ПРЕДМЕТЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ
О гимне
Рассказ о том, как демонстранты 1968 года
крутили гимны задом наперед, напомнил мне об
одном недавнем приключении, о путешествии на
самолете на Сахалин.
Здесь нужно заметить, что движение на восток,
навстречу солнцу, когда день внезапно становится
короче вдвое, а временные пояса сжимаются, как
гармошка, происходит и “звучит” особенно. Если
пользоваться музыкальной терминологией,
движение на восток “темперировано” по
восходящей, оно мажорно и возвышенно (особенно
если летаешь на самолете редко и сохраняется
острота впечатлений).
Но к этому мажору и возвышенности, к зрелищу
плывущей внизу земли (неописуемому, не стоит и
браться) постоянно примешивались недоумение и
досада. Какая-то неправильная история происходит
с гимном этого пространства, музыкой, которая
была бы адекватна этим часовым поясам, этой
гармонике, подгоняющей солнце.
Над нами, под нами, вне нас и внутри нас теснится
много музык. Тот марш, который теперь по своей
надобности приняли политики, все их не вмещает.
Но речь не о критике марша.
Речь о способе собирания этого музыкального шума.
Какой-то непонятный и неслыханный гимн собирал
над страной самолет-сачок. Слова были разной
длины, строки слоились одна на другую (может, так
и нужно — попробовать продеть одно через другое
несколько стихотворений, а то если в одну строчку,
получается не то — сужение и теснота).
Новая музыкальная грамота непременно свяжет
звук и пространство; вряд ли тут подойдут сэмплы
и их суммы, по крайней мере пока.
Заранее видится масса закономерностей,
собственно, много их уже найдено
(см. материал о меридиане): музыкальная сфера
мыслится целостно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|