Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Вера БЕДЕРХАНОВА,
доктор педагогических наук,
профессор кафедры педагогики
Кубанского госуниверситета

Правила игры “учитель–ученик”

Обычно мы выбираем их сами. Но всегда ли осознаем свой выбор?

О качествах учителя, и личных, и профессиональных, о слагаемых педагогического профессионализма мы говорили не однажды.
Но одно дело рассуждать, как должно быть в идеале, другое – понять о самом себе: какую позицию я занимал сегодня во время урока, почему действовал именно так. Надеемся, определить собственную педагогическую позицию вам поможет публикация главы из книги Веры Бедерхановой “Личностно-профессиональная позиция педагога”.

Осознание педагогом своего места в образовательном сообществе помогает ему откорректировать свою профессиональную позицию.
Один из самых распространенных подходов к выявлению видов позиций – ролевой подход. Например, Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций, считая, что педагог может выступать в качестве:
информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
друга, если стремится проникнуть в душу ребенка;
диктатора, если насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
советчика, если использует осторожное уговаривание;
просителя, если упрашивает воспитанника быть таким “как надо”, опускаясь порой до самоунижения, лести;
вдохновителя, если стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы.

Позиции учителя иногда классифицируют в процессе тренингов, направленных на взаимодействие с детьми. Например, предлагается типология, включающая тип “учителя на пьедестале” и “учителя без пьедестала”. Первая характеризуется поведением контролера, которое с годами становится стилем жизни. Психологи назвали это мышлением “красного карандаша”. Этот стиль поведения характерен для человека, который в силу своей профессии чувствует себя наделенным особой властью и всегда знает правильный ответ на поставленные жизнью вопросы.
Такая позиция – неестественное положение человека учительской профессии по отношению к другим людям – в какой-то степени спровоцирована недемократическим устройством всей системы образования и, по мнению психологов, портит жизнь самому педагогу. Для системы образования это один из признаков кризиса.
Как правило, отношение к поступкам других людей как к контрольной работе, полученной для проверки, готовность замечать прежде всего недостатки других, скорее ругать, чем хвалить, характерны для авторитарного, давящего поведения. Учителя, которым присуще такое отношение, – не очень легкие в общении люди, даже если им кажется, что они так ведут себя только с учениками, но не с коллегами или близкими.
Позиция “учитель на пьедестале” неоднородна. Авторы считают, что есть разные стили поведения, так сказать, разные “пьедесталы”, на которые взбирается человек, чтобы спрятать от учеников свою личность. Американский психотерапевт Виржиния Сатир предложила типологию стилей родительского воспитания, которую можно перенести на учителей.
Вот эти типы:
Учитель-начальник. Его пьедестал – власть. От учеников он требует прежде всего послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это “опытный учитель”, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже). Он умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он чувствует себя облеченным властью и поэтому особенно принципиален. Он считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою, единственно “правильную” точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые неопределенные ситуации мучительны для учителей-начальников. Результаты такого стиля учительского поведения: конфликты, обиды, “бунт учеников”, отсутствие искренности во взаимоотношениях с учениками.
Учитель-компьютер. Его пьедестал – компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное – компетентность. Если ею кто и обладает, то это он сам. Его речь богата безличными предложениями (“Все знают, что...”, “Хорошо известно, что...”, “Говорят...”, “Есть мнение...”), а местоимений первого лица практически не содержит. Это “закрытый”, “холодный” учитель.
Результат такого стиля учительского поведения – снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно страдает самоуважение тех учеников, которые встречают затруднения в овладении предметом) и в конце концов снижение мотивации к занятиям по этому предмету, даже отвращение к нему, несмотря на то, что такой учитель все делает “ради своего предмета”.
Учитель-мученик. Его пьедестал – бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания. Хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиций миротворца. Больше всего боится конфликтов. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, учитель, занимающий подобную позицию, все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем, у других вызывает страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают учителя, что когда у ребенка что-то случается, он чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины).
Учитель-приятель. Его пьедестал – популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушно по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля учительского поведения – отсутствие у ребенка чувства ответственности.
В поведении конкретного учителя эти разновидности позиции “на пьедестале” могут быть смешанными.

Принципиально иная позиция “учитель без пьедестала”. Ее называют партнерской.
Ее занимает человек, знающий, что нет никакого, даже самого гуманного основания для утверждения своей правоты за счет другого. Для него “Я прав” обязательно подразумевает “Ты (мой ученик) – не прав”.
Учителя-партнеры ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться... Их поведение не расходится со словами.

Во взаимодействии педагога также выделяют “открытую” и “закрытую” позиции учителя.
Для закрытой позиции учителя характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений, переживаний, озарений, утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрыться.
Находясь в открытой позиции, учитель отказывается от собственного педагогического всеведения и непогрешимости, открывает свой личный опыт учащимся и сопоставляет свои переживания с их, излагает учебный материал сквозь призму своего восприятия. В ходе этого происходит диалог учителя с учениками, для которого характерны терпимое уважительное отношение к мнению оппонента (пусть даже ошибочному), умение встать на точку зрения собеседника, критически осмыслить собственную позицию, педагогический оптимизм и доверие, “встречное движение” к ученику. Допускается право ребенка на ошибку (“прекрасная ошибка”, “неслучайная ошибка”, “ошибка, ведущая нас к истине”, “дающая пищу для размышлений”). Критика используется в форме самокритики: учитель приписывает себе ошибочное суждение, типичное для учеников, и подвергает это суждение критике, при этом показывает им, в чем заключается ошибка и как он ее изживает (“когда-то мне казалось”, “раньше я думал”, “тут, наверное, моя вина”, “я не совсем точно поставил вопрос”).

Нина Михайлова и Семен Юсфин считают, что педагогу, занимающему авторитарную позицию, приходится все время наращивать средства насилия и манипулирования ребенком. А в гуманистической педагогике складывается договорное пространство между учителем и учеником как равноправными субъектами образовательной деятельности.
Равноправие между взрослым и ребенком – это не отношение между одинаковыми, а принцип ненасильственных отношений между разными.
Взрослый в этом случае использует свою силу исключительно как дополняющую, укрепляющую возможности самого ребенка. А ученик потенциально способен постичь любое требование, направленное на его собственное благо.
Взрослый помогает ребенку организовать такие отношения, при которых он сможет осознать собственные интересы, заявить собственные права и в то же время осознать права другого человека и соотнестись с ними.
Развивая способности ребенка действовать в ситуации равноправия, воспитатель обращает его к собственной воле и разуму как механизмам саморегуляции в рамках нравственных отношений.
Воспитатель прибегает к противодействию лишь в крайних случаях, когда сам ребенок не в силах контролировать собственные действия и они грозят нарушить свободу действий других. Таким образом воспитатель выступает не только как защитник прав другого, но и как необходимый (а потому справедливый) ограничитель зла, которое ребенок может сам себе причинить, будучи не в силах справиться с ситуацией в рамках равноправия с другим.
Становясь культурной основой, нормой во взаимодействии с ребенком, эти позиции способны создать потенциальный “культурный абрис” направленности поступков и самого ребенка.
Авторы отмечают, что именно на развитие потенциальных возможностей ребенка следовать культурной норме и направлен пафос гуманистической педагогики, которая упрямо преобразует “негуманистическую” реальность.
Авторитарная же педагогика не позволяет работать в потенциальных возможностях, она целиком и полностью “реальна”, а потому беспощадна к слабостям, промахам, ошибкам, проступкам ребенка. Она стремится тут же все “устранить”, “искоренить”, “привести к норме” и продемонстрировать результат.

От редакции. Мы не однажды обращались к теме профессиональной позиции учителя. Надеемся, сегодняшние материалы не поставят точку в диалоге учителей, ученых, психологов о многообразии позиций, занимаемых педагогом. Каждый из вас, уважаемые читатели, может присоединиться к разговору. Пишите, пожалуйста, если тема вас заинтересовала.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru