ПРЕДМЕТЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ
О меридиане
**О линии вполне закономерной, меридиане
звука,
а также о своеобразии греческого пения
(Каллас и Галлас)
По мнению критиков (греческих), две
певицы могут составить две крайние точки
«певческого пространства» в прошедшем XX веке.
Судьба им подарила имена показательно
подходящие: Каллас и Галлас. Два противоположных
полюса, Белое и Черное, «Ангелица» и «Дьяволица» (вторая,
Галлас, хоть и зовется Диамандой, выбрала себе
инфернальный сценический образ и подобающее
звучание, для которого слово пение можно
применить с большими оговорками; ниша, которую
она оккупирует — если не прожигает насквозь, —
являет собой площадку рок-авангарда
бомбистского толка, так что Диаманду можно смело
поместить в нижний полюс певческой сферы,
впрочем, она продолжает свой путь, и выводы
делать рано).
Другое дело Каллас, Мария Анна София Сесилия
Калойеропулу (Калогеропулос). Она уже ушла (1977),
стяжав мировую славу, и заслуженно занимает
место на вершине музыкального Олимпа. Путь ее
замкнут и закономерен.
Она родилась в Нью-Йорке 2 декабря 1923 года. Однако
биографы умудряются растянуть эту точку в весьма
протяженный маршрут. Мать, Евангелия, зачала
Марию в Греции, была тяжела ею, когда семья
пересекла океан. Иммигранты Калойеропулу
прибыли в Америку в августе 1923 года. В 1929 году они
меняют фамилию на Каллас.
Пересечение водного (Атлантического) меридиана,
точно это касание некоей важнейшей струны,
оборачивается акустическим фокусом: фамилия
сокращается втрое.
У Марии феноменальные способности; она
самостоятельна в освоении материала (музыки?
времени?), всю жизнь Каллас будет обходиться без
репетиторов в освоении сложнейших ролей. 1937 год,
родители разводятся, семья распадается на
половинки по обе стороны Меридиана. Мария и
Евангелия возвращаются в Афины: на обратном пути
короткая фамилия Каллас разматывается до
исходной длины. В 15 лет Мария дебютирует в роли
Сантуццы в опере Масканьи «Сельская честь».
27 августа 1942 — «Тоска», впервые на греческом, на
открытой площадке. 1944 год, оккупация Греции
немцами и итальянцами (как это прочесть в
музыкальной транскрипции?). Мария принимает
решение вернуться в Америку к отцу. 3 августа 1945
года дает прощальный концерт в Афинах. В декабре
того же года (она снова Каллас) прослушивается в
Метрополитен Опера — провал.
Итальянский импрессарио берет Марию в труппу, но
за несколько дней до премьеры в Чикаго (готовилась
«Турандот») разоряется. И везет ее в Италию. Не
здесь ли чертится Певческий меридиан, ось звука?
Каллас вступает на сей тонкий канат в Неаполе 27
июня 1946 года.
В 1948-м поет Норму — с этого момента она жрица,
ангел, оракул, горний путешественник. И во всяком
путешествии пересечение Меридиана отзывается в
ней сильнейшим резонансом (с обязательной
переменою фамилии).
Наконец эти удары по «струне» подрывают ее
здоровье, только что считать здорвьем —
равновесие? тишину?
16 сентября 1977 года Каллас умирает в Париже,
причина ее смерти неизвестна по сей день.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|