ПРЕДМЕТЫ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ
Сегодня мы говорим о пении, и о музыке,
разумеется, впрочем, когда говоришь о музыке на
языке времяведения, ничего само собой
разумеющегося не обнаруживается.
Размороженная архитектура
Если архитектура — застывшая музыка
(остановленное, замершее время, ритм которого мы
можем наблюдать воочию, скажем, в шаге колонн), то
музыку мы можем рассматривать как пришедшую в
движение, размороженную архитектуру. Здания,
протяженные мосты, триумфальные арки, сложенные
из материала времени. Все очень просто: человеку
необходимо помещение, укрытие во времени — не
меньше, чем реальный дом, покров пространства. Мы
окружаем себя стенами и крышей, и только после
этого чувствуем себя защищеными. Точно так же нам
нужно безопасно и комфортно поместиться во
времени. К примеру, с того момента, когда мы
осознаем конечность своего существования (этот
момент обязательно переживает всякий ребенок),
укрытие во времени становится нам совершенно
необходимо. Время стремительно бежит мимо:
музыка одна способна спасти нас от этого
сквозняка.
Пение появилось раньше музыки — несомненно, оно
было главным способом заговорить, удержать
убегающее время (см. материал «Сумма шума» ). Этот
способ был известен с древнейших времен. С тех
пор занятие по обустройству времени, занятие
пением и музыкой стало одним из важнейших
занятий человека. В иные эпохи музыкальное
образование считалось обязательным наряду с
искусством чтения и владения мечом. Человек
учился покорять, подчинять себе непослушное
время. Фигуры, которые он лепил из пластилина
времени, были весьма разнообразны (теперь оно
раскатано в одну бесконечную колбасу и
однообразно нарезано на дни и часы). Все это были
музыкальные фигуры.
Их эволюция весьма показательна. Ключ (водный),
ручей, широкое озеро, переполненная звуком
небесная сфера — всякий раз перемена фигуры
означала переворот в видении и понимании мира.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|