КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ДИАЛОГИ НА ЭКРАНЕ
Молитва Хопкинса
“Наши люди” в Актерской студии
Буквально накануне XXIV Московского
кинофестиваля в Малом зале Центрального дома
кинематографистов прошла конференция о судьбе
российских творцов в Голливуде. Там, в частности,
можно было услышать довольно странный доклад
русской американки Ольги Матич, которая пыталась
доказать, что те, кто сбежал из России от террора
большевиков, оказались в Голливуде всего лишь на
жалком положении статистов, хотя многие факты
свидетельствуют как раз об обратном.
Чего стоит одна лишь судьба Ричарда (Рышарда)
Болеславского, поляка из Варшавы, который
закончил университет в Одессе, учился в Москве в
студии Станиславского, играл в МХТ, с 1914 года
снимался в русском кино, а год спустя сам
дебютировал в режиссуре. В 1929 году, когда
Болеславского пригласили в Голливуд, он успел
поставить несколько спектаклей на Бродвее, а в
30-е годы стал режиссером около двух десятков
картин (в том числе «Распутин и императрица»,
«Отверженные», «Теодора выходит из себя», «Сады
Аллаха»). Карьера складывалась удачно, но в
данном случае нам важно другое. Болеславский
стал пропагандистом системы Станиславского. Не
случайно во время получения премии «Верю» на XXIV
ММКФ американский актер Харви Кайтел с
благодарностью упомянул имя Болеславского,
написав книгу «Шесть уроков драматического
искусства». Именно он вместе с актрисой Марией
Успенской основал актерскую школу в Нью-Йорке.
Там учился Ли Страсберг, будущий создатель
знаменитой Актерской студии, из стен которой
вышли многие замечательные актеры – от Марлона
Брандо до названного Кайтела.
Об этом нелишне вспомнить хотя бы потому, что вот
уже третий месяц российский телеканал
«Культура» показывает по воскресеньям программы
из цикла «Гость в Актерской студии». И чуть ли не
каждый из приглашенных – актеры Уиллем Дефо,
Мэри Стюарт Мастерсон, Ли Грант, Нэтан Лейн,
Энтони Хопкинс, режиссеры Марк Райделл и Майк
Николс – упоминает одно из славных имен
родоначальников: то Ричарда Болеславского, то
Марию Успенскую, то Михаила Чехова, не забывая,
конечно, о «своих» – Ли Страсберге, Элиа Казане,
Стелле Адлер, которые были учениками русских
актеров. Можно воочию увидеть, что существует
тесная связь между нынешним Голливудом и русской
актерской школой.
Ведущему Джеймсу Липтону удается в
интеллигентной манере, но не лишенной легкой
иронии и даже лукавства разговорить своих
именитых собеседников, так что они раскрываются
не просто по-новому, а доверительно, одновременно
не отказывая себе в удовольствии немного
«похулиганить». Это можно понять, поскольку
гости Актерской студии вообще не чувствуют себя
посторонними, явившись в своего рода альма-матер,
даже если лично тут не учились. Сходя со сцены под
занавес программы и усаживаясь поближе к
нынешним студентам, приглашенные знаменитости
не меняют стиль своего разговора, ибо весь он
проходит в атмосфере товарищества, братства
коллег по профессии, а также с редкостным
ощущением, что и они – ученики, разумеется,
разного возраста, но продолжающие учиться, хотя
достигнутая слава могла бы позволить беззаботно
почивать на лаврах.
Никто из гостей не выглядит высокомерно и
самовлюбленно, что порой встретишь в других
ток-шоу. Напротив, они люди, с которыми можно
запросто и приятно общаться. Проговорившись же о
чем-либо личном, эти именитые современники вовсе
не удивляют некими пикантными фактами, а на самом
деле дают нам исключительную возможность
почувствовать теплоту их души, внезапно увидеть
тот свет, что греет их изнутри в течение
десятилетий. Например, Майк Николс (между прочим,
урожденный Михаил Игоревич Пешковский, сын
эмигранта из России, появившийся на свет в
Берлине в 1931 году) признался в том, что всю жизнь
пытается оправдать выпавший на его долю
уникальный шанс. Восьмилетний Миша успел со
своим отцом приехать из Германии, а следующий
корабль уже не пустили в Америку, и все пассажиры
были вынуждены вернуться назад, фактически на
верную смерть (что, кстати, стало основой для
фильма под названием «Путешествие отверженных»).
Невольно думаешь, что неоднократного лауреата
«Тони» и «Оскара» при ином раскладе событий
просто могло и не быть.
Хорошо, что все гости Актерской студии
становятся «нашими людьми», кому мы сопереживаем
и вместе с кем веселимся, услышав забавный ответ
на забавный вопрос. Как, допустим, в случае с
Энтони Хопкинсом, который не только произнес
любимое ругательство из четырех букв (правда, в
фонограмме замененное пиканьем), но и поведал о
встреченном им монахе-иезуите, якобы уверявшем,
что это слово является самой короткой молитвой. И
ведь действительно – оно соответствует Amen по
количеству букв. Тут уж решайте сами: разыграл
нас Хопкинс или это на самом деле с ним было.
Кто-то из приглашенных (как, например, комики
Нэтан Лейн и Вупи Голдберг) устраивает вместо
беседы настоящий спектакль, а кто-то
предпочитает ограничиваться ответами на
вопросы. Хотя и в этом случае можно узнать (если
кто раньше не знал), что Роберт Де Ниро, готовясь к
съемкам в «Таксисте», целый месяц вкалывал
обычным водителем, и некоторые из пассажиров с
изумлением узнавали в нем оскаровского лауреата
за роль в фильме «Крестный отец –II». Кстати,
прежде чем сыграть молодого Вито Корлеоне, актер
поехал на Сицилию и «вживался» там в образ
итальянского мафиози как раз по методу
Станиславского.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|