КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ТЕАТРАЛЬНЫЕ СМОТРИНЫ
Елена ГОРФУНКЕЛЬ
Петрозаводск
Конспекты больших спектаклей
Представила в Петрозаводске четвертая
“Ламбушка”
Нынешней осенью состоялась четвертая
«Ламбушка» в Петрозаводске, а этот город не
только столица Карелии, но и, можно сейчас
сказать, театральная столица Севера. Название
фестиваля пришло из одного языка, финского, а
зазвучало с особой нежностью на другом –
русском: ламбушка – это небольшое лесное озерцо.
Этим водным параметром заданы и театральные
условия: спектакли должны быть тоже небольшими,
камерными. В этом году «Ламбушка» приобрела
международный статус и принимала гостей из
Румынии, Финляндии, Монголии. Хозяева не жалели
сил, фестиваль получился радушным, многолюдным,
радостным.
Так, может быть, ради праздничного отдохновения
все это и затевалось? Зачем еще один фестиваль?
Такие вопросы правомерны только для людей,
далеких от театра. Мы-то знаем, что всякий
фестиваль выполняет как минимум два непреложных
закона этого искусства: прямой контакт со
зрителем и обмен идеями и опытом. Фестиваль – это
биржа невиртуальных сценических акций. Развитие
театрального искусства идет из рук в руки, без
посредничества телеэкрана, бумажных занавесей
прессы и всезнайства Интернета. Есть фестивали,
ориентированные на имена, на идеи, на темы.
«Ламбушка» – малые формы. Сюда привозят не
эпопеи и не авангардно-лабораторные опусы, а
маленькие драмы, водевили, скетчи, трагедии,
конспекты больших спектаклей.
На этот раз активным участником стал сам
Петрозаводск. Четыре главные сценические
площадки отданы были для показов, и четыре
спектакля из девятнадцати выставили хозяева, то
есть Театр кукол, Национальный театр, Творческая
мастерская и Русский театр драмы. Город
участвовал в соревнованиях на равных. Кстати, о
соревновании: здесь, на «Ламбушке», оно на самом
деле было, что оправдало работу
представительного жюри из Москвы и Петербурга,
которое не просто присутствовало и наводило
трепет (иногда наигранный) на творцов, но и
обсуждало, порицало, взывало и наконец сделало
свой выбор. Как кажется, он совпал с общим
мнением. Его засвидетельствовала также работа
пресс-центра под руководством Дмитрия Свинцова,
куда входили молодые петрозаводские театральные
критики и журналисты.
Съезд театров из разных городов и стран показал
общую картину театрального движения – не очень
точную, со многими погрешностями, но все же
похожую на правду. Сегодня нет новой драматургии,
во всяком случае, такой, чтобы волновала, сегодня
лидерами театра являются режиссеры, сегодня
спасительницей репертуара стала классика. К ней,
к ее низам, относятся уже пьесы Николая Коляды и
Александра Гельмана. «Мурлин Мурло» соблазнила
ТЮЗ Марийской Республики из Йошкар-Олы, и театр
разыграл пьесу по самым старым столичным
рецептам, а мелодраму «Скамейка» выбрали для
себя актеры из московского «Арт-дома», слегка
подновили и тоже без открытий, но с пафосом
сочувствия представили публике. С настоящей
классикой приехало много театров: московский
«Переулок» – с интеллектуальным фарсом по
роману Франсуа Рабле, совершенно свежей по духу и
плоти похмельной дискуссией гедониста и митька
Панурга (его сыграл режиссер спектакля Владимир
Красовский) с друзьями; пушкинской маленькой
трагедией «Пир во время чумы» вступил на сцену
некогда «своего» театра актер и режиссер Аман
Кулиев, ныне главный режиссер Дзержинского
театра драмы; наконец, «Старосветские помещики»
Николая Гоголя (Национальный театр Республики
Карелии) в постановке молодого режиссера из
Петербурга Владимира Золотаря доказали, что
классика действительно неисчерпаема. Убедиться
в этом смогут москвичи, потому что главная
награда – поездка в столицу (подношение центра
СТД «Ламбушке») с лучшим спектаклем – досталась
«Старосветским помещикам». Еще одна подобная
поездка (ценность ее в том, что без гастрольной
суеты театр выезжает к самому взыскательному и
избалованному зрителю) ожидает моноспектакль из
Нижнего Новгорода «Запев мадонны с Пинеги» по
роману Федора Абрамова. Эта мадонна
глазуновского образца в исполнении Натальи
Кузнецовой и режиссуре Владимира Кулагина
покорила всех добротой и музыкальностью. В
Москву отправится молодая актриса из
Петрозаводского театра кукол Татьяна Мацкевич,
но без спектакля – жюри сочло лучшей только роль
Ласточки в сказке Оскара Уайльда «Счастливый
принц».
Из награжденных более всех городской публике
понравились актрисы, которые без единого
русского слова рассказали, спели и станцевали
женские судьбы, что-то вроде «женского стола в
охотничьем доме» или галинских семейных историй,
хотя действие происходит в сеульской тюрьме,
куда за просроченные визы посажены
монголки-«челноки» (спектакль «Разная судьба»,
режиссер Болд Наваанжанцан). Как видим, пик
актуальности пришелся на зарубежный театр –
Национальный драматический театр Монголии. Пик
эксперимента (честно сказать, утомившего даже
бывалых любителей авангарда) – тоже на
зарубежный театр – «Последнюю ленту Крэппа»
Сэмюеля Беккета в постановке финского режиссера
и исполнителя главной роли Микко Каннинена
(театр «CIRCUS MAXIMUS» из Хельсинки).
Праздник праздником, но были на «Ламбушке» и
будничные неприятности – плохие спектакли,
явный непрофессионализм, необоснованные
претензии, иначе говоря, суррогат вместо театра.
Сколько ни просеивай мусор на стадии подготовки
к фестивалю, все равно процент его оказывается
солидным. Бороться с ним бесполезно, потому что
есть то, что называется ныне «отмазки». Назовись
учеником Анатолия Васильева, или последователем
Ежи Гротовского, или сторонником Питера Брука –
и твоя профессиональная неприкосновенность
вроде бы обеспечена. Так и случилось с Новым
художественным театром из Челябинска, который
под маркой эксперимента привез спектакль «Театр
милиционера Пешкина», где режиссура (Игорь
Цунский) была элементарной разводкой, пьеса –
скетчем для художественной самодеятельности, а
из актеров только Лилия Корнилова старалась
держать планку. Челябинцы, к сожалению, не были
исключением среди попутчиков фестиваля.
Конечно, заключительный акт с наградами, цветами
и благодарностями всех всем сгладил осадок, но
настроение все-таки было испорчено, и это,
надеюсь, послужит уроком для следующей
«Ламбушки». Впрочем, для других театральных
смотров тоже.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|