РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Михаил Рыклин. Деконструкция и
деструкция: Беседы с философами
М.: Логос, 2002 (Серия «Ecce homo»)
Когда-то, еще в советские времена,
студент и молодой ученый Михаил Рыклин читал в
оригинале труды Жака Деррида, Феликса Гватари,
Жана Бодрийяра и других западных мыслителей и, по
его нынешнему признанию, «переоценивал
возможность их непосредственного постижения». В
90-е годы маятник качнулся в противоположную
сторону: познакомившись и пообщавшись лично с
культовыми философами, Рыклин убедился в
непознаваемости, герметичности их текстов. И тем
не менее внутренний опыт, запечатленный в
текстах этих бесед, весьма ценен для читателя, не
чуждого метафизики. Собеседники Рыклина –
десять крупнейших современных мыслителей
Запада: ныне покойный Жак Деррида, Феликс
Гватари, Жан Бодрийяр, Жан-Люк Нанси, Филипп
Лаку-Лабарт, Ричард Рорти, Поль Вирилио, Сюзан
Бак-Морс, Борис Гройс, Славой Жижек.
В предисловии Рыклин объясняет, почему он назвал
сборник именно «Деконструкция и деструкция»:
«Эти два мыслительных хода наиболее значимы для
отношения современной философии к традиции».
Так, уже в первой беседе – с Жаком Деррида (она
состоялась в феврале 1990 года) – собеседник
Рыклина анализирует советский контекст и
применимость к нему процедур деконструкции.
Перестройка для французского философа – это
тоже в каком-то смысле деконструкция, хотя и не
столь масштабная, как большевистские реформы
20–30-х годов. Вообще интерес всех десяти
философов к советскому опыту заметен. И это не
просто дань вежливости. «Октябрьская революция
была крупнейшим событием в интеллектуальной
истории ХХ века; долгое время она определяла
горизонт современного мышления», – резюмирует
Рыклин.
Политизированность и логоцентризм – вот главные
мотивы практически всех бесед. Жан-Люк Нанси
отмечает, что тоталитарные режимы создавали
вокруг себя мощное поле политических мифов, в то
время как развитые демократии испытывают
подлинный дефицит символического. И это зияние,
по мнению француза, должна заполнить именно
философия. Славой Жижек констатирует кризис
текстуализма в современной философии, заодно
разбирая сложную систему «двойных запретов» в
сталинском СССР. Бодрийяр основной тенденцией
актуальной западной мысли считает «ностальгию
по ностальгии»…
В завершающей главе Рыклин анализирует печатные
отклики семи своих собеседников на события 11
сентября 2001 года в Нью-Йорке. Так, по наблюдению
культуролога и искусствоведа Бориса Гройса,
место Великого Преступника в массовом сознании
западного человека теперь занял Великий
Заговорщик. «Холодную войну» сменил всемирный
заговор бородачей-экстремистов. К каким новым
запретам и ограничениям демократических свобод
это может привести, Гройс даже боится
предположить…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|