УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ
И нельзя прибить на столб табличку:
“Здесь в тридцатые годы двадцатого века...”
Размышления на развалинах
спецпоселения в ущелье Гакмана, Хибины
30 октября, День памяти жертв
политических репрессий. Может быть, самая
незаметная из памятных дат. По нескольку
десятков человек из года в год сходятся в этот
день у Соловецкого камня на Лубянской площади, у
памятников в других городах; кажется, они бы и не
собрались вместе, если бы существовали другие
места, куда можно в этот день прийти.
По телевидению показывают неожиданно долгие
репортажи; в них словно звучит: хоть вас и мало
собралось, мы знаем о значительности события и
потому тратим эфирное время. Выступает
какой-нибудь дежурный политик, изливает официоз,
обещает приложить усилия и все такое.
День прошел.
Впрочем, было бы странно ожидать от государства
какой-либо инициативы в этом вопросе. В силу того
что оно – государство. Но политкорректность
соблюдена.
Например, в учебниках истории тема политических
репрессий освещается подчеркнуто бесстрастно и
в минимальном объеме. «После осуждения репрессий
ХХ съездом КПСС в отечественной науке они стали
связываться преимущественно с личными
качествами И.В.Сталина...» Это цитата из учебника
«История России, ХХ век», признанного лучшим по
итогам конкурса, объявленного правительством.
Аккуратно излагают. Не придерешься.
Может быть, это и к лучшему. Представляете, что бы
было, если бы в школах ввели, скажем, спецкурс
“История политических репрессий в СССР”? Какие
методички по этому предмету мы бы получили? В
каком положении оказались бы учителя?
Но бывает и так, что тему эту не обойдешь:
неожиданный вопрос ученика, старая фотокарточка,
книга воспоминаний. И вдруг понимаешь, что тема
политических репрессий, тема лагерей – не мина
замедленного действия, а скорее промоина в
вечной мерзлоте, куда легко может провалиться
все наше настоящее.
И поэтому разговор о ней – всегда личный, всегда
осторожный и выдержанный, всегда от первого лица.
Но как его вести, на что опереться?
Никто не ответит, кроме нас самих.
Здесь просто нет леса поблизости.
Строители использовали цемент и камень: булыжная
кладка держится до сих пор. Рухнули стропила,
осыпались печи – стены уцелели. Внутри разор:
копоть, вспученное железо в багровой коросте
окалины, битое стекло, искрошившийся кирпич. Пол
порос мхом, кое-где пробилась камнеломка. Но
камню стоять еще долго.
Наверное, знай строители, как все повернется,
строили бы из дерева. Да не срубы ставили –
бараки дощатые, чтоб сгнили без следа. Но не
знали. Строили на поколения.
Кайло среди камней. Ржавый остов тачки. Согнутый
в дугу лом. Беззубая пила. Смятый фонарь «летучая
мышь». Полузаросшая груда угольной крошки:
крупные куски сожгли, новый привоз свалили в
стороне…
Тихий дух запустения надежно укоренился здесь.
Свежие кострища, пустые банки и бутылки – следы
чьих-то пикников – лишь придают ему силы. Тусклое
на просвет северное небо смыкается с серыми
хребтами, моросит тягостный дождичек, и кажется,
что это место никогда не заговорит – то ли язык
отнялся, то ли слух не тот.
Пустые развалины.
Любителям истории мурманские турфирмы
предлагают тур «По следам сталинской эпохи».
Иностранцам он обходится около $100 в сутки. Им
показывают спецпоселения 30-х годов, в частности
спецпоселение в ущелье Гакмана в районе города
Кировска, где велась подземная разработка
минералов, содержащих торий, для реализации
одного из первых советских ядерных проектов.
Туристы-историки бродят там с любопытством…
Из газет
Действительно, бродят. Заложив руки за спину,
уткнув глаза в землю – вдруг что попадется. Они
похожи на стаю деловитых стервятников. С ужасом,
видно, от брезгливости, спрашивают: и в этом... они
жили? Вскоре сердобольный гид уведет историков к
машине, а вечером в гостинице будет разговор об
ужасах сталинизма и водка из оловянной кружки,
прихваченной как сувенир.
А они – останутся. Безъязыкие, забытые, накрепко
схороненные в горах. И у нас нет слов рассказать
об их судьбе. Мы сами о ней ничего не знаем. А
горечь и презрение к горе-историкам лишь
покрывают то, что мы от них не многим отличаемся.
Разве что не шакалим на развалинах.
В здешних горах много мемориальных табличек.
«Группа такая-то, тогда-то, так-то». Спите с Богом,
ребята, спите, снесенные лавиной на Ворткеуайве,
замерзшие в пургу на Кукисвумчорре, разбившиеся
в трещине на Чоргорре. Спите – и простите, что
тревожим ваш покой неловким словом.
Есть и памятники. У Малого Вудъявра, на месте, где
стоял полевой лагерь Александра Евгеньевича
Ферсмана. Остаток кирпичной стены, скупая
надпись, высокий крест. Ферсман был толст и
некрасив, тяжело болел, бог знает, как выдерживал
тяжкие маршруты, и представить его с гордой
осанкой, гранитным взором статуи попросту
невозможно, нечестно. Да и не нужно ему это – он,
человек, в чью честь называли горы и минералы, был
скромен. Жил другим.
В ущелье Гакмана нет ничего, кроме развалин
бывшего лагеря. Вроде как они сами по себе
памятник.
Но ведь памятник – отсылка к опыту прошлого,
знак, к чему обратиться. Обернуться. Что
вспомнить, кого помянуть...
Наверное, потому и нет здесь ни памятника, ни
стелы, ни простой таблички. Потому что опыта –
нет.
И нельзя прибить на столб фанерку: «Здесь в
тридцатые годы двадцатого века было
спецпоселение…”
Словно пытаешься присвоить себе право упрекать
других в том, в чем пребываешь сам: в
беспамятстве. Которое не побеждается кратким
эмоциональным порывом – лишь кропотливым
созиданием; восстановлением прошлого. В себе и в
других. И если это удастся, люди сами сделают так,
чтобы – не забыть. А уж что это будет: памятник,
музей, простая надпись на куске фанеры – дело
третье.
Но что же может послужить отправной точкой,
краеугольным камнем в таких изысканиях? С чего
начать, какие собирать сведения? В них ли дело, в
сведениях?
И как побороть предчувствие, что, может быть,
лучше и не затрагивать лагерную тему: открытия
окажутся разверстыми ранами, непереносимым
грузом для человека.
Или словами Варлама Шаламова:
Говорят, мы мелко пашем,
Оступаясь и скользя.
На природной почве нашей
Глубже и пахать нельзя.
Мы ведь пашем на погосте,
Разрыхляем верхний слой.
Мы задеть боимся кости,
Чуть прикрытые землей.
Никого уже не спасти. Но попытаться
прожить чужую страшную судьбу – не так, чтобы
стала твоей, но чтобы возникла причастность.
К этому каждый приходит по-своему. Ведь такие
чувства почерпнуть неоткуда, даже из литературы.
И не потому, что плохо написана. Почти все книги о
лагерях имеют другой посыл, несут иной заряд...
Мне довелось слышать человека, который сетовал,
что в школьную программу по литературе не
включены «Колымские рассказы» Варлама Шаламова.
«Это должен знать каждый, каждый! – повторял он.
– Все должны знать, что творили коммунисты!»
Еще жестче, страшнее – в одной из известных песен
о ГУЛАГе:
Пусть сегодня нельзя о тебе рассказать,
Хоть столетья спустя мы найдем в себе силы,
Мы вернемся назад, мы откроем глаза,
Мы еще оскверним кой-какие могилы!
Или у Михаила Веллера в «Приключениях
майора Звягина», где герой, прочитав в газете о
том, что бывший чин из НКВД, лично расстрелявший,
как выяснили журналисты, не один десяток человек,
недавно получил почетную пенсию и спокойно живет
в правительственной квартире, покупает на черном
рынке пистолет и убивает палача…
Похоже, мы продолжаем сводить счеты с прошлым. И
сводить счеты прошлым как оружием в настоящем.
А прошлое – подлинные знания о репрессиях –
таково, что действительно можно взяться за
пистолет. Или расхотеть жить. Та же проза
Шаламова – она вся как автоматная очередь в упор.
Не зря сам Шаламов позже писал:
Тороплюсь, потому что старею,
Нынче время меня не ждет.
Поэтическую батарею
Я выкатываю вперед.
«Колымские рассказы» не вернут память,
не укрепят в жизни: привычный мир лишь
расшатается, как кровящий, цинготный зуб, а
история, замещенная коллективным голосом жертв,
научит ненависти.
Это не тот язык, которым можно говорить о прошлом.
Книги Шаламова не для всех. Для тех, кто сумеет
выслушать свидетелей, но не войти в роль судьи.
Почти все книги лагерной темы
таковы. Их объединяют разрушительная правда,
изначальная жажда справедливости.
И ставить памятник прошлому, повинуясь этим
чувствам, – все равно что давать обещание
вернуться и отомстить; посвятить этому жизнь,
вложиться без остатка, воздать по заслугам.
Но ведь самое страшное в том, что воздать по
заслугам, вернуть справедливость – невозможно.
Этот урок заслоняют от нас ярость и талант
требующих ее, и тем не менее...
Если мы хотим, чтобы вернулась память о
расстрелянных, о сгинувших в лагерях, нам,
наверное, остается лишь бережно наращивать ее на
открытых ранах прошлого.
…На Колыме, на месте бывшего лагеря, где остались
лишь штольни, тропы и заросли колючей проволоки,
стоит крест. На нем нет надписей. Просто крест как
знак вселенской скорби, как просьба обратиться к
прошлому, не тревожа боли. Обратиться к чужим
судьбам, увидеть их, не поддавшись искусу
обвинять и не потеряв сознания от раскрытого
ужаса.
Лишь тогда, наверное, и развалины лагерей обретут
голос.
А как это вообще возможно – совсем другая
история…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|