Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРЕДМЕТЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

Филипп ОГОРОДНИКОВ

О пределе

*О пределе применения вышеуказанной матрицы
Для наглядности этот предел можно представить себе границею географической. Вот как сказался он в истории с сочинением Баха «Каприччио на отъезд возлюбленного брата», сказался в сумме печальных обстоятельств, сопровождавших названный отъезд.
Брат Иоганна Себастьяна — Якоб — отправляется в поход; он музыкант, он принят гобоистом в армию шведского короля Карла XII. Карл идет воевать Россию. Семейство Бахов провожает Якоба на край ойкумены — все в слезах. Бах пишет «Каприччио», сочинение из нескольких частей, где озвучивает грядущие приключения брата, вплоть до печального возвращения его.
Начало, напротив, радостно. Весьма показательна в первой части «Фуга в подражание рожку почтальона». Гете с восторгом пишет об этой фуге как о гимне растущего (на восток?) регулярного мира: Трубача не только слышишь... но будто явственно видишь, как он скачет в поле, останавливается на пригорке, обращается на все четыре стороны света... — и не можешь до конца насытить этим чувство и разум.
Трубач (гобоист) голосом рожка раздвигает мир. Вместе с Якобом не столько строй солдат, сколько строй координат пытается проникнуть в снежные пределы Азии. Навстречу им веет не столько снегом, сколько хаосом.
Далее предсказания времяведа Себастьяна начинают сбываться. Армия, ведомая гобоистом, терпит поражение под Полтавой, на границе с пустейшей степью. Брат Якоб и король отступили в Турцию, откуда музыкант вернулся на родину, в освоенные гармонией пределы). Но многие не спаслись от погружения в Тартар. Пленных шведов с полтавского поля повезли вглубь материка (в Вятку). Везли несколько месяцев. Многие из них не выдерживали бесконечного — не темперированного — зрелища суши и сходили с ума. Где предел этой скорбной равнины?
Спрашиваем и мы: а есть ли предел их верному строю, победно, под звуки рожка, раздвигающему границы рацио? Настолько ли универсальна матрица Баха?
Наверное, универсальна, иначе бы мы не услышали его сочинений. Но не полновластна. Возможно, акцент, поставленный на приросте внешнего пространства, локализует ее применение? Музыка льется снаружи.
Что же тогда певцы в кирхе, «клавиши Господа»?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru