РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ЧУР, НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ!
Сыграем в осень?
Этот тест является одновременно
увлекательной и полезной интеллектуальной
игрой, развивающей воображение и речь. Но вновь
напоминаю всем нам, взрослым, что обращение с
результатами требует особой деликатности: ведь
многие тесты, и этот тоже, включают в себя хоть и
маленький, но все же подвох: спрашиваем об одном,
а на самом деле интересуемся другим.
Чтобы провести этот тест, нужно
пригласить двух или трех ребят к
соревновательной игре. Объясните ее условия. Вы
называете некое ключевое слово, а они,
вооружившись листком бумаги и карандашом, должны
в ответ написать те слова, которые характеризуют
предмет, явление, понятие, обозначаемое ключевым
словом, или связаны с ним по какой-либо
ассоциации. Засеките время. На всю работу ровно
пять минут. Когда работа закончена, участники по
очереди читают слова из списка. У кого больше? У
кого ассоциации неожиданнее? Сколько слов
совпало? Опыт показывает, что ребята лет с
одиннадцати и до семнадцати-восемнадцати с
готовностью и увлечением откликаются на
предложение сыграть в такую игру.
Для первого опыта предложите нейтральное, но
богатое эпитетами и ассоциациями слово.
Допустим, “осень”. Игроки пишут: золотая,
дождливая, ранняя, поздняя, грустная,
бесконечная, осень грустных воспоминаний, осень
радостных встреч, опять в школу, холодает, скоро
каникулы... и так далее.
Игроки освоились с условиями и рвутся в бой.
Предложите еще одно слово, столь же нейтральное и
многоассоциативное. Например, “тишина”,
“город”, “музыка”. Проведите второй тур. А
после него скажите, что теперь задача
усложняется: нужно подобрать характеризующие
эпитеты и ассоциации не к одному слову, а к целому
словосочетанию. Привлекайте внимание к
“сложности” задачи, говорите, что у многих не
получается, но пусть они попробуют, вдруг
получится... Высказывайте сомнение. Игроки
прямо-таки подскакивают на стульях: попробуем,
получится! Тут-то вы и называете словосочетание,
ради которого все затеяно, – “внутренний мир”. С
помощью такой хитрости, доброй, конечно, и
любовной, вы подвели своего ребенка к готовности
открыть вам, что он думает о своем внутреннем
мире.
Ребята пишут, вы волнуетесь. Что появится на
листке? С каким кругом ассоциаций связано у
вашего ребенка представление о собственном
внутреннем мире? Вдруг вам придется услышать:
“Одиночество, тоска, смерть, пустота,
непонимание...”? Или у игроков действительно
ничего не получится, так как о внутреннем мире
они никогда всерьез не задумывались? Или вы с
облегчением услышите: “Цель, мечта, перспектива,
самосовершенствование...”?
Подготовила
Елена ИВАНИЦКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|