Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Дмитрий СОРОКОВ,
Елена КУЦЕНКО

Открываем тайны школьной психотерапии!

Приемы, которые помогут и вам, и детям не уставать на уроке

Бессонница, усталость, плохая память, рассеянность – все эти неприятные симптомы мы привычно объясняем пагубным влиянием стресса. Хотя порой не можем дать отчетливого определения этому понятию. О том, что такое стресс, каковы его механизмы, как он влияет на организм, рассказывает кандидат психологических наук Дмитрий СОРОКОВ. И отвечает еще на один, пожалуй, самый важный вопрос: можно ли бороться со стрессом «домашними средствами», не прибегая к медикаментозным средствам или сложным психотехникам? Оказывается, есть несколько простых и действенных приемов, которые пришли из психотерапии, а именно из ее раздела под названием образовательная кинесиология. Изначально это направление создавалось для работы с детьми, отягощенными проблемами в учебе, в общении, страдающими недостаточной стрессоустойчивостью.
Но если существуют технологии, помогающие таким детям, почему бы те же приемы не использовать на благо развития и образования обычных школьников? А заодно и учителей.

Школа – родина стрессов

Что такое стресс (или гетерономное воздействие)? Это влияние неблагоприятных факторов, мешающее нам развиваться естественным, «правильным» образом. Это чудище о многих головах, и каждая отгрызает свою частичку от нашей души и тела. Защититься от него можно, используя комплекс упражнений. Они эффективны и для детей – начиная с пяти лет,– и для взрослых без ограничения возраста, независимо от пола, уровня образования или профессии.
Кстати, именно профессия педагога одна из самых «стрессоопасных»: гетерономное воздействие оказывает как на взрослого, так и на ребенка само пребывание в условиях классно-урочной системы или в детском саду. Перечень неблагоприятных ситуаций безграничен: вызов к доске, чтение стихотворения наизусть, выслушивание обязательной информации для запоминания, контрольные работы, экзамены, разговор с неприятным тебе человеком, выговор от начальства, открытый урок… Но вы можете сделать два-три упражнения как до наступления тягостной ситуации, так и в то время, как стресс уже набирает обороты, – чтобы свести к минимуму его разрушительное воздействие.

Подготовка к экзамену: шпаргалка или стакан воды?

Итак, вспомните свое состояние в момент стресса: ладони влажные, на лбу испарина. Это неслучайно и небезопасно. Ваш организм резко обезвоживается. Но нервные процессы происходят на основе электро-химических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости (попросту говоря, воды). Недостаток же ее снижает скорость нервных процессов. Следовательно, если вам предстоит важная встреча, выступление перед большой аудиторией, экзамен и т. д., самое быстрое, безопасное и эффективное, что вы можете сделать, – это выпить несколько глотков воды. Уверяю вас, что питье воды перед контрольной или уроком, на котором предстоит объяснение трудного материала, должно стать нормой жизни. И для учеников, и для учителя.
Надо сказать, что не всякое употребление воды работает на благо нервной системы. В частности, всю воду, выпитую во время еды, организм тратит на пищеварение. А если вы хотите выпить воды именно в антистрессовых целях, нужно пить ее или за двадцать минут до, или через полчаса после еды. Лучше всего минеральная вода (газированная или нет), потому что содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях организма. Можно пить и чистую, недистиллированную воду. Полезен в борьбе со стрессом и зеленый чай.
Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или даже вредны. В сладкую газировку производители добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Именно поэтому невозможно напиться колой. Соки не подходят как антистрессовый напиток потому, что для расщепления питательных веществ, содержащихся в них, опять же используется вода. Чай и кофе создают лишь иллюзию повышения работоспособности. На самом деле они просто грубо подстегивают наш организм, как выбившуюся из сил лошадь. А содержащиеся в них кофеин и танин способствуют обезвоживанию. То же действие оказывают алкогольные напитки.

Гармония между левыми и правыми

Вторая проблема, с которой сталкиваются люди, попавшие в стрессовую ситуацию, – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушария головного мозга. Если доминирует одно из них – правое (образное) или левое (логическое), человек теряет способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или по крайней мере приблизиться к ней.
Вспомним, что левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое полушарие – левой. Предположим, что связь действует в обоих направлениях: не только от мозга к телу, но и наоборот. Следовательно, если мы станем выполнять физические упражнения, требующие координации левой и правой половины тела, мозгу волей или неволей тоже придется скоординировать работу обоих полушарий.
Одно из таких упражнений – “перекрестный шаг”: имитируя ходьбу на месте, поднимаете колено чуть выше, чем обычно. (Можно совершать перекрестные движения и сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке.) И каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладете на него «противоположную» руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то наоборот. Для повышения эффективности попробуйте в момент взмаха подниматься на опорной ноге на цыпочки. Или перед подъемом колена делать замах, но не просто сзади, а как бы из-за опорной ноги. Мало того что движения гармонизируют работу полушарий мозга, у них еще и красивое название – джазовый кросс-крол.
Обязательное условие выполнения этого и всех остальных упражнений: двигаться не быстро, в удобном темпе и с удовольствием.
Подобные движения можно в виде игры или гимнастики делать чуть ли не с младенческого возраста, соединяя левую ладошку с правой коленкой малыша. И когда вы видите, какое удовольствие это вызывает у детей, пропадает всякое сомнение в пользе и естественности упражнения.
Предположим, у вас нет возможности сделать перекрестный шаг даже в самом простом виде – сидя, а ситуация требует немедленной сосредоточенности. В этом случае можете нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву Х, и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, но даже «сканирование» глазами этой фигуры требует согласованной работы обоих полушарий: ведь как за все правое в нашем теле отвечает левое полушарие, так за всю левую половину – правое.
Тем, кто хочет видеть своих учеников на контрольных работах и экзаменах в нормальном рабочем состоянии, а не во взвинченном, рекомендую повесить в классе изображение косого крестика. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом или наоборот. И в момент развития стресса непроизвольное внимание ребенка направит его взгляд в ту сторону, чтобы исправить дисгармонию в работе полушарий.

Руки-крюки как фактор целеполагания

Следующее упражнение незаменимо в ситуации постановки цели или важного выбора: планирование предстоящего дня (выполните упражнение, не вставая с кровати), выбор темы сочинения, определение тактики поведения перед серьезным разговором. Упражнение называется “крюки Кука” – по имени автора.
Нужно сесть поудобнее, опершись на спинку стула. Ноги перекрестить на уровне лодыжек или положить ногу на ногу. Руки нужно вытянуть пред собой ладонями наружу, перекрестить их так, чтобы прижать одну ладонь к другой и сцепить в замок. После этого вывернуть получившийся замок снизу, чтобы он оказался на уровне груди, плечи опустить и расслабить.
Теперь перейдем к голове (не расцепляя скрещенных рук и ног). Язык с силой давит на нёбо в том месте, где прощупываются бороздки. И последнее: глаза нужно закатить вверх (чтобы не шокировать окружающих, глаза при этом можно закрыть). Сохраняя эту позу некоторое время, вы почувствуете, что впадаете в состояние легкой дремы.
Дремотное состояние и легкое головокружение свидетельствуют о том, что энергия свободно циркулирует по расслабленному телу. И теперь нужно направить ее в нужное русло: на процесс принятия решения, целеполагания.
Для этого расплетаем скрещенные ноги и свободно бросаем их на пол. Руки – тоже. Язык продолжает давить на нёбо, а глаза опускаются вниз.

Зевайте на здоровье!

Кислородное голодание усиливает негативное влияние стресса. Для борьбы с ним существует прием под названием энергетическое зевание. Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Поэтому предлагаю считать хорошим тоном во время контрольных и экзаменов не только питье воды, но и зевание.
Зевать умеют все. Но чтобы делать это с пользой, нужно во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия, соединяющие (около ушей) нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах проходит большое количество нервных волокон.
Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, трех-пяти зевков будет достаточно.

Подвела память?
Значит, вы с ней плохо обращались

В современной школе детям приходится запоминать огромное количество информации. Причем сведения, полученные сегодня, могут пригодиться и на следующей неделе, и к концу учебного года, и на выпускных экзаменах. То есть ученики должны использовать долговременную память. Ни для кого не секрет, что результаты запоминания часто оставляют желать лучшего: в одно ухо влетело, в другое вылетело. Отчего это происходит? Возможно, из-за того, что запоминание происходило через силу, то есть навязанные сведения были неинтересны и незначимы для ребенка. Может быть и другая причина: информация была получена через те каналы восприятия, которые в тот момент работать отказывались.
Но даже если информация содержится в долговременной памяти, ее не так просто извлечь. Образно говоря, наша память похожа на кувшин с узким горлышком, наполненный воспоминаниями. В момент стресса горлышко забивается. Каждый может припомнить случай, когда от волнения забыл то, что накануне знал как свои пять пальцев.
Что же делать в этом случае? Использовать “кнопки мозга” (активные точки на теле), знание о которых пришло из древней китайской традиции акупрессуры, а сейчас успешно используется в образовательной кинесиологии.
Итак, чтобы активизировать извлечение информации из долговременной памяти, нужно помассировать активные точки, находящиеся в подключичных впадинах. Для этого расположите раскрытую ладонь чуть ниже основания шеи. Большим и безымянным пальцами надо нащупать ключицы и опустить руку чуть ниже. Массировать легкими движениями по и против часовой стрелки, сильно не нажимая. Вторая рука в это же время располагается так: основание кисти на пупке, пальцы направлены вниз. Через непродолжительное время поменяйте руки местами.

Моментальная диагностика

В идеале работа обоих полушарий мозга должна быть гармоничной, но в реальности при смене деятельности может доминировать то одно, то другое полушарие. И для учителя очень важно понимать, в каком состоянии сейчас находится ребенок. Есть до гениальности простой диагностический прием. Он дает возможность очень быстро определить не только какое полушарие доминирует в данный момент, но и самый открытый для информации канал восприятия (о них я упоминал, рассказывая о проблемах долговременной памяти).
Автор приема, называемого “рисование ленивой восьмерки”, Светлана Мазгутова.
Вам понадобится чистый альбомный лист бумаги (А4) и ручка. Очень важно соблюдать все этапы диагностической процедуры, иначе результат будет неточным.
Итак, нужно найти центр листа (можно сгибать пополам по горизонтали и вертикали) и любым значком пометить верх (в углу поставить стрелочку). Задача состоит в том, чтобы нарисовать фигуру, похожую на лежащую (ленивую) восьмерку. Причем обе половинки должны быть правильными окружностями с одинаковым радиусом, которые соприкасаются только в одной точке – в центре листа. И использовать как можно большую площадь на листе.
Начинаем рисовать той рукой, которую вы считаете главной (у большинства это правая рука). В этом случае линия пойдет от центра вправо вверх. Завершив правую окружность и придя в центр, линия пойдет влево вверх и остановится опять в центре листа. Левша должен действовать зеркально (начинать движение влево вверх).
Еще одно условие – рисовать очень-очень быстро, не дольше, чем полсекунды. Это не касается лишь детей пяти-семилетнего возраста. Они рисуют как могут.
Приготовились. Начали! Теперь, что бы у вас ни получилось, нужно обвести другой рукой, стараясь точно попадать на линию. Без ограничения во времени и по правилам для левши, если первый (быстрый) вариант был сделан правой. И наоборот.
И еще раз, держа ручку двумя руками сразу, в “доминантную” сторону.

Что зашифровано в восьмерке

Теперь мы можем приступить к собственно диагностике.
Несовпадение линий, проведенных правой, левой и двумя руками, свидетельствует о недостаточной координации полушарий мозга, глаз и рук. А это неизбежно приводит к проблемам с почерком и, как ни странно, говорит о том, что человек не склонен к так называемой интуитивной грамотности.
По соотношению левой и правой половин восьмерки можно судить о том, какое полушарие доминирует в данный момент. Если, например, правая часть получилась больше по площади, доминирует левое полушарие. И наоборот.
Если по величине половины примерно одинаковы, нужно обращать внимание на форму: какая из них больше похожа на окружность. Доминирующее полушарие обеспечит более совершенную форму. Левое – для правой половины, правое полушарие – для левой.
Итак, по соотношению частей мы можем судить о доминирующем полушарии. И это не теоретическое знание. В педагогике непременно нужно учитывать состояние ребенка. Ибо огромное количество неврозов происходит от того, что эмоциональные, художественно одаренные дети приходят в школу и сталкиваются с преподаванием, основанным на формальной логике.

Не хулиганы, а кинестетики

В образовательной ситуации чаще всего бывают задействованы три канала восприятия информации: зрительный, слуховой, кинестетический. С каждым из них связан свой тип памяти: зрительная, слуховая, моторная.
По форме восьмерки можно определить, какой канал для каждого полушария наиболее готов к восприятию информации и, следовательно, к запоминанию. Другими словами, на основе диагностики можно определить оптимальную на данный момент стратегию восприятия.
У тех, у кого половинки восьмерки получились похожими на окружности, не возникает проблем с восприятием, они пребывают в режиме открытого приобретения опыта, гармонично используя все три канала.
Но чаще всего восьмерки получаются далекими от идеала. Например, вытянутыми вдоль горизонтальной оси (как значок бесконечности). Такую восьмерку называют аудиальной: она означает, что автор склонен в данный момент воспринимать информацию на слух и задействовать слуховую память.
Бывают восьмерки, большая часть которых сдвинута вверх относительно горизонтальной оси. Для человека, нарисовавшего такую восьмерку, скорее всего предпочтительным будет визуальная информация, то есть для лучшего восприятия и запоминания ему нужен наглядный материал. Тот случай, когда говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Если же восьмерка смещена вниз относительно горизонтальной оси, она носит название кинестетической. В этом случае человеку для восприятия необходимо совершать движения. И если в классе в момент объяснения трудного материала несколько учеников начинают ерзать или качаться на стуле, скорее всего они делают это не назло вам, а совершают максимальную работу для лучшего понимания и запоминания. Это не хулиганы, а кинестетики. Некоторые из них любят учить на ходу, другим достаточно видеть движущуюся картинку, например, из окна поезда или автобуса – и материал усваивается гораздо быстрее.

Не так сели?

Информация о преобладающем канале восприятия актуальна только на ближайшее время. Изменится вид деятельности, материал, настроение – может поменяться и канал восприятия.
Тем не менее почти у всех большую часть времени доминируют одно из полушарий и один канал восприятия. И в том случае, если ребенок не имеет возможности их использовать, то есть его вынуждают загружать не готовое к работе полушарие и канал восприятия, он неизбежно испытывает стресс.
Безусловно, определять доминанту для каждого ученика на каждом уроке невозможно. Но можно хотя бы рассадить детей в классе соответственно их особенностям мышления и восприятия.
В классе обычно три ряда парт. Кстати, оптимально, когда учитель как источник информации располагается посередине. Смещаясь вбок, вы уменьшаете свои шансы быть услышанным и понятым.
Так вот, если смотреть на класс сверху, на левом ряду должны сидеть левополушарные ученики, на правом – правополушарные, а посередине – те, у кого полушария работают гармонично или выявить предпочтение сложно.
Ближе всех к доске логично посадить визуалов. За ними на втором плане располагаются аудиалы. Хотя бы потому, что если перед ними посадить кинестетиков, ничего хорошего из этого не выйдет. И на камчатке – шумные кинестетики. Впрочем, этот традиционный и разумный подход – сослать их подальше, чтоб не мешали тем, кто предпочитает смотреть и слушать, – встречается почти в каждом классе.
Такое расположение детей в классе психофизиологически обусловлено.

Можно ли обрести гармонию?

Если человек с гармонично работающими полушариями и гармоничным восприятием рисует восьмерку, состоящую из двух правильных окружностей, почему бы не предположить и обратную связь?
То есть многократное рисование идеальной восьмерки должно гармонизировать работу полушарий и восприятие. На этом строится одна из коррекционных программ.
Если диагностическую восьмерку правша рисует, двигаясь от центра вправо вверх, то коррекционную – влево вверх, как левша. И медленно. С выраженным намерением создать правильную окружность. Глаза неотрывно следят за кончиком карандаша. Коррекционная восьмерка должна быть большой: как минимум размером А4, максимум – мелом во всю доску (в этом случае центр будет напротив переносицы).
Нарисовали? Теперь можете обвести еще и еще раз, поправляя огрехи и приближая форму восьмерки к идеалу.
Поменяйте руку и соответственно направление движения карандаша. Попытайтесь если не улучшить, то хотя бы не ухудшить изображение коррекционной восьмерки, обводя наиболее гармоничную линию.
Потом двумя руками.
Для коррекции можно не рисовать каждый раз восьмерку заново, а сделать образец. Он может быть шершавым на гладком фоне, как буквы Монтессори. Тогда ребенок сможет двумя пальчиками проводить по уже готовой восьмерке в “коррекционном” направлении.
При работе с ребенком раннего возраста можно прибегать к разным ухищрениям. Например, взять его руку в свою. Или дать ему в руки машинку и предложить как можно точнее проехать по дорожке-восьмерке. Это еще лучше, потому что машинка привлекает внимание, и ребенок не только будет совершать коррекционные движения, но и следить за машинкой глазами.
Для взрослых существует усложненный вариант: рисование в пространстве. Вы намечаете воображаемую точку напротив своей переносицы и рисуете в воздухе восьмерку максимальной амплитуды, приподнимаясь на цыпочки, вытягиваясь и наклоняясь вниз.
А самый сложный и эффективный вариант носит название “слон”. Вытянутая рука, плечо которой прижато к уху, изображает хобот, кончик которого должен все время находиться в поле зрения. Пальцы вытянутой руки в коррекционном направлении рисуют в пространстве восьмерку, голова двигается вместе с плечом, а глаза следят за кончиками пальцев.

Что делать на скучных лекциях?

При помощи гармоничной восьмерки можно настраивать и каналы восприятия информации. В том случае, когда нет выбора, можно активизировать тот канал, который предстоит использовать. Например, если трудный новый материал предстоит воспринимать на слух, а часть аудитории отдает предпочтение визуальному или кинестетическому способу восприятия.
Вы, наверное, уже догадались, что секрет в том, чтобы коррекционным способом обводить аудиальную (симметричную, вытянутую по горизонтали) восьмерку. Поскольку мы воздействуем на слуховой канал восприятия, хорошо бы сопровождать рисование звуком собственного голоса: гудеть или мычать без слов, повышая и понижая тон звука.
Детям можно предложить описывать вслух движения: “Ставлю карандаш в центр, веду округлую линию влево вверх, дохожу до верхней точки, закругляю влево вниз и т. д.”
Это упражнение пригодится и во время длинной монотонной лекции, когда вы чувствуете, что восприятие притупилось.
Для активизации зрительного канала следует обводить максимально гармоничную визуальную восьмерку, представляя себе, что цвет по ходу линии изменяется. Если вы хотите повесить в классе уже готовую визуальную восьмерку, нарисуйте ее, используя яркие цвета.
И последняя коррекционная восьмерка – кинестетическая. Для детей она должна быть контрастной по ощущению: гладкая на шершавом фоне или наоборот – чтобы задействовать тактильные ощущения.
Для того чтобы максимально открыть все каналы восприятия информации, используется так называемая танцующая восьмерка. Это изображенные на одном листе все виды восьмерок, включая гармоничную.
Начинаем с трех-четырехкратного коррекционного обведения или рисования гармоничной восьмерки. Потом переходим к аудиальной, затем визуальной и кинестетической. Завершаем движение гармоничной восьмеркой. Напоминаю, что глаза все время следят за кончиком карандаша. Цикл можно проделать несколько раз. А потом повторить недоминантной рукой. И наконец, двумя руками одновременно.


Вопросы после семинара

– Нет ли совсем простого и быстрого способа мобилизовать внимание и сообразительность, если нет под рукой воды?
– Можно подергать себя за волосы в области затылка. Этим вы гарантируете примерно полуминутный эффект. Если дело происходит в присутствии посторонних, внимание которых вы не хотите привлекать, вцепившись в свою прическу, просто причешите волосы.

– Существует ли какое-то подтверждение тому, что массаж точек памяти, например, действительно эффективен?
– Вспомните, что если человек вне себя от волнения или вот-вот потеряет сознание, ему растирают грудь – чтобы опомнился. Или, если хотите, пример из жизни животных: у кенгуру очень распространено движение, напоминающее массаж “кнопок мозга”.

– Существует ли, по-вашему, модель школы, не продуцирующей стрессы?
– В истории педагогики известно несколько свободных школ, специально созданных для того, чтобы развитие детей протекало в атмосфере ненасилия, в том числе и эмоционального: Саммерхилл, Вальдорфская школа, отчасти школа Монтессори. Но до сих пор положение дел таково, что школы эти можно перечесть по пальцам. Вообще возникает сомнение в возможности существования не стрессогенных школ (помимо свободных). Несмотря на множество новых методик и дидактических находок, а может быть, и благодаря им обучение все более и более вторгается во внутренний мир ребенка. Это своеобразная педагогическая экспансия, когда ребенок постоянно делает, и даже с увлечением, то, что считает нужным и правильным учитель. А любая экспансия – препятствие для личностного роста, протекающего в своем темпе по уникальной траектории.

– Есть же технологии, направленные на развитие личности...
– Я думаю, что школы, нацеленные на технологизацию педагогического процесса, не могут быть свободными. Технологии – антипод естественного развития личности. Януш Корчак говорил: “Педагогика – это не то, что должно быть, а то, что может быть”.

– Но большинство школ видят свою задачу в том, чтобы привести ребенка к тому, что “должно быть”. Значит, стрессы – неизбежная плата за образование?
– Увы, наверное, школа без стрессов – явление идеальное.

– Изменяется ли доминанта полушария в течение жизни? Есть ли общая тенденция для разных возрастов?
– В идеале полушария должны работать гармонично, а доминирование одного из них – не “от хорошей жизни”. Например, обучение в школе стимулирует работу лишь левого полушария. И у школьника есть шанс нормально развиваться, только если он компенсирует это эстетической, художественной деятельностью. Еще лучше, если у него есть возможность много двигаться в свободное время.

– Нужно ли эксплуатировать и так доминирующее полушарие или канал восприятия? Может, стоит развивать то, что недостаточно развито?
– Лучше, конечно, использовать доминирующее в данный
момент времени полушарие и наиболее открытый канал
восприятия, чтобы информация лучше усваивалась и ребенок мог ее адекватно воспроизвести. Однако нужно пользоваться каждой возможностью провести антистрессовый комплекс упражнений и гармонизировать работу полушарий и
каналов восприятия. Как делают это в школах Западной Европы, США и Канады. Там гимнастика мозга включена в учебный план.

– Надолго ли хватает активизированного коррекционной восьмеркой канала восприятия?
– На пятнадцать – двадцать минут.

– Кто-нибудь пробовал собрать в одном классе детей с одинаковым типом восприятия или только лево- либо правополушарных?
– Любые сепарационные идеи бесперспективны с точки зрения развития ребенка. Собирать в одном классе детей с одинаковыми недостатками противоречит идее нормального развития.  Как может человек развернуть свои резервы, если у всех окружающих та же проблема или недостаток и не с кого брать пример?
Ведь некоторые способы обучения основаны на подражании.
Значит, развитие будет тем более успешным, чем больше людей с разными способностями окружают ребенка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru