ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
В ПОЛОСЕ ОТЧУЖДЕНИЯ
Доверчивые, открытые, нежные
У детей с синдромом Дауна есть
уникальное свойство – открывать в любом
человеке его лучшие качества
Представьте себе, что ваша жизнь
начинается с двух удивительных событий:
во-первых, ваша мама ужасно расстраивается, а
во-вторых, соглашается взять вас из роддома.
Звучит странновато, особенно второе...
В фашистском обществе ребенка с
синдромом Дауна силой вырывают из рук матери. При
ином тоталитарном раскладе – силой вкладывают.
Демократия предполагает свободу выбора, и этот
вариант считается лучшим. Впрочем, свобода
ограничена примечательной оговоркой: пока не
посягает на свободу других. В свободе матери по
отношению к собственному ребенку есть что-то
изначально нездоровое.
В самой нормальной ситуации молодая мать на
выходе из роддома имеет право отказаться от
своего ребенка. В том числе и от абсолютно
здорового. В большинстве случаев это право чисто
умозрительное, а редчайшие исключения сурово
осуждаются обществом. У нас в России объем усилий
традиционно не принимается в расчет. Болезнь, для
излечения которой нужны годы и десятки тысяч
долларов, всего лишь болезнь. Другое дело –
генетический сбой. Тут уж лечи не лечи... Синдром
Дауна – тот случай, когда отказаться от ребенка
можно и тебя поймут. Болезнь Дауна между тем не
так корежит жизнь ребенка, как полиомиелит, не
так опасна, как банальный диабет или даже астма.
По-моему, родительская любовь может сделать
счастливым любого ребенка, хотя бы на время. Но к
дауненку это относится наиболее прямо. У него нет
явных физических страданий, которые надо как-то
глушить. Он на всю катушку испытывает
непосредственную радость бытия. И все-таки
общество воспринимает его как более
неполноценного, чем слепого или парализованного
ребенка.
Мы привыкли воспринимать человека как сознание в
оболочке тела. Если принять эту модель за
рабочую, тогда все становится ясно. Здоровое,
полноценное сознание в самой исковерканной
оболочке – это одно. Сколько-нибудь
недоразвитое, ущербное (пусть даже только в нашем
понимании) сознание – это совсем другое.
Одноногий – это я в других обстоятельствах.
Умственно отсталый – это не я. А ведь умственная
отсталость – фактор чисто социальный, не
переживаемый лично. По меньшей мере не
автоматически переживаемый. Допустим, дауненок
позже сверстников осваивает речь и
разнообразные навыки. Ему-то что?
Наташа – моя дальняя знакомая. Мы видимся с ней
раз в несколько лет. Я слышал, что ее второй
ребенок родился с синдромом Дауна. Но до этого
лета мы не встречались. Я и взрослого сына Наташи,
здорового и красивого парня, видел всего один
раз. И вот в Крыму вдруг совершенно случайно
встречаю Наташу и ее дочку Феню.
Какая она? Доверчивая, открытая. Настойчивая. То
тихая, то шаловливая. Нежная. В ней есть
младенческое свойство разворачивать человека к
себе его лучшей стороной.
Отчетливое ощущение – мир устроен не для Фени.
Улица, лестница, море – для
нее в ее восемь лет все эти территории опаснее,
чем для двухлетнего ребенка. Чувство опасности,
здравый смысл и двигательная активность
разбалансированы. Впрочем, такое случается и с
обыкновенными детьми.
Меня тянет на слово «обыкновенный», когда я
перехожу к другим, остальным детям. Я не нахожу
адекватных синонимов. «Нормальный»? Но я не могу
назвать Феню ненормальной. Необыкновенной – это
да.
Присмотрелся к Наташе. Ее отношения с дочерью
прочнее и ровнее, чем у среднестатистической
обыкновенной матери с обыкновенным ребенком. Но
ограничиться идиллическими наблюдениями было бы
нечестно.
Представьте себе ребенка, которого нельзя
оставить буквально ни на минуту – для его же
собственной безопасности. Несколько часов Феня в
школе. Отдохнуть не удается, потому что в эти часы
вбиваются все домашние заботы. Дальше –
постоянное напряженное внимание. Как заработать
деньги на жизнь матери-одиночке – это уже чудеса
в духе Копперфильда.
Феня играет с моими детьми. Вроде бы получается.
Наташа пьет чай. Я вижу, как драгоценны для нее
эти минуты расслабления. Оказывается, отдых
начинается, когда на курорте встретишь знакомых.
Сам по себе курорт – еще не курорт.
Нам с женой не помогали бабушки и дедушки. Но нас
двое, и мы часто спокойно пользовались услугами
посторонних людей. «Я на пару минут отлучусь,
присмотрите?» – «Конечно-конечно». Иной раз и
слов не надо. Круговая порука взаимопомощи.
Ребенок-даун в эту поруку не включен. Не из глупых
соображений, а из лучших. Я, например, не знаю, как
себя с ним вести, что ему можно, что нельзя, не
представляю, что делать в критической ситуации. Я
не могу взять на себя ответственность.
То есть все радости материнства, с одной стороны,
огромный труд – с другой. Весь образ жизни
перестраивается, переписывается заново. Чувства
ущербности нет. Есть чувство усталости.
Ну, это понятно, скажете вы. А как же быть с нашей
рабочей моделью – сознание в оболочке тела? Ее
ведь никто покуда не отменял.
А вот как. Есть такое полузабытое слово – «душа».
И при всей неоднозначности его толкования
уместно понимать человека в первую очередь как
душу, а сознание его и тело – лишь как мостики
между миром и душой. Душа ребенка совершеннее,
чем у взрослых. Сознание, развиваясь, лишь
компенсирует это несовершенство.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|