КНИГА ИМЕН
Между синей и красной кровью
Человек с двумя сердцами
Cхема – как во всех учебниках анатомии.
Цветная картинка: контуры человеческого тела,
внутри которых буйствует синий и красный цвет.
Артериальная и венозная кровь циркулирует по
полуразомкнутым кругам, по ветвям, по мельчайшим
веточкам, уводящим в самые дальние части
организма… И – сердце, как у любого из нас. Два
желудочка, два предсердия. Оно разве что не
бьется здесь, на рисунке, – нет, оно напряжено как
для удара, этакий неловкий крошечный мускул,
средоточие силы и боли (столь сильные сокращения
мышцы вызываются электрическими импульсами,
миниатюрными молниями, посылаемыми неведомо
откуда, из темноты)… Но нет! Теперь считается, что
внутри не темнота. Каждая живая клетка –
генератор энергии. Каждая клетка излучает свет.
Какого цвета? Красного? Бордового? Зеленого?
Цвета тела, цвета мечты, цвета серебряной крови?
Или этот свет меняется – как меняется освещение
в течение суток? Возможно, внутри нас год за годом
восходит солнце, стоит в зените, опускается за
горизонт, и тогда наступают сумерки. Тогда для
него – человека, изображенного на рисунке, – это
время уже наступает. Если вы внимательнее
присмотритесь к изображению, то увидите, что оно
отличается от общепринятого. Здесь два сердца,
связанных с одними и теми же венами и артериями.
Они как бы прикрывают друг друга, будто произошел
сдвиг картинки, смешение красок. Но все остальное
на схеме пропечаталось четко. Или это неловкая
попытка художника передать движение сердца?
Эскиз, первоначальный набросок – что вообще
невероятно для научной иллюстрации? Все
разъясняет надпись под схемой: «Феномен
Огнивцева. Человек с двумя сердцами».
Это издание – дореволюционный справочник по
хирургии. Всего-навсего. И то, что в нем упомянуто
почти мимоходом, наверняка должно быть известно
всем хирургам. Тем более спустя столетие. Но имя
доктора Огнивцева не фигурирует ни в одной
научной работе по медицине. И вовсе неизвестно
имя его странного пациента, упомянутого на
страницах справочника. Книга напечатана в
Екатеринбурге в 1911 году, тираж не назван,
издатель – «Общество сельских медиков и
акушеров» – организация почти мифическая,
зарегистрированная в городской управе в том же
году и упраздненная спустя семь месяцев «за
смертью учредителя», а именно – Владимира
Огнивцева. Здесь же, в городском архиве,
встречается еще раз имя сельского фельдшера
Огнивцева, чтобы более нигде и никогда не
упоминаться в официальных документах. Это,
собственно, единственный след для того, кто
захочет предпринять официальное расследование.
К папке учредительных документов «Общества…»
приложен картонный конверт, на котором черной
тушью нацарапано: «Согласно завещанию д-ра
Огнивцева В.Ю. сии его дневниковые записи
сохраняются в архиве Управления, зане будут
востребованы наукой». Однако конверт пуст.
Но кроме документов существует еще сюжет,
переданный в произведении какого-то не слишком
знаменитого эмигрантского романиста. Сведений о
нем на берегах Сены, да и на каких бы то ни было
берегах, теперь тоже, наверное, не сыщешь.
Пережила без малого век только его маленькая
книжка с каким-то многословным претенциозным
названием. Фамилия автора уже не приходит на
память – брошюра осталась за ненадобностью в
одной из парижских мансард, но из нее было
вырвано несколько страниц, включая последнюю –
для хозяйственных нужд. Они, как ни странно,
сохранились. По последней странице видно, что
книга напечатана в Париже в двадцатые годы за
счет автора. Действие романа происходит в
Екатеринбурге в начале столетия. Фамилия
главного героя – Огнивцев, он врач, приехавший в
город откуда-то из глубинки. Это человек, у
которого два сердца, и когда одно болит или
пылает, другое остается холодным. В конце концов
он погибает из-за «сердечной неритмичности», как
выражается автор сего шедевра. Если это вымысел,
то он не слишком удачен.
Сопоставляя книгу и медицинский справочник,
можно, однако, сделать некоторые неожиданные
выводы. Прежде всего тот, что по меньшей мере
автор первой брошюры знаком с содержанием
«Справочника по хирургии». В книге подробно
описывается та же картинка, только тут Огнивцев
показывает ее (увы!) любимой, а может, и нелюбимой
девушке, объясняя несообразности своего
поведения.
Милая, пойми, я не бессердечен – напротив,
напротив!
Впрочем, вся двойственность человеческой натуры
доктора в романе только тем и исчерпывается. То
он безумно любит героиню, то его передергивает от
самой мысли о ней. Надо думать, во время
очередного «передергивания» и наступает смерть
Огнивцева – по причинам, упомянутым цитатой
выше.
И тем не менее при всей бесталанности автора
роман, как и его главный герой, оставляет какое-то
двойственное впечатление. Удивляет поразительно
яркое описание самочувствия человека с двумя
сердцами – из «дневника Огнивцева», которым
обильно переложено повествование. И невольно
закрадывается подозрение, что как раз дневники
эти подлинные.
«Я засыпаю. Я знаю, что сейчас засну. Но когда
почти погружаюсь в сон, одно из сердец начинает
жить жизнью сна – спешить, напрягаться, замирать,
а другое работает ровно и мерно. Мне не нужен
стетоскоп, чтобы это слышать: я погружаюсь в ритм
быстрого и медленного сна, тело вздрагивает, и
эти ритмы, доносящиеся сквозь сон, будто
сплетаются в какую-то безумную музыку вроде
африканских тамтамов, которых, впрочем, я никогда
не слышал, но наверняка они должны звучать именно
так! Подобное происходит вовсе не каждой ночью,
но иногда это случается и в часы бодрствования –
когда есть время остаться неподвижным и
прислушаться к себе».
«Не знаю, что там говорят о двойственности
человека. Только об этом ныне европейцы и говорят
– так рассказывал доктор Н. нынче за ужином. Ах,
конечно, конечно, это нам, провинциалам, не
понять. У нас совсем другие проблемы. Было глупо
объяснять ему, что он говорит, может быть, с
этаким символом двойственности. Тем более что он
по части психиатрии, и дорога в желтый дом была бы
тут вероятнее дороги на кафедру. Мне, пожалуй, не
нужно ни то ни другое. А что мне нужно? Зачем я
вообще сюда приехал, бросил практику, сижу у
тетки на хлебах да праздно шатаюсь по этому
грязному городу? Вот вам вопрос, господин Н.! Если
ответ на него, как говорится, подсказывает сердце
– какое?»
«Смешно и грустно. Выжить ребенком, бояться
самого себя в юношеские годы, окончить
медицинское училище, чтобы понять, как такое
может быть, – и все только чтобы объявиться
этаким феноменом, уродцем на медицинской
ярмарке? Если Бог дал мне два сердца (если Бог,
конечно) и здравый рассудок, чтобы об этом знать и
это понять – есть же цель? Хотя вообще (и вотще –
sic!) человеку дан рассудок, достаточный вроде бы,
чтобы понять самого себя. И что?»
«На картинке, которую я нарисовал, сперва у
человека было одно сердце. Я пририсовал второе.
Но что изменилось? Ничего. Я взял карандаш и
закрасил рисунок по всем правилам. Красная,
артериальная, кровь проходит сквозь легкие и
разносится по организму. Синяя, венозная,
лишенная кислорода, возвращается из неведомого
пути. Что-то остается в человеке. Вся
двойственность только в том и состоит – между
входящим и исходящим. Например, любовь к пище,
нелюбовь к фекалиям. Но это мнимая
двойственность, это цельность жизни. Если бы
одному из моих сердец заблагорассудилось
перекачивать только венозную кровь, а другому
только артериальную – меня бы не было на свете.
Откуда в них такое согласие?»
«Человек счастлив потому, что не ощущает себя
существом из крови и плоти. Мне же два сердца
ежесекундно, всю жизнь, с тех пор как я это понял,
напоминали о смертности, о несовершенстве. Мне
стоило долгих трудов доказать себе, что это на
самом деле и есть высшее совершенство. Тогда я
обрел способность быть счастливым –
способность, которой наделены все остальные люди
от рождения. И может быть, я ею воспользуюсь».
Дневники Огнивцева представлены в книге лишь
небольшими фрагментами. Трудно сказать, реальные
ли это заметки или более талантливо написанная
часть романа. В конце концов, все это только
домыслы, попытка вырвать из забвения имя одного
человека – может быть, даже за счет другого.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|