и некоторых общественно-политических
объединений, об объективных трудностях работы со
скинами. Особое внимание автор уделяет
антагонистическим взаимоотношениям
бритоголовых с неформальной субкультурой
рэперов – молодых поклонников рэп-музыки.
В последней, восьмой главе автор пишет о
скин-печати – самиздатовских иллюстрированных
журналах, о праворадикальных изданиях,
публикующих на своих страницах не только
информацию о событиях из жизни и деятельности
бритоголовых, но и нужные и интересные для них
инструкции и рекомендации, об отношении
скинхедов к политическим партиям и движениям, об
их контактах с объединениями
национал-патриотического толка.
В заключение автор пишет о том, что хотя по
сравнению с бритоголовыми Запада российские
скинхеды более политизированы, они пока
представляют собой расистские группировки,
стилистическое направление, банды
хулиганствующих подростков, а не серьезную
политическую силу. Но это не значит, что
скин-движение не представляет угрозы. Оно
выполняет важную функцию в цепи фашизации
общества, разжигает расизм и ксенофобию в
молодежной среде, создает атмосферу страха и
жестокости среди определенной части населения
России. Одновременно бритоголовые составляют
тот потенциальный резерв, который в дальнейшем
будет пополнять все виды расистских, нацистских
и экстремистских организаций.
Это жестокое и жесткое контркультурное движение
с четкой идеологической платформой, обилием
проводимых акций, со всевозрастающей
численностью.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|