Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Какие темы считаются традиционными в разговорах о сельской школе? Безденежье, слабая материальная база, повальное пьянство родителей. Среди утешительных – более-менее налаженная трудовая подготовка школьников, потому что если и ее не будет, тогда все рухнет, на ней-то в значительной мере держится деревенский образовательный процесс. Но это черные, слишком черные краски, как тучи, плывущие по серому осеннему небу. Хорошо, что не везде и не всегда так. Есть школы, которые пытаются не только детей учить, но и влиять на социальную обстановку в селе, коренным образом изменяя ее. В прошлом выпуске «Сельской школы» ( № 64 от 21 сентября этого года) мы только начали разговор об этом. Сегодня он продолжается. Сегодня – картины из жизни школ, весьма далеких от всевозможных центров, даже областных. Якутия, Карелия, Красноярский край – достаточно удаленные точки на карте. И тем не менее, не ожидая помощи из большого города, местные учителя сами оказывают ее своим односельчанам. Превращают родное село в место, где можно счастливо и достойно жить.

Мария ШИЛОВА,
записал Игорь РЕМОРЕНКО

“Там, где все знают друг друга, от учителя зависит очень многое”

Мария Ивановна Шилова – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования – преподает сейчас в Красноярском педагогическом университете. Она старается как можно чаще бывать в местных сельских школах, преподает в семинарах для студентов по «педагогике деревни», проводит исследования мнений детей, родителей и учителей о сельском образовании. Чем вызван исследовательский интерес к сельской школе? Что сейчас с точки зрения ученого можно изменить к лучшему на селе?

Я училась в сибирской сельской школе в военное и послевоенное время. У нас преподавали эвакуированные и ссыльные учителя. С ними было очень интересно, мы жили единым духом, очень хотели учиться. Помню, Андрей Андреевич Букс, ссыльный математик, считал своим долгом пригласить на школьном вечере девушку потанцевать, показать нашим мальчишкам пример деликатного обращения с девушками. А женщины-преподаватели, в свою очередь, учили нас красиво одеваться, хотя, сами понимаете, в то время особых возможностей в этом смысле не было. Такой уклад нашей общей жизни создавал ощущение какой-то особенной школьной культуры, к которой мы все были причастны. И даже если педагоги не знали методики преподавания предмета (что иногда случалось), им удавалось успешно работать с детьми за счет личной заинтересованности, любви к ним.
Сейчас меня больше всего беспокоит, что село теряет здоровый образ жизни. В те времена, когда я училась, мы знали только одного пьяницу на селе, до сих пор помню его фамилию. И все тогда с осуждением к нему относились. А сейчас их стало столько, что детям порой просто не удается увидеть непьющих взрослых. В нашем селе жила семья, где было семеро детей, а отец погиб на фронте. И все им помогали чем могли, дети выросли, нормально живут и работают. Именно такой семейный, общинный образ сельской жизни навсегда остался в моей памяти.
Я думаю, что сельские учителя могут и должны влиять на местное сельское сообщество, поддерживать и развивать стремление помогать друг другу, выживать своими силами. В этом смысле у сельских школ больше возможностей, чем у городских, ведь в деревне все друг друга знают. Получается, что сельская школа даже больше способна к изменениям, она может быть более динамичной, если в этих изменениях действительно заинтересованы местные жители. Я, как исследователь и преподаватель вуза, вижу свою задачу прежде всего в том, чтобы находить и пропагандировать как можно более широко позитивный опыт работы сельских педагогов, рассказывать о нем студентам – будущим учителям. Может быть, хоть немного это поднимет престиж профессии сельского учителя.
Недавно я побывала в Синеборской школе на юге Красноярского края. Ее ученики приобрели компьютеры, принтеры, телевизор, магнитофон, видеокамеру на собственные, заработанные деньги. Они выращивают овощи на школьном огороде, вяжут и шьют одежду. А в другой школе, где сейчас учатся всего восемь учеников, я заметила одну интересную деталь, побывав там с перерывом в семь лет. За эти годы хрупкие, изящные напольные вазы, которые стояли при входе в школу, ничуть не пострадали.
Даже не встречаясь с детьми, по укладу школы, ее внешнему виду можно судить о ее ценностях, стиле воспитания. Заходишь в маленькую деревенскую школу и видишь: стоит маленький журнальный столик, на нем – икебана, на полу – мягкий коврик. Здесь учителя встречаются с будущими первоклассниками, разговаривают с ними об интересах и склонностях, о том, зачем они идут в школу. И стараются потом эти интересы учитывать в учебном процессе. Или вот картинка. Столовой в школе нет, зато в коридоре стоят небольшие уютные столики, в шкафчике – чайный сервиз. Здесь ребята завтракают. А за окном – ухоженный небольшой газон, цветочные клумбы. Домашняя атмосфера в школе существенно влияет на жизнь села. Глядишь, и пьянствовать меньше будут, когда рядом есть такая школа. Стыдно станет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru