Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Елена КУЦЕНКО,
Александр КОВАЛЕВ,
заслуженный учитель РФ, директор школы,
Людмила ФРОЛОВА,
заслуженный учитель Кубани,
руководитель курса повышения квалификации

Как сделать ребенка хозяином школы?

Нет, речь не о системе школьного самоуправления, а о хозяйственных мелочах, от которых порой зависит куда больше, чем мы привыкли считать...

«Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 2 для детей с нарушениями интеллекта» – прочитала я на вывеске над дверью. Честно говоря, ехать туда немного боялась: уклад и «изюминку» обычной школы почувствовать можно, если проработаешь учителем много лет, а тут специфика, с которой сталкиваться никогда не приходилось. Да и найдется ли в таком учебном заведении что-то интересное для большинства наших читателей – педагогов обычных, не коррекционных школ? О работе в интернате воспоминания лично у меня гнетущие. А о вспомогательных учебных заведениях все знакомые в один голос говорят: если детей прилично кормят, одевают и не кричат на них, этого уже достаточно. Но этот интернат – федеральная экспериментальная площадка, а с нынешнего года и центр повышения квалификации.
Странно, ворота открыты настежь (неужели воспитанники не убегают?). Территория большущая, лужайки подстрижены, а розы… видели бы вы, какие там розы! Вхожу. В школе тихо, идут уроки. Ремонт совсем свежий.
Всюду удивительно чисто. В свое время одна коллега из школьного отдела говорила, что очень многое о школе можно понять, заглянув... в детский туалет. В самом деле, чистота в этом прозаическом месте говорит не только о том, насколько уважительно относятся к детям взрослые, но и об отношении детей к школе. Так вот, занавесок на окнах, цветов на умывальниках и такой хирургической чистоты я не видела нигде. А деревянные оконные рамы и двери как будто из каталога дорогой строительной фирмы. Удивительно, кто так хорошо финансирует школу? Забегая вперед, скажу, что удивилась гораздо больше, когда увидела еще и футбольное поле, теннисный корт с отличным покрытием, теплицы, тренажерный зал, мастерские, коз, гусей и кур во внутреннем дворике – и все это при обычном для всех интернатов такого типа финансировании. Благополучие, достаток и статус федеральной экспериментальной площадки появились не сами собой и не за один год. Начинали педагоги даже не с нуля, а с “минуса”: сюда перевели ребят из трех подобных учебных заведений. Причем личные дела многих сгорели, далеко не все дети соответствовали коррекционному профилю интерната.
Психологи и педагоги вспоминают тот год как самый тяжелый. Но так уж устроена наша жизнь, что от бедности и безысходности рождаются самые интересные идеи. А люди, оказавшиеся в подобной ситуации, или уходят сразу, или находят резервы для творческого и профессионального роста. Как директор Александр Ковалев, который понял, что не хватает ему знаний по дефектологии, – и получил второе высшее образование. А Людмила Фролова, выслушав насмешки окружающих и вышестоящих – “с кем вы собрались экспериментировать?” – решила начать педагогический эксперимент с создания в школе психолого-медико-педагогической комиссии.
Они во многих начинаниях были первопроходцами, и не только в области коррекционной педагогики. Чего стоило, например, решение закупить хорошее профессиональное оборудование для мастерских. Ведь в школах детей к станкам стараются подпускать как можно реже – от греха подальше. А спортивные соревнования, секции, до вечера открытый спортивный зал – все это было в интернате задолго до последней кампании “за здоровый образ жизни”.
Знаю, что главная головная боль любого директора школы – это деньги, вернее, их недостаток или невозможность потратить на то, что действительно нужно. Поэтому главными моими вопросами были: в чем суть эксперимента и как удается поддерживать такой уровень жизни для ребят? Вопросов два, а ответ, по сути дела, один. Рассказывают (иногда даже не дожидаясь моих вопросов) заслуженный учитель РФ, директор школы Александр КОВАЛЕВ и заслуженный учитель Кубани, руководитель курса повышения квалификации Людмила ФРОЛОВА.

Александр Ковалев. Мы никогда не стремились к собственно экспериментированию, а просто работали с детьми с нарушениями интеллекта и поведенческих реакций. Жизнь вокруг менялась. И мы тоже старались изменять свою работу так, чтобы наши выпускники не оказались беспомощными и неустроенными, выйдя за ворота интерната. Поэтому всеми силами стараемся создать здесь полноценную, здоровую и интересную жизнь; причем не просто для ребят, но прежде всего вместе с ними.
В начале девяностых мы в соответствии с программой давали ребятам профессии столяра, швеи и сельскохозяйственного рабочего. Но к девяносто четвертому поняли, что наши выпускники не могут найти работу, а значит, просто необходимо расширять спектр профессий. А программа-то осталась прежней. Поэтому вводить новые специальности приходилось «на цыпочках»: не просто разрабатывать и опробовать новую программу, но и приписывать ее на первых порах к старой. К «разрешенному» швейному делу присоединяли вязальное и только потом выделяли его в отдельный предмет; столярное дело преобразовали в оборудование пасек, а потом и в пчеловодство; из сельскохозяйственного труда родились декоративное цветоводство и выращивание цитрусовых – они сейчас очень востребованы в нашем регионе. Мы вообще стараемся исходить из реальных потребностей рынка.
Людмила Фролова. Любимая идея Александра Петровича: чтобы воспитать человека, ориентирующегося в рыночных отношениях, учитель сам должен быть рыночником. То есть не просто признавать пользу рыночной экономики, а уметь заработать. Учебный год у мастеров трудового обучения начинается с составления «бизнес-плана»: какие заказы планируются, где и на какие средства будут закуплены материалы. Можно сказать, интернат сдает мастерскую в аренду. Прибыль идет на развитие мастерской, на закупку материалов, учитель получает прибавку к зарплате, ребята зарабатывают себе на «приданое»: мальчишки получают при выходе из интерната хороший набор инструментов, девочки – белье для домашнего обустройства, цыплят, кроликов.

– Мастерские отчисляют школе “налог” с прибыли?
А. К.: “Налоги” берем только продукцией. Часть меда, цитрусовых, овощей идут в школьную столовую; все двери, оконные рамы (на которые я смотрела с откровенной завистью) и табуретки сделаны в столярных мастерских; цветы (помните, розы) и газоны тоже на попечении ребят и педагогов; ремонтируют школу те, кто выбрал профессию штукатура-маляра. Так и обустраиваемся потихоньку: то коз купили, то кур и уток, гусей ребята привезли из летнего лагеря; теплицы, розарий, лимонарий: зимой цитрусовые, летом помидоры, огурцы. Заключили договор с Институтом горного садоводства: они поставляют саженцы самых перспективных сортов. Мы их используем не только для интерната, но раздаем ребятам. Ведь для многих семей участок земли – чуть ли не главный источник существования. На школьном автобусе ребята едут домой и вместе с учителем высаживают по всем правилам саженцы.

– Как вам удается находить учителей для такой уникальной педагогической работы?
Л.Ф. Когда начинали, Александр Петрович «переманивал» мастеров – «золотые руки» из профтехучилищ. А сейчас среди мастеров можно встретить и учителей – химии и истории – из обычной общеобразовательной школы, и художника-дизайнера. Остаются высокопрофессиональные люди, те, кто ценит в педагогической работе свободу и самостоятельность. Поэтому и хотим поделиться опытом с теми коллегами, кому это интересно: кому надоело считать бюджетные копейки и выпускать из школы беспомощных ребят, которые и так обделены физическим и психическим здоровьем.

– То есть вы готовы обучать учителей трудового обучения коррекционных школ любой специализации?
Л.Ф. Да. Мы будем работать с педагогами коррекционных образовательных учреждений всех видов. И не только с учителями труда, но и с социальными педагогами, с заместителями директоров.
А на презентации курсов многие руководители даже общеобразовательных школ говорили, что с удовольствием отправили бы к нам на курсы своих завхозов. И уже в первом потоке будут двое учителей труда из обычных школ.

– При таком необычайно широком выборе специальностей кто определяет, чем заниматься ребенку?
Л. Ф. Во-первых, мы стараемся как можно больше развивать коррекционную диагностику и психологическое сопровождение, чтобы максимально точно определить способности и ограничения ребенка, и в зависимости от тяжести диагноза рекомендуем ту или иную профессию – попроще или посложнее. Кроме того, ребята осваивают несколько специальностей. Благодаря этому, придя на производство, не остаются навсегда в рамках одной полученной у нас профессии, а могут освоить смежную.
А во-вторых, ребята с самого младшего возраста чувствуют себя в мастерских как дома, видят, как работают старшие.
А.К. Вообще нам кажется, что обязательно нужно как можно раньше помогать каждому ребенку определить его склонности и способности. Поэтому средств на психологическую службу не жалеем. (Это правда: в кабинете психолога несколько стеллажей заполнены папками, коробками и коробочками с игрушками, картинками, тестами. Причем вид у них не парадно-пыльный, а вполне рабочий.)

– Меньше чем за десять лет вы собрали столько дипломов, грантов, побед в конкурсах и фестивалях… А по каким критериям сами оцениваете свою педагогическую работу; когда возникает ощущение, что – да, получилось?
Л.Ф.
Когда ребята после школы находят работу, заводят семью. Для многих выпускников интернатов и детских домов проблемой становятся обычные бытовые мелочи: уборка, приготовление еды, планирование расходов. Наши ребята всему этому учатся на практике, мы стараемся использовать все подходящие ситуации.
А.К. Все праздники отмечаем вместе. Девочки сами и готовят угощение, и сервируют столы: красивая посуда, свечи, салфетки...
Л.Ф. А летом, например, сдавали помещение интерната под летний лагерь, и пятерых старшеклассников устроили туда на работу: убирать, помогать на кухне. Когда они получили зарплату, я очень боялась, что потратят на какую-нибудь ерунду. Но они, такие молодцы, все постриглись, купили себе одежду, диски для школьной дискотеки, часть денег отдали родителям.

Я обращаю внимание на то, что коридор облицован керамической плиткой с маленькими кусочками зеркала. Между тем это не просто плитка, а повод для создания образовательной ситуации.
А.К. Когда плитку покупали, только и разговоров было на уроках математики: как измерить площадь стен, сколько плиток уместится, сколько будет стоить. Наши учителя математики вообще стараются составлять задачи, связанные с реальной жизнью. А еще был замечательный проект – ребята делали макет настоящей теплицы, в которой сами же выращивают лимоны. Тут и измерения, вычисление масштаба, и тонкая столярная работа.

– Вы готовы работать с проектами будущих слушателей курсов повышения квалификации?
Л.Ф. Да, именно с собственными проектами. Любой педагог больше заинтересован не в теориях и лекциях, а в том, чтобы увидеть социальные и образовательные технологии на практике, в деятельности, спрашивать и уточнять детали у тех, кто этими технологиями владеет. Тогда впоследствии каждый учитель сможет не копировать чужую, а выстраивать в своей школе собственную педагогику.

За время командировки я побывала в нескольких школах. Но по возвращении на вопрос: ну как? – всем, родственникам, друзьям, коллегам, в первую очередь рассказывала об интернате. О том, что люди, работающие там, прикладывай они столько усилий к строительству собственного благосостояния, давно бы летали на работу на личном вертолете. Что впервые организовали десятый класс для тех, кто еще не готов уйти в самостоятельную жизнь, и принимали туда, даже если мальчишке не хватало до совершеннолетия двух дней. О том, как после уроков в одном из классов я повстречала молодую женщину с двумя малышами – она училась здесь, вышла замуж, уехала на Украину, а теперь, приехав к родителям, зашла навестить свою учительницу, показать сына и дочку. Что ребята даже без сопровождения взрослых ходят по школе спокойно, как хозяева, не носятся и не орут. О том, как в коридоре Людмилу Фролову окликнула учительница и принялась на ходу рассказывать об идее сделать с ребятами модель двора.
Вообще самое замечательное заключается в том, как педагоги говорят о своей школе и каждом новом шаге эксперимента, об успехах ребят, о планах на будущее.
Если вам стало интересно, зайдите, пожалуйста, на школьный сайт http://www.sochi.ru/internat
А подробнее узнать о курсах повышения квалификации можно по адресу: 354003 г. Сочи, ул. Плеханова, 42, спец. (кор.) школа-интернат № 2. Тел./факс: (8622) 60-12-78. Электронный адрес: internat@sochi.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru