Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 

Ольга ХОТИМСКАЯ

Учимся в Интернете!

Путеводитель по виртуальным курсам повышения квалификации

Всем учителям время от времени приходится проходить курсы повышения квалификации. Работа, семья, хлопоты… А еще нужно выкраивать время для того, чтобы ездить на другой конец города чему-то учиться… Хорошо, если в другой конец своего города! Но теперь не обязательно тратить драгоценное время на дорогу, потому что существует Интернет.
Сегодня учителям предлагается повысить квалификацию в двух основных направлениях: в компьютерной и мультимедийной области, а также по преподаваемым в школе дисциплинам. Причем способы образования, разработанные разными центрами и институтами, несколько отличаются.
Московский институт повышения квалификации работников образования (МИПКРО) – ныне Московский институт открытого образования (http://www.mioo.ru/ogl.php) – уже несколько лет ведет работу по созданию дистанционных курсов.
В этом году институт предлагает педагогам и руководителям новые курсы повышения квалификации: «Метод учебных проектов для учителей-предметников второй, первой и высшей категорий, завучей и методистов»; «Технология телекоммуникаций: Web-мастерская» (курс для учителей-предметников, владеющих компьютером на начальном уровне). В программе этого курса и знакомство с телекоммуникациями и Интернетом, и обучение поиску информации в сети, и разработке Web-страницы. «Информационные технологии в образовании: презентации, издательство» – обучает подготовке слайд-шоу для сопровождения выступлений или проведения уроков; учит использованию Power Point в проектах учеников, издательской деятельности на базе пакета WinWord. Курс предназначен для учителей-предметников, владеющих компьютером на начальном уровне. Правда, в этом году на все эти курсы группы уже набраны, но если вам показалась интересной предлагаемая программа, можно записаться на будущий учебный год.
А вот авторский курс Елены Ильиничны Африной «Основы естественно-научных исследований – интегрированный курс для 5–6 классов» можно пройти и в этом учебном году. Курс предназначен для учителей любых предметов, но особенно будет интересен специалистам естественно-математического цикла, хотя может быть полезен и учителям начальной школы. Из предлагаемых 72 часов предполагается 30 очных для получения компьютерных азов и практической работы с приборами и исследованиями и 40 часов обучения в дистанционном режиме. Запись в эту группу открыта как на нынешний, так и на будущий год (http://schools.keldysh.ru/labmro/web20021/index.htm). Все курсы бесплатные. Чтобы на них записаться, нужно оставить заявку, форма которой находится на сайте. На этом же сайте вы сможете узнать и о преподавателях, ведущих курсы, и прочитать описание предлагаемых курсов.
Силами этого института были созданы другие учебные интернет-сайты, на которых размещены учебные материалы, задания и упражнения для слушателей, комментарии преподавателей к выполненным заданиям и наиболее интересные работы слушателей. Опубликованы даже учебные материалы трех дистанционных курсов для свободного посещения (http://textbook.keldysh.ru).
Центр «Эйдос» тоже трудится на ниве дистанционного повышения квалификации учителей. Их сайт (http://www.eidos.techno.ru) сообщает, что для занятий по разработанной центром методике необходимо иметь лишь адрес электронной почты, по которому вам будут высылать материалы семинара и будет идти переписка. Желательно, конечно, иметь возможность доступа в Интернет для участия в чат-дискуссиях и пользования размещенными в Интернете дополнительными материалами. Занятия в центре могут происходить индивидуально или в локальных группах от трех человек. Если вы решили учиться не индивидуально, а собрали в школе группу коллег, нужно избрать локального координатора, который обеспечит связь с руководителем семинара и организует работу на месте.
По результатам занятий центр выдает участникам курсов и семинаров свидетельства. Занятия в центре «Эйдос» платные. Стоимость нужно узнавать отдельно про каждый курс. План курсов на текущий учебный год можно посмотреть на сайте центра. Ближайшие из них будут в январе – с 10-го по 19-е. Вы можете посмотреть тематику этих курсов здесь: http://www.eidos.ru/plans/2002-03.htm. Вообще же в «Эйдосе» можно дистанционно учиться не только на курсах, но и в мастер-классах (http://www.eidos.techno.ru/plans/2002-03.htm). На мастер-классы центр приглашает педагогов, сотрудников образовательных учреждений, родителей и студентов. Всего за пять дней вас познакомят с актуальными проблемами и технологиями обучения, различными аспектами использования информационных технологий, авторскими методиками преподавания некоторых учебных предметов (http://www.eidos.techno.ru/master/index.htm). Мастер-классы проходят как в заранее объявленные центром сроки, так и по мере поступления заявок. По результатам проведенных занятий участникам мастер-класса выдаются свидетельства центра.
В Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова есть Межвузовский центр дистанционного образования (http://www.mgopu.ru/mcdo_r.htm). Там сейчас разрабатывают дистанционные курсы для учителей, которые, вероятно, появятся уже после нового года. Это будут курсы повышения квалификации именно по дистанционному образованию. Других подробностей пока, к сожалению, нет. Добавим, правда, что, как только курсы будут разработаны, о них можно будет узнать на сайте университета.

Обнаружились в Интернете и сведения о дистанционных обучающих олимпиадах для школьников и педагогов. С какой целью они проводятся? Во время олимпиад происходит обмен опытом, учителя пополняют запасы дидактических материалов и методических пособий для проведения олимпиад, получают помощь в повышении квалификации, прохождении государственной аттестации, могут познакомиться с публикациями в авторской защите разработок, формируется информационное пространство виртуального методического объединения учителей. В олимпиадах участвуют школьники вместе со своими педагогами. В этом году была дистанционная обучающая олимпиада по информатике (ДООИ 2002). Это уже шестой проект, и он абсолютно бесплатный. Найти информацию о нем можно здесь: http://textbook.keldysh.ru/board/dooi2002.txt.
Существуют единичные курсы, например по предметам. Один из таких курсов предлагает образовательный центр «Кудиц». Он представляет дистанционный курс «Компьютер на уроках математики»
(http://education.kudits.ru/homeandschool).
Но пожалуй, наиболее полно занимается дистанционным обучением педагогов Московский центр Федерации интернет-образования (ФИО).
Дистанционные курсы, предлагаемые ФИО, посвящены внедрению интернет-технологий в образование. Поэтому главное, чему обучают на этих курсах, – это умению использовать интернет-ресурсы в преподавании предметов. Как рассказал ведущий специалист центра Александр Александрович Елизаров (он, кстати, и курирует дистанционное образование в центре), в их ближайшие планы входит разработка курсов по всем школьным предметам. Пока же предлагаются курсы лишь по иностранному языку и истории, но совсем скоро появятся еще несколько предметов. Второй блок курсов, предлагаемых центром ФИО, связан с углублением знаний учителей в сфере информационных технологий образовательной направленности. Уже опробованный центром курс по основам сетевых технологий относится к этому блоку. Другие курсы должны быть введены в ближайшее время. Это: «Особенности веб-дизайна при построении образовательных ресурсов Интернета»; «Использование флеш-технологий для создания мультипликационных иллюстраций»; «Основы создания педагогически эффективных презентаций в среде Power Point» и другие.
Желающие пройти дистанционный курс могут зайти на сайт ФИО (http://center.fio.ru), выбрать в меню пункт «Дистанционное обучение», зарегистрироваться и ждать своей очереди. Через какое-то время вам придет уведомление о включении в группу и о графике курса. Занятия проходят по схеме нормальных очных занятий: проводится работа с преподавателем по сети. На проработку каждой темы дается определенный срок для самостоятельных занятий. Для дистанционных слушателей на сайте открываются весь необходимый материал, рекомендации, разработки. Есть возможность работать с преподавателем, общаясь с ним по электронной почте, а также коллективно в группе, используя для этого форум. Предполагаются не только классические, стандартные для дистанционного образования тестовые задания, но и обязательное подтверждение выполнения каждой темы той или иной модельной работой, которую слушатель присылает преподавателю. Курс обычно рассчитан на полтора-два месяца. Дистанционным обучением, так же как и очным, занимаются преподаватели центра. Это люди, которые владеют учебным материалом и представляют себе специфику дистанционного образования.
В разработке теории и практики дистанционных курсов ФИО принимает участие Лаборатория дистанционного обучения Института общего среднего образования Российской академии образования (www.ioso.ru). На основе этих разработок ФИО проводит курсы для школьников и для повышения квалификации учителей.

Итак, курсов, семинаров и прочих возможностей повысить педагогическую квалификацию в Интернете немало. Что же нужно, чтобы вы имели возможность обучаться дистанционно? Ответ многих специалистов по дистанционному образованию таков: необходимо иметь адрес электронной почты. Очень здорово, если помимо этого вы имеете доступ в Интернет, чтобы участвовать в виртуальных конференциях и пользоваться различными материалами, в больших количествах размещенными не только на сайтах центров и институтов, где вы проходите обучение, но и на других ресурсах сети. В идеале хорошо располагать оборудованием, позволяющим принимать участие в видеоконференциях, пользоваться электронными лабораториями, смотреть учебные видеофильмы, которые предлагают некоторые центры дистанционного обучения. Но поскольку пока таких мест немного, вы можете спокойно обучаться в Интернете и с тем, что у вас есть. Важно, чтобы выбранный вами институт или центр позволял вам пользоваться имеющимися у него ресурсами и предлагал список дополнительной литературы, а также ссылки на ресурсы Интернета, которые можно использовать в работе.
На первый взгляд кажется, что дистанционное повышение квалификации во всех отношениях удобнее, эффективнее, свободнее, чем традиционное. Но и оно не идеально: как считает старший научный сотрудник МИПКРО, координатор проекта «Московский образовательный Интернет», Татьяна Алексеевна Полилова, при дистанционном обучении требуются значительно большая самостоятельность, ответственность и организованность, чем при очных занятиях. Кроме того, эта форма обучения требует большого напряжения сил, даже несмотря на такие преимущества, как, например: не нужно тратить время на дорогу и можно самостоятельно планировать время занятий.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru