СИТУАЦИЯ
В России слишком мало сельских школ
Таковы данные независимых
исследований. У Министерства образования
статистика другая...
Центром Всероссийского мониторинга
социально-трудовой сферы села подготовлена
подборка материалов по состоянию и перспективам
развития сельской школы. Социологическое
исследование было проведено в 2002 году в
восемнадцати регионах России. Опрошено 1500
выпускников сельских школ и 4400 жителей села.
Несмотря на то что за последний год
число сельских школ и учащихся уменьшилось (5 891 800
человек в 2001/02 году), количество учителей в них
выросло на 400 человек. Сегодня 11% сельских
школьников занимаются во вторую и третью смены.
На фоне большого числа школ, где количество
учащихся не превышает десяти человек, школы
крупных населенных пунктов оказываются
перегруженными. Наиболее обострена ситуация в
Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе.
За последний год на селе число учителей с высшим
образованием увеличилось на 12,5%. Это
значительное изменение обещает повышение
качества обучения, считают социологи.
Социологи выяснили, что из общего числа сельских
детей в возрасте от 7 до 15 лет примерно 8,6% не
посещают школу. Это составляет 478 620 детей! Самое
сложное положение – в Центральном федеральном
округе (13,6% детей), Северо-Западном (17,6%),
Дальневосточном (9,4%). Каковы же причины, по
которым дети села не ходят в школы? Оказалось, что
в разных группах населения причины разные. В
семьях руководителей высшего звена – это факт
исключения ребенка из школы (100% случаев), в семьях
руководителей среднего звена 68% из тех детей, кто
не ходит в школу, исключены из нее, а 24% не учатся
из-за отсутствия учебников, одежды, обуви. В
семьях квалифицированных рабочих причины
другие: здесь в 65,5% случаев дети не посещают
образовательные учреждения потому, что помогают
по хозяйству. Еще 24,1% из не учащихся не имеют
средств на учебники, одежду, обувь. Как ни
странно, в семьях неквалифицированных рабочих
сознательность родителей выше: только 28,6% не
посещающих школу детей заняты помощью по
хозяйству. В этой группе высок процент такой
причины, как болезнь ребенка (28,6%). Около 5% из не
учащихся детей не могут посещать школу, потому
что она очень далеко.
Изучая ситуацию с удаленностью школ от места
жительства детей, ученые выяснили, что у 11,3% детей
школа находится на расстоянии от четырех до
пятнадцати километров. Только 75,6% ходят в школу
по месту проживания. Три процента детей
преодолевают ежедневно расстояние до школы
свыше десяти километров, причем 31% делают это
пешком! Половина детей ходят пешком в школу за
три километра. 11% детей – за четыре-пять
километров. При таком положении вещей трудно
себе представить, что будет, если число сельских
школ еще более сократится, а автобусы не смогут
доставлять детей из-за поломок или нехватки
бензина! Очевидно, наилучшим путем для развития
сельской школы должно стать не укрупнение, а
появление даже для маленьких школ возможности
сетевой работы с большими школами, вузами и
техникумами.
В свете ожидающегося перехода к профилизации
старшей школы интересно узнать и о том, что у
половины (44,7%) выпускников села вообще не было
профессиональной подготовки.
Каковы же планы выпускников? Почти половина (по
48%) тех, кто закончил 9 классов, собираются пойти
работать. 25,7% хотят учиться в среднем
профессиональном учебном заведении. Среди
выпускников полной школы половина (48%) детей
намерены поступать в вуз, а почти 30% – в ПТУ и
техникумы.
Только 17,1% выпускников хотят остаться в селе,
половина решительно заявляют о том, что жить в
селе не будут. Главные причины тому – отсутствие
работы (44,4%) и низкая заработная плата (36,4%). И
только 8,1% выпускников называют причиной плохие
жилищные условия.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|