ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Услышала по радио: в Москве
учредили новый праздник – День призывника (аккурат
за Днем политзаключенных). Обещают собрать
призывников вместе с родителями на Поклонную
гору и демонстрировать преимущества строевого
шага, рукопашного боя и полевой кухни перед
скромными радостями гражданской жизни. Думаю,
многие родители мальчиков-первокурсников с
содроганием думают, что чудом избежали парадного
мероприятия.
Если раньше рождение сына было в семье
праздником, сейчас это еще и повод для
многолетней родительской тревоги: его заберут в
армию. И начинается хождение по врачам, чтобы
обеспечить “нужный” диагноз. А если ребенок
здоров, нанимают бесчисленных репетиторов. Чтобы
поступил. Правдами и неправдами. Любой ценой.
Куда? Да какая разница! Лишь бы военная кафедра и
отсрочка от армии.
И чего стоят наши высокие педагогические
рассуждения о гармоничном развитии, о том, что
образование должно строиться на поддержке
способностей и интересов, если к выпускному
классу сталкиваемся с непреклонным и отчаянным
родительским “он должен поступить”?
Таким простым способом наши Вооруженные Силы
ухитряются отравлять жизнь стране. Ибо
провоцируют появление десятков тысяч
непрофессионалов – людей, безразличных к своей
профессии, работающих не на своем месте.
На эмоциональном уровне я это поняла, когда сын
стал приближаться к призывному возрасту. А
сформулировать смогла совсем недавно, когда
попала на семинар, где обсуждалась одна из
расплодившихся нынче компьютерных программ-”обучалок”.
Аудитория собралась представительная: учителя
спецшкол и преподаватели вузов, в том числе и
одного из самых известных и уважаемых в России.
Во время долгой демонстрации программы у меня
сложилось твердое убеждение, что как учитель я бы
ее использовать не стала: нет простора для мысли,
только жесткое натаскивание. То есть поначалу у
меня возникали неуместные (как я постепенно
поняла) вопросы типа: “А что происходит с
ребенком в процессе обучения?”, но потом до меня
дошло, что педагогика здесь вообще ни при чем.
Сидевший неподалеку школьный учитель тоже
пытался было говорить о том, что ход рассуждений
не должен быть таким однолинейным, а у задачи
есть несколько решений. И хорошо бы школьник
видел их все.
Но ему (и мне) быстро объяснили, что цель
программы – не развивать какие-то там
способности, а гарантировать сдачу экзамена по
вполне определенному предмету. Выдрессировать
будущего абитуриента на все типы
экзаменационных задач. Конечно, это не для
талантливых, а для тех, кто перебивается с тройки
на четверку и будет поступать в институт с
небольшим конкурсом. Но ведь лучше, чтоб он
поступил... да хоть в институт коммунального
хозяйства или рыбный, чем отправился в Чечню.
Против этого аргумента нет и не может быть
возражений. И я не стала задавать свои наивные
педагогические вопросы.
Но другие вопросы у меня остались. Неужели мы на
протяжении всей жизни обречены приносить жертвы
ненасытному армейскому молоху? Ведь за выживание
в юности мужчина должен заплатить многолетней
каторгой на нелюбимой работе. И все мы покорно
разделяем эту жертву: ситуация, условно говоря, с
рыбой и коммунальным хозяйством касается всех.
Конечно, спустя десять лет молодой человек,
избежав почетной обязанности, может найти силы и
деньги для получения той профессии, где будет
работать с удовольствием. Но тогда бессмысленным
становится его первое высшее образование. А за
него тоже платим, и немало, мы все. Покорно и
безропотно.
Ваш ученик поступил в “рыбный” институт, хотя
всегда интересовался историей? У него
неизлечимая болезнь? Это большая удача.
После того как мой сын прошел медицинскую
комиссию в военкомате, я зашла к главному врачу
узнать результат (приговор?). Он перелистал
бумажки, побрякивая золотыми перстнями, и лениво
протянул: “Ну что вы волнуетесь, мамаша, у него
все в порядке: астма...”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|