ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учимся в Интернете!
Путеводитель по виртуальным курсам
повышения квалификации
Всем учителям время от времени
приходится проходить курсы повышения
квалификации. Работа, семья, хлопоты… А еще нужно
выкраивать время для того, чтобы ездить на другой
конец города чему-то учиться… Хорошо, если в
другой конец своего города! Но теперь не
обязательно тратить драгоценное время на дорогу,
потому что существует Интернет.
Сегодня учителям предлагается повысить
квалификацию в двух основных направлениях: в
компьютерной и мультимедийной области, а также
по преподаваемым в школе дисциплинам. Причем
способы образования, разработанные разными
центрами и институтами, несколько отличаются.
Московский институт повышения квалификации
работников образования (МИПКРО) – ныне
Московский институт открытого образования (http://www.mioo.ru/ogl.php) – уже
несколько лет ведет работу по созданию
дистанционных курсов.
В этом году институт предлагает педагогам и
руководителям новые курсы повышения
квалификации: «Метод учебных проектов для
учителей-предметников второй, первой и высшей
категорий, завучей и методистов»; «Технология
телекоммуникаций: Web-мастерская» (курс для
учителей-предметников, владеющих компьютером на
начальном уровне). В программе этого курса и
знакомство с телекоммуникациями и Интернетом, и
обучение поиску информации в сети, и разработке
Web-страницы. «Информационные технологии в
образовании: презентации, издательство» –
обучает подготовке слайд-шоу для сопровождения
выступлений или проведения уроков; учит
использованию Power Point в проектах учеников,
издательской деятельности на базе пакета WinWord.
Курс предназначен для учителей-предметников,
владеющих компьютером на начальном уровне.
Правда, в этом году на все эти курсы группы уже
набраны, но если вам показалась интересной
предлагаемая программа, можно записаться на
будущий учебный год.
А вот авторский курс Елены Ильиничны Африной
«Основы естественно-научных исследований –
интегрированный курс для 5–6 классов» можно
пройти и в этом учебном году. Курс предназначен
для учителей любых предметов, но особенно будет
интересен специалистам
естественно-математического цикла, хотя может
быть полезен и учителям начальной школы. Из
предлагаемых 72 часов предполагается 30 очных для
получения компьютерных азов и практической
работы с приборами и исследованиями и 40 часов
обучения в дистанционном режиме. Запись в эту
группу открыта как на нынешний, так и на будущий
год (http://schools.keldysh.ru/labmro/web20021/index.htm).
Все курсы бесплатные. Чтобы на них записаться,
нужно оставить заявку, форма которой находится
на сайте. На этом же сайте вы сможете узнать и о
преподавателях, ведущих курсы, и прочитать
описание предлагаемых курсов.
Силами этого института были созданы другие
учебные интернет-сайты, на которых размещены
учебные материалы, задания и упражнения для
слушателей, комментарии преподавателей к
выполненным заданиям и наиболее интересные
работы слушателей. Опубликованы даже учебные
материалы трех дистанционных курсов для
свободного посещения (http://textbook.keldysh.ru).
Центр «Эйдос» тоже трудится на ниве
дистанционного повышения квалификации учителей.
Их сайт (http://www.eidos.techno.ru)
сообщает, что для занятий по разработанной
центром методике необходимо иметь лишь адрес
электронной почты, по которому вам будут
высылать материалы семинара и будет идти
переписка. Желательно, конечно, иметь
возможность доступа в Интернет для участия в
чат-дискуссиях и пользования размещенными в
Интернете дополнительными материалами. Занятия
в центре могут происходить индивидуально или в
локальных группах от трех человек. Если вы решили
учиться не индивидуально, а собрали в школе
группу коллег, нужно избрать локального
координатора, который обеспечит связь с
руководителем семинара и организует работу на
месте.
По результатам занятий центр выдает участникам
курсов и семинаров свидетельства. Занятия в
центре «Эйдос» платные. Стоимость нужно узнавать
отдельно про каждый курс. План курсов на текущий
учебный год можно посмотреть на сайте центра.
Ближайшие из них будут в январе – с 10-го по 19-е. Вы
можете посмотреть тематику этих курсов здесь: http://www.eidos.ru/plans/2002-03.htm.
Вообще же в «Эйдосе» можно дистанционно учиться
не только на курсах, но и в мастер-классах (http://www.eidos.techno.ru/plans/2002-03.htm).
На мастер-классы центр приглашает педагогов,
сотрудников образовательных учреждений,
родителей и студентов. Всего за пять дней вас
познакомят с актуальными проблемами и
технологиями обучения, различными аспектами
использования информационных технологий,
авторскими методиками преподавания некоторых
учебных предметов (http://www.eidos.techno.ru/master/index.htm).
Мастер-классы проходят как в заранее объявленные
центром сроки, так и по мере поступления заявок.
По результатам проведенных занятий участникам
мастер-класса выдаются свидетельства центра.
В Московском государственном открытом
педагогическом университете им. М.А. Шолохова
есть Межвузовский центр дистанционного
образования (http://www.mgopu.ru/mcdo_r.htm).
Там сейчас разрабатывают дистанционные курсы
для учителей, которые, вероятно, появятся уже
после нового года. Это будут курсы повышения
квалификации именно по дистанционному
образованию. Других подробностей пока, к
сожалению, нет. Добавим, правда, что, как только
курсы будут разработаны, о них можно будет узнать
на сайте университета.
Обнаружились в Интернете и сведения о
дистанционных обучающих олимпиадах для
школьников и педагогов. С какой целью они
проводятся? Во время олимпиад происходит обмен
опытом, учителя пополняют запасы дидактических
материалов и методических пособий для
проведения олимпиад, получают помощь в повышении
квалификации, прохождении государственной
аттестации, могут познакомиться с публикациями в
авторской защите разработок, формируется
информационное пространство виртуального
методического объединения учителей. В
олимпиадах участвуют школьники вместе со своими
педагогами. В этом году была дистанционная
обучающая олимпиада по информатике (ДООИ 2002). Это
уже шестой проект, и он абсолютно бесплатный.
Найти информацию о нем можно здесь: http://textbook.keldysh.ru/board/dooi2002.txt.
Существуют единичные курсы, например по
предметам. Один из таких курсов предлагает
образовательный центр «Кудиц». Он представляет
дистанционный курс «Компьютер на уроках
математики»
(http://education.kudits.ru/homeandschool).
Но пожалуй, наиболее полно занимается
дистанционным обучением педагогов Московский
центр Федерации интернет-образования (ФИО).
Дистанционные курсы, предлагаемые ФИО, посвящены
внедрению интернет-технологий в образование.
Поэтому главное, чему обучают на этих курсах, –
это умению использовать интернет-ресурсы в
преподавании предметов. Как рассказал ведущий
специалист центра Александр Александрович
Елизаров (он, кстати, и курирует дистанционное
образование в центре), в их ближайшие планы
входит разработка курсов по всем школьным
предметам. Пока же предлагаются курсы лишь по
иностранному языку и истории, но совсем скоро
появятся еще несколько предметов. Второй блок
курсов, предлагаемых центром ФИО, связан с
углублением знаний учителей в сфере
информационных технологий образовательной
направленности. Уже опробованный центром курс по
основам сетевых технологий относится к этому
блоку. Другие курсы должны быть введены в
ближайшее время. Это: «Особенности веб-дизайна
при построении образовательных ресурсов
Интернета»; «Использование флеш-технологий для
создания мультипликационных иллюстраций»;
«Основы создания педагогически эффективных
презентаций в среде Power Point» и другие.
Желающие пройти дистанционный курс могут зайти
на сайт ФИО (http://center.fio.ru),
выбрать в меню пункт «Дистанционное обучение»,
зарегистрироваться и ждать своей очереди. Через
какое-то время вам придет уведомление о
включении в группу и о графике курса. Занятия
проходят по схеме нормальных очных занятий:
проводится работа с преподавателем по сети. На
проработку каждой темы дается определенный срок
для самостоятельных занятий. Для дистанционных
слушателей на сайте открываются весь
необходимый материал, рекомендации, разработки.
Есть возможность работать с преподавателем,
общаясь с ним по электронной почте, а также
коллективно в группе, используя для этого форум.
Предполагаются не только классические,
стандартные для дистанционного образования
тестовые задания, но и обязательное
подтверждение выполнения каждой темы той или
иной модельной работой, которую слушатель
присылает преподавателю. Курс обычно рассчитан
на полтора-два месяца. Дистанционным обучением,
так же как и очным, занимаются преподаватели
центра. Это люди, которые владеют учебным
материалом и представляют себе специфику
дистанционного образования.
В разработке теории и практики дистанционных
курсов ФИО принимает участие Лаборатория
дистанционного обучения Института общего
среднего образования Российской академии
образования (www.ioso.ru). На основе этих
разработок ФИО проводит курсы для школьников и
для повышения квалификации учителей.
Итак, курсов, семинаров и прочих возможностей
повысить педагогическую квалификацию в
Интернете немало. Что же нужно, чтобы вы имели
возможность обучаться дистанционно? Ответ
многих специалистов по дистанционному
образованию таков: необходимо иметь адрес
электронной почты. Очень здорово, если помимо
этого вы имеете доступ в Интернет, чтобы
участвовать в виртуальных конференциях и
пользоваться различными материалами, в больших
количествах размещенными не только на сайтах
центров и институтов, где вы проходите обучение,
но и на других ресурсах сети. В идеале хорошо
располагать оборудованием, позволяющим
принимать участие в видеоконференциях,
пользоваться электронными лабораториями,
смотреть учебные видеофильмы, которые
предлагают некоторые центры дистанционного
обучения. Но поскольку пока таких мест немного,
вы можете спокойно обучаться в Интернете и с тем,
что у вас есть. Важно, чтобы выбранный вами
институт или центр позволял вам пользоваться
имеющимися у него ресурсами и предлагал список
дополнительной литературы, а также ссылки на
ресурсы Интернета, которые можно использовать в
работе.
На первый взгляд кажется, что дистанционное
повышение квалификации во всех отношениях
удобнее, эффективнее, свободнее, чем
традиционное. Но и оно не идеально: как считает
старший научный сотрудник МИПКРО, координатор
проекта «Московский образовательный Интернет»,
Татьяна Алексеевна Полилова, при дистанционном
обучении требуются значительно большая
самостоятельность, ответственность и
организованность, чем при очных занятиях. Кроме
того, эта форма обучения требует большого
напряжения сил, даже несмотря на такие
преимущества, как, например: не нужно тратить
время на дорогу и можно самостоятельно
планировать время занятий.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|