Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

“Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР”

30 октября, День памяти жертв политических репрессий. Может быть, самая незаметная из памятных дат. По нескольку десятков человек из года в год сходятся в этот день у Соловецкого камня на Лубянской площади, у памятников в других городах; кажется, они бы и не собрались вместе, если бы существовали другие места, куда можно в этот день прийти.
По телевидению показывают неожиданно долгие репортажи; в них словно звучит: хоть вас и мало собралось, мы знаем о значительности события и потому тратим эфирное время. Выступает какой-нибудь дежурный политик, изливает официоз, обещает приложить усилия и все такое.
День прошел.
Впрочем, было бы странно ожидать от государства какой-либо инициативы в этом вопросе. В силу того что оно – государство. Но политкорректность соблюдена.
Например, в учебниках истории тема политических репрессий освещается подчеркнуто бесстрастно и в минимальном объеме. «После осуждения репрессий ХХ съездом КПСС в отечественной науке они стали связываться преимущественно с личными качествами И.В.Сталина...» Это цитата из учебника «История России, ХХ век», признанного лучшим по итогам конкурса, объявленного правительством.
Аккуратно излагают. Не придерешься.
Может быть, это и к лучшему. Представляете, что бы было, если бы в школах ввели, скажем, спецкурс “История политических репрессий в СССР”? Какие методички по этому предмету мы бы получили? В каком положении оказались бы учителя?
Но бывает и так, что тему эту не обойдешь: неожиданный вопрос ученика, старая фотокарточка, книга воспоминаний. И вдруг понимаешь, что тема политических репрессий, тема лагерей – не мина замедленного действия, а скорее промоина в вечной мерзлоте, куда легко может провалиться все наше настоящее.
И поэтому разговор о ней – всегда личный, всегда осторожный и выдержанный, всегда от первого лица. Но как его вести, на что опереться?
Никто не ответит, кроме нас самих.

Так сложилось, что темы политических репрессий в СССР в школе не существует. Параграфы из учебников новейшей истории можно не считать: их авторы будто сговорились описывать тему в двух словах, с упором на «чистки» в партии и армии. Да и вряд ли возможно вообще дать достоверное описание политических репрессий в формате учебника. Не задача ведь, не правило, не сведения к размышлению…
Наверное, отсутствие этой темы в учебниках – школе на благо. Хотя часто говорят, что дети должны, дети обязаны это знать, иначе мы потеряем поколение… Можно себе представить, что случилось бы, когда в приказном порядке в школах ввели бы, скажем, спецкурс «Политические репрессии в СССР». Какие методички мы бы получили; в каком положении оказались бы учителя, вынужденные говорить о том, о чем рассуждать просто, по-человечески не готовы…
Но бывает и так, что учитель сам выбирает: говорить. Необходимость: вопрос ученика или прочитанная книга воспоминаний – и уже нельзя уйти в сторону, увильнуть.
Кто-то станет рассказывать об одной-единственной судьбе. А кто-то захочет рассказать об эпохе: в документах, в свидетельствах, фотографиях.

Раньше, чтобы все это собрать, пришлось бы год ходить по библиотекам и архивам. Но недавно Музей и общественный центр имени А.Сахарова выпустил издание «Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». Книга эта не учебник, скорее хрестоматия, сборник документальных свидетельств тех времен, снабженный тематическими статьями – результатами авторских исследований.
Книга состоит из трех частей. Первая часть – исследовательская, в ее семи главах в хронологической последовательности освещаются различные аспекты противостояния власти и общества в Российской империи и в СССР с середины XIX до конца XX века.
В первой главе книги рассказывается о противостоянии власти и общества в последние 70 лет существования царской России, об эволюции ее государственного строя, о политических репрессиях в разные периоды ее истории и о неудачной попытке ухода от авторитарного режима после Февральской революции 1917 г.
Следующие главы посвящены истории советского тоталитарного государства. В главе «Законодательная база советской репрессивной политики» ясно показывается, что репрессивная политика была не некой революционной импровизацией, а имела «глубокие идеологические корни и солидную теоретическую базу в виде марксистско-ленинского учения о власти и государстве». В этой главе прослеживается, как сознательно и целеустремленно выстраивалась система судебных и внесудебных органов «пролетарского принуждения», которое, по словам идеолога и жертвы этой системы Н.И.Бухарина, было «методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».
В третьей, четвертой и пятой главах книги рассказывается о становлении тоталитарного государства в 1917–1920 гг., о государственном терроре 1930-х годов, о массовых репрессиях в годы Второй мировой войны и закате сталинизма. В сущности это была
40-летняя война большевиков с народом, каждый этап этой войны начинался и прекращался централизованно, по приказу из Москвы.
Шестая глава «Жизнь и борьба за колючей проволокой» рассказывает о борьбе с произволом и насилием в концлагерях СССР, о голодовках и восстаниях, о жестких методах подавления сопротивления. Хотя говорить о массовом сопротивлении в ГУЛАГе вряд ли правомерно, однако, как пишут авторы, создать «идеального заключенного» (так же как и «идеального строителя коммунизма») не удалось – заключенные не утрачивали способности мыслить и сопротивляться. Так, в 1974 г. узники мордовских и пермских политических лагерей решили объявить день 30 октября Днем политзаключенного в СССР, который в 1991 г. был внесен в государственный календарь памятных дат как «День памяти жертв политических репрессий».
И в последней главе первой части книги «Диссидентская активность и правозащитное движение в послесталинскую эпоху» показано, как «катакомбное» инакомыслие одиночек превратилось в масштабное социальное явление. В главе прослеживается, как в противовес государственным подцензурным издательствам возник свободный «Самиздат», как впервые в многовековой истории России сформировалось движение ненасильственного сопротивления, влияние которого на власть и общество оказалось намного действеннее, чем эффекты от «бомбометания».
Во второй части публикуются авторские тематические подборки документов и материалов к каждой главе первой части. Это 60 документов и материалов, среди которых фрагменты статей историков, воспоминаний политиков, писем заключенных и администраторов, секретных записок, постановлений и законов.
Третья часть содержит рекомендации для подготовки факультативного курса или отдельных уроков по темам каждой из глав.
В заключение авторы пишут: «Одним из уроков трагического опыта XX века должно стать понимание того, что свободу надо постоянно защищать... Эта книга – предостережение новым поколениям граждан России, которые должны усвоить, что свобода личности всегда была и остается высшим достижением человеческого духа и современной культуры».

Чтобы можно было лучше представить содержание книги, мы публикуем оглавление и перечень материалов к главам (в сокращении):

Глава первая. Противостояние власти и общества в конце XIX – начале ХХ века
Глава вторая. Законодательная база советской репрессивной политики
Глава третья. Становление тоталитарного государства. 1917-й – конец 1920-х гг.
Глава четвертая. Государственный террор в 1930-е гг.
№ 1. Из совершенно секретной записки инструктора Нарымского окружкома партии В.А. Величко И.В. Сталину, Р.И. Эйхе и секретарю Нарымского окружкома К.И. Лебиц о судьбе трудпоселенцев. 3–22 августа 1933 г.
№ 2. Из заявления на имя И.В. Сталина бывшего чекиста П.А. Егорова, заключенного в Усть-Вымском ИТЛ. 20 декабря 1938 г.
№ 3. Из совершенно секретного доклада Прокурору СССР М.И. Панкратьеву и Главному военному прокурору РККА Гаврилову о результатах проверки проведения массовых операций в Туркмении. 23 сентября 1939 г.
№ 4. Из протокола заседания парткома завода “Дальдизель” в Хабаровске. 13 июня 1937 г.
Глава пятая. Лихолетье войны и закат сталинизма. 1939–1956
№ 1. Совершенно секретный доклад народного комиссара
внутренних дел СССР Л.П. Берия И.В. Сталину. 5 марта 1940 г.
№ 2. Из совершенно секретной записки председателя КГБ при Совете Министров СССР А.Н. Шелепина Н.С. Хрущеву. 9 марта 1965 г.
№ 3. Совершенно секретная справка заместителя начальника управления особыми отделами НКВД СССР С.Р. Мильштейна Л.П. Берии. Октябрь 1941 г.
№ 4. Из совершенно секретного спецсообщения начальника УНКГБ по Пензенской области полковника госбезопасности Николаева секретарю Пензенского обкома ВКП(б) Морщинину. 28 июня 1943 г.
№ 5. Из письма секретаря Ярославского обкома ВКП(б) А. Ларионова секретарю ЦК ВКП(б) Г. Маленкову. 5 мая 1945 г.
№ 6. Из справки секретаря Краснопресненского райкома ВКП(б) г. Москвы Ликовенкова первому секретарю МК и МГК ВКП(б) Г.М. Попову. Июль 1945 г.
№ 7. Из совершенно секретного доклада министра госбезопасности СССР В.С. Абакумова И.В. Сталину. 17 июля 1947 г.
№ 8. Из совершенно секретной информации об участии заместителя министра иностранных дел Белорусской ССР В.И. Формашева в инциденте, произошедшем в колхозе “Коммунизм” Минской области. 9 мая 1949 г.
№ 9. Из обращения молодежи г. Валуйки Курской области в редакцию газеты “Комсомольская правда”. Июнь 1949 г.
№ 10. Совершенно секретное письмо В.С. Абакумова Г.М. Маленкову. 26 августа 1949 г.
№ 11. Из анонимного письма бывшего военнопленного И.В. Сталину. 12 января 1950 г.
№ 12. Из письма О.М. Коломоец (Горобец) в редакцию газеты “Известия”. Июль 1990 г.
Глава шестая. Жизнь и борьба за колючей проволокой
Глава седьмая. Диссидентская активность и правозащитное движение в послесталинскую эпоху

Владимир СЕВРЮГИН

Издание “Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР” можно бесплатно заказать в Музее Андрея Сахарова по адресу: 105120, Москва, ул. Земляной вал, 57, стр.6; адрес электронной почты:   shchekotova@saharov-center.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru