УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ
“Книга для учителя. История
политических репрессий и сопротивления
несвободе в СССР”
30 октября, День памяти жертв
политических репрессий. Может быть, самая
незаметная из памятных дат. По нескольку
десятков человек из года в год сходятся в этот
день у Соловецкого камня на Лубянской площади, у
памятников в других городах; кажется, они бы и не
собрались вместе, если бы существовали другие
места, куда можно в этот день прийти.
По телевидению показывают неожиданно долгие
репортажи; в них словно звучит: хоть вас и мало
собралось, мы знаем о значительности события и
потому тратим эфирное время. Выступает
какой-нибудь дежурный политик, изливает официоз,
обещает приложить усилия и все такое.
День прошел.
Впрочем, было бы странно ожидать от государства
какой-либо инициативы в этом вопросе. В силу того
что оно – государство. Но политкорректность
соблюдена.
Например, в учебниках истории тема политических
репрессий освещается подчеркнуто бесстрастно и
в минимальном объеме. «После осуждения репрессий
ХХ съездом КПСС в отечественной науке они стали
связываться преимущественно с личными
качествами И.В.Сталина...» Это цитата из учебника
«История России, ХХ век», признанного лучшим по
итогам конкурса, объявленного правительством.
Аккуратно излагают. Не придерешься.
Может быть, это и к лучшему. Представляете, что бы
было, если бы в школах ввели, скажем, спецкурс
“История политических репрессий в СССР”? Какие
методички по этому предмету мы бы получили? В
каком положении оказались бы учителя?
Но бывает и так, что тему эту не обойдешь:
неожиданный вопрос ученика, старая фотокарточка,
книга воспоминаний. И вдруг понимаешь, что тема
политических репрессий, тема лагерей – не мина
замедленного действия, а скорее промоина в
вечной мерзлоте, куда легко может провалиться
все наше настоящее.
И поэтому разговор о ней – всегда личный, всегда
осторожный и выдержанный, всегда от первого лица.
Но как его вести, на что опереться?
Никто не ответит, кроме нас самих.
Так сложилось, что темы политических
репрессий в СССР в школе не существует. Параграфы
из учебников новейшей истории можно не считать:
их авторы будто сговорились описывать тему в
двух словах, с упором на «чистки» в партии и
армии. Да и вряд ли возможно вообще дать
достоверное описание политических репрессий в
формате учебника. Не задача ведь, не правило, не
сведения к размышлению…
Наверное, отсутствие этой темы в учебниках –
школе на благо. Хотя часто говорят, что дети
должны, дети обязаны это знать, иначе мы потеряем
поколение… Можно себе представить, что
случилось бы, когда в приказном порядке в школах
ввели бы, скажем, спецкурс «Политические
репрессии в СССР». Какие методички мы бы
получили; в каком положении оказались бы учителя,
вынужденные говорить о том, о чем рассуждать
просто, по-человечески не готовы…
Но бывает и так, что учитель сам выбирает:
говорить. Необходимость: вопрос ученика или
прочитанная книга воспоминаний – и уже нельзя
уйти в сторону, увильнуть.
Кто-то станет рассказывать об одной-единственной
судьбе. А кто-то захочет рассказать об эпохе: в
документах, в свидетельствах, фотографиях.
Раньше, чтобы все это собрать, пришлось бы год
ходить по библиотекам и архивам. Но недавно Музей
и общественный центр имени А.Сахарова выпустил
издание «Книга для учителя. История политических
репрессий и сопротивления несвободе в СССР».
Книга эта не учебник, скорее хрестоматия, сборник
документальных свидетельств тех времен,
снабженный тематическими статьями –
результатами авторских исследований.
Книга состоит из трех частей. Первая часть –
исследовательская, в ее семи главах в
хронологической последовательности освещаются
различные аспекты противостояния власти и
общества в Российской империи и в СССР с середины
XIX до конца XX века.
В первой главе книги рассказывается о
противостоянии власти и общества в последние 70
лет существования царской России, об эволюции ее
государственного строя, о политических
репрессиях в разные периоды ее истории и о
неудачной попытке ухода от авторитарного режима
после Февральской революции 1917 г.
Следующие главы посвящены истории советского
тоталитарного государства. В главе
«Законодательная база советской репрессивной
политики» ясно показывается, что репрессивная
политика была не некой революционной
импровизацией, а имела «глубокие идеологические
корни и солидную теоретическую базу в виде
марксистско-ленинского учения о власти и
государстве». В этой главе прослеживается, как
сознательно и целеустремленно выстраивалась
система судебных и внесудебных органов
«пролетарского принуждения», которое, по словам
идеолога и жертвы этой системы Н.И.Бухарина, было
«методом выработки коммунистического
человечества из человеческого материала
капиталистической эпохи».
В третьей, четвертой и пятой главах книги
рассказывается о становлении тоталитарного
государства в 1917–1920 гг., о государственном
терроре 1930-х годов, о массовых репрессиях в годы
Второй мировой войны и закате сталинизма. В
сущности это была
40-летняя война большевиков с народом, каждый этап
этой войны начинался и прекращался
централизованно, по приказу из Москвы.
Шестая глава «Жизнь и борьба за колючей
проволокой» рассказывает о борьбе с произволом и
насилием в концлагерях СССР, о голодовках и
восстаниях, о жестких методах подавления
сопротивления. Хотя говорить о массовом
сопротивлении в ГУЛАГе вряд ли правомерно,
однако, как пишут авторы, создать «идеального
заключенного» (так же как и «идеального
строителя коммунизма») не удалось – заключенные
не утрачивали способности мыслить и
сопротивляться. Так, в 1974 г. узники мордовских и
пермских политических лагерей решили объявить
день 30 октября Днем политзаключенного в СССР,
который в 1991 г. был внесен в государственный
календарь памятных дат как «День памяти жертв
политических репрессий».
И в последней главе первой части книги
«Диссидентская активность и правозащитное
движение в послесталинскую эпоху» показано, как
«катакомбное» инакомыслие одиночек
превратилось в масштабное социальное явление. В
главе прослеживается, как в противовес
государственным подцензурным издательствам
возник свободный «Самиздат», как впервые в
многовековой истории России сформировалось
движение ненасильственного сопротивления,
влияние которого на власть и общество оказалось
намного действеннее, чем эффекты от
«бомбометания».
Во второй части публикуются авторские
тематические подборки документов и материалов к
каждой главе первой части. Это 60 документов и
материалов, среди которых фрагменты статей
историков, воспоминаний политиков, писем
заключенных и администраторов, секретных
записок, постановлений и законов.
Третья часть содержит рекомендации для
подготовки факультативного курса или отдельных
уроков по темам каждой из глав.
В заключение авторы пишут: «Одним из уроков
трагического опыта XX века должно стать понимание
того, что свободу надо постоянно защищать... Эта
книга – предостережение новым поколениям
граждан России, которые должны усвоить, что
свобода личности всегда была и остается высшим
достижением человеческого духа и современной
культуры».
Чтобы можно было лучше представить
содержание книги, мы публикуем оглавление и
перечень материалов к главам (в сокращении):
Глава первая. Противостояние власти и общества в
конце XIX – начале ХХ века
Глава вторая. Законодательная база советской
репрессивной политики
Глава третья. Становление тоталитарного
государства. 1917-й – конец 1920-х гг.
Глава четвертая. Государственный террор в 1930-е гг.
№ 1. Из совершенно секретной записки инструктора
Нарымского окружкома партии В.А. Величко И.В.
Сталину, Р.И. Эйхе и секретарю Нарымского
окружкома К.И. Лебиц о судьбе трудпоселенцев. 3–22
августа 1933 г.
№ 2. Из заявления на имя И.В. Сталина бывшего
чекиста П.А. Егорова, заключенного в Усть-Вымском
ИТЛ. 20 декабря 1938 г.
№ 3. Из совершенно секретного доклада Прокурору
СССР М.И. Панкратьеву и Главному военному
прокурору РККА Гаврилову о результатах проверки
проведения массовых операций в Туркмении. 23
сентября 1939 г.
№ 4. Из протокола заседания парткома завода
“Дальдизель” в Хабаровске. 13 июня 1937 г.
Глава пятая. Лихолетье войны и закат сталинизма.
1939–1956
№ 1. Совершенно секретный доклад народного
комиссара
внутренних дел СССР Л.П. Берия И.В. Сталину. 5 марта
1940 г.
№ 2. Из совершенно секретной записки
председателя КГБ при Совете Министров СССР А.Н.
Шелепина Н.С. Хрущеву. 9 марта 1965 г.
№ 3. Совершенно секретная справка заместителя
начальника управления особыми отделами НКВД
СССР С.Р. Мильштейна Л.П. Берии. Октябрь 1941 г.
№ 4. Из совершенно секретного спецсообщения
начальника УНКГБ по Пензенской области
полковника госбезопасности Николаева секретарю
Пензенского обкома ВКП(б) Морщинину. 28 июня 1943 г.
№ 5. Из письма секретаря Ярославского обкома ВКП(б)
А. Ларионова секретарю ЦК ВКП(б) Г. Маленкову. 5 мая
1945 г.
№ 6. Из справки секретаря Краснопресненского
райкома ВКП(б) г. Москвы Ликовенкова первому
секретарю МК и МГК ВКП(б) Г.М. Попову. Июль 1945 г.
№ 7. Из совершенно секретного доклада министра
госбезопасности СССР В.С. Абакумова И.В. Сталину.
17 июля 1947 г.
№ 8. Из совершенно секретной информации об
участии заместителя министра иностранных дел
Белорусской ССР В.И. Формашева в инциденте,
произошедшем в колхозе “Коммунизм” Минской
области. 9 мая 1949 г.
№ 9. Из обращения молодежи г. Валуйки Курской
области в редакцию газеты “Комсомольская
правда”. Июнь 1949 г.
№ 10. Совершенно секретное письмо В.С. Абакумова Г.М.
Маленкову. 26 августа 1949 г.
№ 11. Из анонимного письма бывшего военнопленного
И.В. Сталину. 12 января 1950 г.
№ 12. Из письма О.М. Коломоец (Горобец) в редакцию
газеты “Известия”. Июль 1990 г.
Глава шестая. Жизнь и борьба за колючей
проволокой
Глава седьмая. Диссидентская активность и
правозащитное движение в послесталинскую эпоху
Издание “Книга для учителя. История
политических репрессий и сопротивления
несвободе в СССР” можно бесплатно заказать в
Музее Андрея Сахарова по адресу: 105120, Москва, ул.
Земляной вал, 57, стр.6; адрес электронной почты:
shchekotova@saharov-center.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|