СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Какие темы считаются традиционными в
разговорах о сельской школе? Безденежье, слабая
материальная база, повальное пьянство родителей.
Среди утешительных – более-менее налаженная
трудовая подготовка школьников, потому что если
и ее не будет, тогда все рухнет, на ней-то в
значительной мере держится деревенский
образовательный процесс. Но это черные, слишком
черные краски, как тучи, плывущие по серому
осеннему небу. Хорошо, что не везде и не всегда
так. Есть школы, которые пытаются не только детей
учить, но и влиять на социальную обстановку в
селе, коренным образом изменяя ее. В прошлом
выпуске «Сельской школы» ( № 64 от 21
сентября этого года) мы только начали разговор об
этом. Сегодня он продолжается. Сегодня – картины
из жизни школ, весьма далеких от всевозможных
центров, даже областных. Якутия, Карелия,
Красноярский край – достаточно удаленные точки
на карте. И тем не менее, не ожидая помощи из
большого города, местные учителя сами оказывают
ее своим односельчанам. Превращают родное село в
место, где можно счастливо и достойно жить.
Алексей АНДРЕЙКО
с. Коткозеро,
Республика Карелия
В поисках живого слова для
карельских деревень
Коткозерская школа и ее окрестности
Этнокультурный центр села
Много красивых слов о возрождении
культуры малых народов сказано с высоких трибун
политиками и чиновниками, но реально спасти
такие культуры от исчезновения могут, как
показывает практика, сельские школы. Именно
учителя выступили инициаторами сохранения и
развития карельской народной культуры в
старинном селе Коткозеро. Как сохранить
уникальный коткозерский диалект карельского
языка? Что должны делать школа, родители,
общественные организации, церковь для того,
чтобы возродить народные ремесла, обычаи,
традиции карелов-ливвиков? Ломая голову над
этими вопросами, учителя не сидели сложа руки, а
действовали.
На базе школы-комплекса был создан
этнокультурный центр. Учителя карельского языка
разработали программы по карельскому языку и
народной культуре для детей дошкольного
возраста и учеников первых–шестых классов. В
школе появились свои радио- и телепередачи на
карельском языке, были созданы детский и
взрослый фольклорные коллективы, началось
обучение народным ремеслам (вышивке, плетению из
бересты). В 1996 году завершилась многолетняя
работа по созданию школьного краеведческого
музея “Карельская изба”. Экспонаты музея,
собранные ребятами и учителями, рассказывают об
истории села, окрестных деревень, о трудной жизни
дедов и прадедов сегодняшних учеников. В музее
представлены материалы об истории школы, ее
учителях и учениках. В “Карельской избе”
проводятся не только экскурсии, но и уроки
истории, географии, музыки, рисования,
карельского языка. Здесь же отмечаются многие
праздники – Иванов и Петров день, праздники
“Калевалы”.
С 1997 года на базе нашей школы-комплекса каждый
год работает республиканский этнокультурный
летний лагерь “Карельские птички”. Дети из
Коткозера и других населенных пунктов совершают
экспедиции в карельские деревни, общаются с
коренными жителями, собирают старинные вещи,
разучивают карельские песни и танцы. Главными
учебными лабораториями этнокультурного
образования стали кабинеты карельского языка,
оформленные в национальном стиле и оснащенные
современным оборудованием (в кабинетах собран
значительный фонд магнитофонных записей и
видеоматериалов на карельском языке).
Так вроде бы обыкновенная сельская школа,
объединив культурные, образовательные
учреждения деревни – детский сад, Дом культуры,
библиотеку, подключив сельскую администрацию и
местные общественные организации к важному делу,
решает задачи этнокультурного образования
населения, сохранения и развития народной
культуры.
Школа и социальная работа
Мы знаем, что нравственное воспитание
ребенка невозможно без участия семьи. Поэтому в
деятельности нашей школы работа с семьей
занимает особое место. Имея в школе свое
телевидение, мы пытаемся через его передачи
показать положительные стороны сельской жизни,
хороших людей, благополучные семьи. Нас иногда
критикуют за то, что мы мало показываем
негативные стороны жизни нашего села, слабо
критикуем родителей, не выполняющих свои
обязанности по отношению к детям. Но подобного
рода картины видны в деревне и невооруженным
глазом. Состояние депрессии, груз обрушившихся
проблем изолирует семьи, оставляет их наедине со
своими бедами. Поэтому наши педагоги вместе с
работниками Дома культуры стараются чаще
проводить праздники для всех жителей Коткозера.
Главное внимание социальных педагогов школы
обращено на работу с семьями и детьми,
нуждающимися в дополнительной поддержке. Особую
тревогу вызывают пьющие матери, их в селе почти 20
человек. Мы понимаем, что это больные люди, с
которыми одними беседами и нравоучениями не
обойдешься. Поэтому договариваемся с
медработниками, приглашаем в село
врача-нарколога, организуем просветительскую
работу.
Иногда приглашаем священника Важеозерского
монастыря отца Иллариона побеседовать с такими
родителями в надежде, что, может быть, слово Божие
поможет им вернуться на ровную дорогу жизни.
Но самое страшное, что в таких семьях есть дети.
Чаще всего они не ухожены, не накормлены,
допоздна находятся на улице, курят, пробуют
выпивать. Вот эти дети – особая забота наших
социальных педагогов, которые стараются всеми
силами отвлечь ребят от улицы, от пьющих
сверстников и взрослых.
Гуманная позиция педагогов, желание помочь
ребятам преодолеть трудности в учебе, в общении с
окружающими людьми удерживают их в стенах школы,
позволяют им учиться и получать образование,
соответствующее их возможностям.
Еще одним важным направлением деятельности
наших социальных педагогов стало оказание
материальной помощи нуждающимся семьям,
особенно детям. Наряду с распределением
гуманитарной помощи, приходившей из Финляндии и
Швеции, социальные педагоги пытались провести
благотворительные акции в селе по сбору одежды и
обуви детям. В Доме культуры была организована
выставка-продажа подержанных вещей по самым
минимальным ценам, и односельчане охотно
откликнулись. При участии местной администрации,
уважаемых людей села таким родителям
предлагается помощь в устройстве на работу,
выделяются участки под картофель.
Конечно, это только первые, пока еще
незначительные шаги в сторону изменения
социальной ситуации в деревне. Но уже сейчас
деятельность социальных педагогов заметно
сказывается в смягчении социальной
напряженности, способствует изменению отношения
к школе со стороны сельских жителей, сокращает
детские правонарушения, снижает количество
неблагополучных семей, помогает объединить
людей для совместного преодоления трудностей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|