КНИГА ИМЕН
Изнанка судьбы
История одной парижской гостиницы
В этом повествовании мы будем
придерживаться реальности или воспоминаний о
реальности, что, в сущности, одно и то же. С одной
оговоркой: L`Hotel – это загадка, не поддающаяся
смыслу, лабиринт с обманчивыми ассоциациями. А
потому лучше на этот момент оказаться в комнате с
нечетным количеством углов, на пересечении
диагоналей, с зашторенными окнами, без
свидетелей. Попытка пересказать историю без
учета геометрии интерьера комнат для многих
заканчивалась безуспешно. Рассказчики путались
в портьерах, их слова застревали в
комнатах-лабиринтах, а руки натыкались на
окна-ловушки. В результате их тела находили на
тротуарах, на соседних крышах, в волнах Сены, в
склепах Пер-Лашез… А их отторгнутые страсти,
пороки, алчность и честолюбие оставались
навсегда жильцами этих стен.
Когда-то здесь была часовенка, принадлежащая
монастырю аббатства Сен-Жермен-де Пре на левом
берегу Сены. Купол и пристройки – в духе земной
обители ангелов. В шестнадцатом веке вокруг
богоугодного пансиона завертелись
головокружительные интриги, и со святостью было
покончено. Любовные победы королевы Марго
фиксировались каждой новой надстройкой к
часовне. С тех пор интерьеры комнат стали
средоточием опасных связей и куртуазных интриг.
Постепенно дом расстраивался, «любовных
павильонов» становилось все больше. До наших
дней Париж продолжал удивлять мир своими
порочными и гибельными связями, а павильоны
гостиницы обрастать новыми декорациями. К началу
девятнадцатого века l`Hotel, 13, rue des Beaux Arts принял
облик дома с фасадом, не похожим ни на какие
существующие стили. Эта пестрота и
фантастическая несоразмерность до сих пор
необъяснимо притягательны.
В 1816 году учитель биологии Жак-Поль Беснар и его
молодая жена Элизабет открыли в купленном ими
доме гостиницу. В старинной книге посетителей
написано: «…ни одной занозы на кровати в комнате
с окном на розовый куст….» Как вернуть этому дому
потерянную святость и сделать это место
сакраментальным? Нужно стать на одну ступеньку с
грехом. Нужен был человек, который может
разговаривать языком пространства. Так появился
Жак Гарсия…
Ни вино, ни какое другое веселье не помогало. На
холсте пусто. Жак Гарсия чувствовал, что
первоначальный образ потерян, и потерян
навсегда. Ему казалось, что он безнадежно ищет
вокруг только свое отражение из будущего – те
уста, тот свет, тот облик. Он погружался в
забвение и в забвении утолял на время
нескончаемую жажду. Он готов был пойти на
беззаконие, на убийство, лишь бы освободиться от
кошмарных видений. И когда он опять оказался на
Левом берегу, ноги принесли его к знакомым
воротам. Он договорился с хозяином, что займется
подбором мебели за скромную плату и возможность
ночевать в одной из пустующих комнат. Прошло
полгода. Беснар по просьбе молодого дизайнера
превратился в путешественника, антиквара,
контрабандиста. Он колесил по миру и скупал
всякую рухлядь: решетки, стулья, подсвечники,
гобелены... Он почти не бывал дома. Но Гарсия не
торопился. Днем он обживал по очереди каждую
комнату. Располагался на кровати, читал минут
пятнадцать, потом отвлекался, смотрел в зеркало.
Читателем он был прилежным, однако мечтания
отвлекали его от книги. Облокотившись на стену,
он закрывал глаза и засыпал. В два часа пополудни
появлялась жена хозяина Элизабет. Некоторое
время она оставалась на пороге, смотрелась в
зеркало, нервно поправляя прическу. Потом
бесшумно подходила к кровати и касалась поцелуем
губ художника. Так его дневные сны стали похожими
на беспокойные видения, населенные разными
персонажами. На следующее утро он переходил в
следующую комнату, падал, усталый, в кровать,
открывал книгу, листал страницы две или три:
историки, поэты, художники, философы… Потом
засыпал, а во сне обучался говорить с будущим на
одном языке.
Сейчас это место называют артистическим,
литературным, богемным… Хозяин гостиницы
французский актер Ги Луи Дюбошерон и
американский архитектор Робин Уэстбрук в
строгом соответствии с традициями
предшественников поддерживают репутацию
увеселительного заведения. Это завтрак под
журчание фонтана и в окружении цветистых
павлинов, фазанов и попугаев. Двадцать не похожих
друг на друга комнат, расположенных на шести
этажах, с удивительным интерьером,
подсказывающим особую атмосферу. Различие
стилей стало квинтэссенцией внешней роскоши,
отмеченной в дизайне печатью скрытого греха.
Истории, которые составят легенды отеля, будут
будить воображение самых искушенных грешников. И
никаких повторений, и никаких подобий – только
свежесрезанная роза на подушке и бутылка
охлажденного шампанского – для нового гостя и pour
vous… Две трети всей антикварной мебели
принадлежит отелю с первых дней основания.
Остальная докуплена и адаптирована в
соответствии с характером и пожеланиями
постояльцев. Галерея зеркал в фойе – нечто общее
с галантерейным магазином, висячими
вавилонскими садами, библиотекой, которую
подарил гостинице Наполеон III. Шесть этажей,
соединенных старинным лифтом, обитым пурпурным
гобеленом. И этот странный, изломанный свет, в
котором сбалансированы стиль, атмосфера и образ:
розовый будуар Рейна, стулья эпохи Карла Х,
игрушки Жозефины, гашишные трубки Рембо, а еще
бамбуковые пагоды, леопардовые кардиналы,
зеркала в стиле «ангелочек», ультрабританские
ванны из красного дерева, квадратная японская
мебель, солнечные зеркала из Индии, картины
Рафаэля и Утрилло и, наконец, квитанции, на
которых Оскар Уайльд оставил свои чахоточные
чернила... Великий поэт, денди и бонвиван
останавливался здесь в 1900 году под вымышленным
именем, умирающий, гордый, бедный. Он задолжал
хозяину отеля 2 тыс. 643 франка и фразу: «Я жил не по
средствам, видимо, так же не по средствам и умру».
Его комнату с желтым абажуром и павлином на
гобелене экстраординарные постояльцы передают
от одного к другому. А некоторые всю жизнь
безуспешно стремятся выиграть ее у судьбы в
рулетку. В ХХ веке здесь останавливались
наркоторговцы и террористы, преступники, певцы,
актеры. Здесь они влюблялись, расставались,
сводили счеты с жизнью. На этой кровати Клаус
Кински метался в белой горячке, а Брижит Бардо
рожала своего сына. В 1971-м в этой комнате
остановился рок-поэт Джимми Моррисон, скрываясь
от удушливого лета, от славы, томимый обнищавшим
духом, ища забвения. Джимми возвращался сюда под
утро, после посещения любимых всеми маргиналами
подвальчиков под названием «Rock`n Roll Circus». Здесь он
дважды вывалился в окно. Сначала на одну из крыш,
потом на капот автомобиля – скатился, поднялся
цел и невредим и пошел по улице в поисках места,
где можно напиться и умереть. Смерть все это
время следовала за ним тенью, трепетала,
любовалась – каждую ночь беря отсрочку на
неделю.
Работа была закончена. Беснар заплатил Гарсии
обещанную сумму, из которой заранее вычел плату
за разбойное нападение той же ночью на художника
и препровождение его тела на Пер-Лашез. Ночью ему
захотелось сесть посреди комнаты и поднять с
пола оброненную книгу. Что-то томило его и
особенно этот неуловимый, скользкий холодный
свет окон. Свет, который ослепит одних и сделает
зрячими других.. Жак Гарсия, фантазии которого
принадлежат все призраки этого дома, прощаясь,
сказал: «Все бы ничего. Но этот свет… Возможно,
что свет – это новая форма тирании. И кто знает,
какие еще беды он может сотворить?» Бедный
художник смутно догадывался о другой формуле
воздействия на судьбу – пространств со знаком
минус всегда больше времени со знаком плюс.
Поэтому он все делал так, чтобы не оставлять
после себя никаких примет.
Не раз под вечер, скинув башмаки и свое пестрое
облачение, Беснар падал в кровать и рыдал от
приступа отчаяния. Он смотрелся в огромное
зеркало и видел нечто пугающее: он в белых
парусиновых штанах, коротко стриженный, в черном
свитере и маленьких черных очках. Потом возникал
странный шелест, пульсирующий ритм музыки… Где
мы будем завтракать? Конечно, на Левом берегу.
Где-нибудь на бульваре Санта-Моника, в знаменитых
Cafе de fleurs или Deux Magots, где не раз веселились и
пьянствовали Сартр и Камю, Пикассо и Модильяни.
Двадцать франков в одну сторону. Таксист, который
до этого момента слушал пренебрежительно,
каменеет, сосредоточив взгляд на белой разметке
трассы. Вы действительно хотите позавтракать на
rue Beaux Arts в гостинице с безличным названием l`Hotel?
Как вам будет угодно. Как вам будет угодно…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|