КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Про обычных людей, которым при
жизни не давали слова
Отвечая одному из авторов, приславших
свою рукопись в “Новый мир”, Виталий Семин
писал: “...для романа (на мой взгляд) очень важно,
чтобы <...> говорили люди, которым при жизни не
давали слова”. В противном случае –
художественная катастрофа, а не только
социальный изъян. Картина мира получалась мало
того что неполной, она была трагически для себя
извращена; это угрожало самой жизни.
Писательский труд Семина, его великолепная проза
восстанавливали этот провал, разрешали эту
чрезвычайную и притом повсеместную ситуацию. Тот
срок жизни, который был ему отпущен, он обратил на
ликвидацию этого провала. Обычные люди, “которым
при жизни не давали слова”, у него
выговаривались. Его личное дарование оказалось
предназначенным для разноголосья. Донской казак
по происхождению, он удивительно слышал
многоязыкую речь. Человек высокообразованный, он
обладал тончайшим слухом, различавшим голоса
детей подземелья – будь то ростовская окраина
или нары остарбайтеров, угнанных в Германию.
“Нет Семина” – так озаглавлена полоса в “Новой
городской газете” в Ростове-на-Дону. Отчаянно и
скорбно. Александр Обертынский, редактор газеты,
посвятил ее 75-летию со дня рождения писателя.
Семин прожил две трети этого срока и в 50
скончался от случайного внезапного хамства.
Перед этим он вернулся из Германии, где побывал
на предприятии, на котором работал 15-летним
остарбайтером, угнанным из Ростова. “Я был
Untermensch, я есть Untermensch”, – повторял он, вернувшись
из этой поездки. О жизни городской окраины он
написал “Семеро в одном доме” – повесть была
напечатана в “Новом мире” Твардовского.
Публикация вызвала шквал поношений и принесла
славу. “Нагрудный знак OST” – предсмертная
публикация, вытесненная из “Нового мира” (уже
без Твардовского) в “Дружбу народов”.
“Память на речь была у него исключительная, –
свидетельствует жена Семина Виктория Николаевна
Кононыхина-Семина. – ...Разбирая архив после его
смерти, я, находя неизвестную мне запись, всегда
узнавала, чей это рассказ, разговор: так точно
были переданы лексические и интонационные
особенности речи говорившего”. Сама педагог,
преподаватель русского языка и литературы,
Виктория Николаевна много рассказывала мужу о
своей учительнице Ирине Адамовне. Она была “из
бывших”. Сын и муж были арестованы и сгинули. С
дочерью жила в глухой бедности, но
“старорежимность” сохранилась в речи, облике, в
любой реакции. С Виталием они зашли к ней однажды.
И сейчас в июньском номере журнала “Звезда”
можно прочитать семинскую запись, посвященную
Ирине Адамовне. К 75-летию со дня рождения мужа в
ростовском журнале “Ковчег” и в питерской
“Звезде” В.Н.Семина опубликовала несколько
фрагментов живой, говорящей семинской прозы.
Некоторые из них являются набросками к
незавершенному роману “Женя и Валентина”,
который, по словам В.Н.Семиной, должен был стать
“эпосом поколения”. Начало романа – с
серьезными купюрами – опубликовал “Новый мир”
в 1972 году.
Не нужно, однако, думать, что это лишь эскизы с
натуры, жанровая живопись. Каждый фрагмент
одухотворен стремлением понять структуру зла и
духовные импульсы противостояния ему, внезапные
толчки сопротивления.
Заканчивая свое послесловие к семинской
публикации в “Звезде”, Л.Дубшан пишет: «Речь
идет о реализме в том высоком смысле, в каком
понимал его Борис Пастернак, сказавший в статье о
Шопене: “Его творчество насквозь оригинально не
из несходства с соперником, а из сходства с
натурою, с которой он писал. Оно всегда
биографично не из эгоцентризма, а потому, что,
подобно остальным великим реалистам, Шопен
смотрел на свою жизнь как на орудие познания
всякой жизни на свете”...»
Публикуем один из эскизов к роману “Женя и
Валентина”, напечатанных в “Звезде”.
Виталий СЕМИН
В ПРИГОРОДНОМ ПОЕЗДЕ
В вагоне кисло пахнет человеческим дыханием, на
скамейках по двое и по трое. До отхода поезда
несколько минут, а в вагон все входят и входят.
Идут с мешками, чемоданчиками от купе к купе –
всюду занято. Занято даже рядом с туалетом, в
крайнем купе, где резок запах дезинфекции и
нечистот. На скамейке, где сижу я, нас пока еще
только двое – я смотрю на часы, скорей бы поезд
тронулся. В это время женский решительный голос
(я не поворачиваюсь на него, он мне кажется
неприятным) говорит:
– Садись, садись. Положено по четыре, а тут двое.
Я снимаю со скамейки на пол чемоданчик,
оглядываюсь. Обладательница решительного голоса
устраивается на боковой скамейке, а та, которой
она предложила сесть рядом со мной, робко
топчется на месте, говорит неопределенно:
– Та ничого, та ничого.
Платье в горошинку, косынка, мешок, перехваченный
завязкой посередине, и хуторская робость перед
мужиком, передо мной. Я подвигаюсь, говорю с
чувством вины неизвестно перед чем:
– Садитесь, места хватит.
Поезд трогается. Поезд этот ведет новейший
электровоз. Вагоны – цельнометаллические. Не
так-то, в общем, давно их рекламировали наши
газеты. И правда, они лучше довоенных. Никель,
дерматин или пластик, которым обиты сиденья и
стены, окна с двойными стеклами. Есть, правда, в
конструкции этих окон что-то угрюмоватое, что-то
глухое. Открывается в них только узкая верхняя
часть. Настолько узкая, что и руки наружу не
высунуть. А сейчас половина этих узких форточек
почему-то забита. Так что вагон накрепко
закупорен. Пока поезд идет, есть еще иллюзия
вентиляции, а когда остановится, сразу
чувствуешь, что в вагоне в три раза больше народу,
чем это было бы нормально. И вообще вагон этот
совершенно не приспособлен для такого вот
пригородного сообщения – над головами сидящих
верхние полки подняты, перегородки между купе, на
третьих полках матрацы в скатках... Все это
вызывает раздражение. И еще вызывает
раздражение, что половина вагонов этого поезда
идет порожняком. Сколько ни езжу этим поездом,
всегда половина вагонов заперта. Зачем их гоняют
порожняком от Ростова до Таганрога, не знаю.
Как-то мой сосед объяснил: “Проводники не хотят
вагоны убирать, вот и набивают нас сюда, чтобы
полпоезда было чистым”. Помню, что тогда меня это
объяснение чем-то ужаснуло. Лет восемь прошло с
тех пор, и вот сегодня опять мне пришлось ехать
этим поездом. Шел я вдоль состава, спрашивал
проводников: “Сюда можно?” И опять, как восемь
лет назад, половина вагонов шла в Таганрог без
пассажиров.
– ...не бейте, дяденька, мне больно, каже. Не бейте,
мне больно. Малый же и каже, мне больно. Они его и
не стали бить.
Я прислушиваюсь. Говорит тетка с решительным
голосом. Спрашиваю:
– Кого побили?
Женщина с решительным голосом охотно объясняет.
Оказывается, трое городских пацанов лет по
тринадцати подстрелили из рогатки хуторскую
утку. Так мужики их настигли и били руками,
ногами, чем попало.
– Звери же. Зверье. – Она обращается к той, что
сидит рядом со мной. – Били двое да еще трое. Тот,
что жену убил, утопил ее. Срок уже отсидел и опять
за свое. – И ко мне: – Бабайки на мальчишках
поразбивали. Весла по-вашему, а по-нашему бабайки.
– И опять к моей робкой соседке: – Я бы их жен
каждый день клевала. Двое же бачили, как пацанов
убивали. Хоть бы крикнули, хоть бы повисли у тех
зверей на руках. – И опять ко мне: – Медальон у
тех пацанов позабирали да рубль денег по копейке,
думали, что никто не видел. А когда к пацанам на
луг пришли, они лежат на земле, подняться не
могут. Один уже умер в больнице, а один еще живой.
– Арестовали тех, кто бил?
– А кто их знает. Вызывали куда-то. А ходят по
хутору. Встречаю их, глаза бы на них не смотрели.
Она еще и еще раз возвращается к тому, как
мальчишки избитые лежали в собственной крови на
земле, а те их все били.
Чувствуется, что все в ней потрясено и ненавидит
она по-настоящему.
В купе не очень прислушиваются к тому, что она
говорит. Но кто-то из женщин вступает:
– Много теперь бандитов развелось. Рассказывают,
недавно в районе банк ограбили. Денег много
государственных взяли...
Но женщина с решительным голосом перебивает:
– А хай берут. Деньги – то деньги. А то живое...
А я думаю о том, что все это – и переполненный
вагон, и забитые форточки окон, и половина пустых
вагонов в переполненном составе, и то, как пятеро
здоровых мужиков били подростков, а потом
отобрали у них медальон и рубль, – все это
существует вместе, накрепко связано между собой
и исчезнуть может тоже вместе...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|