Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Наталья ФЕДОТОВА

Избегайте менторского тона

К сожалению, в нашей профессии есть свои психологические ловушки. Но умение в них не попасть и есть знак педагогического профессионализма

Несколько лет назад знакомый пришел в гости с подругой, девушкой симпатичной и эрудированной. «Интересно, кто она?» – спросила я, когда часть гостей вышла из комнаты. «А ты что, не видишь, – ответили мне, – она же типичная учительница: все знает лучше всех, не умеет слушать и говорит менторским тоном. Да и с юмором у нее не очень». Печально, но она действительно оказалась школьной учительницей, преподавала русский язык и литературу.
Позже я и сама пришла работать в школу и часто вспоминаю эту не очень лестную характеристику, внимательно присматриваясь к своим коллегам, а главное, к себе. «Все знает лучше всех». Но ведь учитель действительно знает лучше и больше. На то он и учитель. Работа у нас такая – знать больше своих учеников и знаниями этими с ними делиться. Отсюда и менторский тон. Это, конечно, нехорошо. Хотя почему нехорошо? Я не клоун, не массовик-затейник, а учитель, и тон у меня должен быть уверенный, потому что я все знаю.
Какой кошмар! Хотя все вроде правильно. Где та грань, которая разделяет учителя и «типичную училку», как не преступить эту грань и как нащупать ее в себе? В работе учителя есть, на мой взгляд, одна очень большая опасность: какими бы ни были умными мои ученики, я-то ведь действительно самая умная. И так изо дня в день. Из года в год. Теряется чувство критичности к себе. Вернее, может потеряться. И я очень этого боюсь.
Часто ли мы признаем свою неправоту на уроках? Ведь мы можем быть не правы? Или не можем? Признание своей неправоты снижает авторитет учителя или, наоборот, повышает? Откуда взялась шутка: основное правило школьника состоит из двух пунктов: пункт первый – учитель всегда прав. Пункт второй – если учитель не прав, смотри пункт первый.
Почему учителя не любят подшучивать над собой? Ведь действительно не любят. Самоирония вообще не очень распространенное качество, так чего же я прицепилась к учителям? Да потому что считаю это качество необходимым для учителя! Только самоирония может спасти от потери самокритичности, что иногда с учителями происходит, и учитель может превратиться в упивающуюся своей значимостью училку, разговаривающую тоном, не допускающим возражений, не умеющую слушать и слышать.
Как сделать, чтобы со мной этого не случилось никогда? Но чтобы при этом я была на уроке уверена в себе, не сомневалась в своей правоте, быстро и без колебаний ставила оценки. Для меня это всегда так трудно: часто просто не знаю, что поставить. И дети чувствуют мою неуверенность. Наверное, это плохо. Или, наоборот, хорошо – дети видят, что я живой человек, а не машина. Нет, это плохо. Учитель не должен сомневаться. Учитель всегда прав. Если учитель не прав, смотри пункт первый.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru