Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 
 

Елена ХИЛТУНЕН

Точка роста над вечной мерзлотой

Из чего складывается политика образования на Чукотке

Конечно, правильнее было бы начинать рассказ об учителях Чукотки с описания их повседневной жизни, которая нам, материковым жителям, наверняка покажется экзотикой. Эти неутихающие ледяные пурги, до того сильные, что, как здесь говорят, люди «ложатся на ветер». Суровая, никогда не отмерзающая земля, лишь на месяц в году покрывающаяся ковром арктических маков и душистых низкорослых одуванчиков. Постоянный запах жареной оленины или вяленой корюшки в подъезде. Когда малышей в октябре спрашивают, какое теперь время года, они смотрят в окно и отвечают – зима. А кем работают ваши отцы? С гордостью: морзверобоями или старателями.
Но я начну свой рассказ с другого. С непривычного для России и тем более неожиданного для этих фактически гибнущих мест вдохновляющего управления школьным делом.

Вместе с новым губернатором Чукотки Романом Абрамовичем, который пару лет назад, придя к власти, сначала попытался взвалить все проблемы на себя, но быстро понял, что это никому не под силу и не на пользу, в 2001 году в Анадырь приехала новая команда управления образования во главе с Дорой Полукшт. Ее встретили скорее с недоверием, чем с восторгом.
Вот, например, какое письмо пришло в управление образования от жителей села Кепервеем Билибинского района.
«Мы обеспокоены слухами о закрытии школы в нашем селе, протестуем против этого и выдвигаем ряд аргументов.
Если школу в селе закроют, детям придется ездить на учебу в Билибино на автобусе, который ходит всего два раза в день, а билет стоит 50 рублей. Им придется подниматься в шесть утра, чтобы поспеть к восьми на занятия. Вечером дети, возвратившись домой голодными и уставшими, не смогут физически сесть и подготовить уроки! Взрослый человек чувствует себя усталым и разбитым после одной поездки в Билибино. Да и родители будут находиться в страхе за своих детей: как бы ребенок не опоздал на автобус, не отморозил лицо, руки, как бы его не обидели. Начнутся 30–40-градусные морозы, актированные дни, начнется неразбериха, ехать или нет! У нас тут даже если и в актированный день ребенок пришел в школу – учитель с ним занимается…
Мы также обеспокоены и отношением некоторых учителей билибинских школ к детям коренной национальности. У них считается, если ребенок местный, то он дебил или олигофрен и должен обучаться во вспомогательном классе. Это еще раз доказывает незнание специфики работы с коренными детьми. Коренные дети по развитию, по мышлению отличаются от других. Суровая природа Севера и вековая приспособляемость к ней людей послужили выработке определенных черт характера и поведения аборигенов: смелость и ловкость, в то же время неторопливость в суждениях и действиях, умение найти выход из создавшегося положения. Как правило, северяне немногословны, молчаливы, их речь лаконична. Неторопливость диктуется необходимостью всестороннего обдумывания решений. За медлительностью и неразговорчивостью надо видеть не лень и нерадивость, а глубокую внутреннюю жизнь человека, основательность его слов и поступков. Медлительность местных детей порой сбивает темп, запланированный учителем. Это приводит к нервозности детей и педагога и всего процесса обучения. А ведь основная масса обучающихся в нашей школе – это дети коренной национальности. Так почему же в национальном селе закрывают школу, открытия которой жители села так долго добивались? Именно ту, где преподавательский состав укомплектован пока лучше всех школ района. Ведь в нашей школе учатся и живут ребята из Омолона, Илирнейя, Островного, Анюйска. Может быть, в ней стоит открыть базовую школу-интернат для детей старшего возраста, а не закрывать ее?
Думаем, если это идет политика выживания нас и наших детей с территории или политика сокращения расходов бюджета, то мы против такой политики!
С уважением. Жители села Кепервеем. 51 подпись».

Такое письмо. И на него надо дать ответ.
Чтобы развеять слухи, Светлана Горченко, заместитель начальника управления образования, одевается потеплее и садится в самолет «Анадырь – Певек – Кепервеем».
Оказывается, на встрече с губернатором кепервеемцы посетовали, что в их школе не хватает некоторых преподавателей. Из-за этого школьники “не могут получить полноценное образование”. Губернатор в ответ предложил выделить школе автобус, чтобы возить детей в билибинские школы, где есть полный штат квалифицированных педагогов. Но почему-то это предложение было воспринято жителями как первый шаг к закрытию их сельской школы. Школа маленькая, уютная, правда, построенная руками родителей. Как говорит ее директор Елена Арсеньевна, «наша школа – самострой». 18 детей в детском саду, всего 22 ученика – в начальной. Гордятся выпускниками. Из них семеро в этом году поступили в вузы! Интернат старших в одном доме с классами маленьких. Тут же Музей чукотской культуры. Экспонаты собирали всем селом. Рассудили: где ж ему быть, как не в школе? Охотничьи торбаса, старинный бубен ярар, меховые украшения с отделкой из бисера, огромные переплетенные оленьи рога, записи народного детского фольклора, гербарии лесотундровых трав…
Сразу видно, как в этой школе точно налажен процесс воспитания, образования и развития чукотских, эвенских детей.
И кто сказал, что такую замечательную школу собираются закрывать?! Что за нелепые слухи?
Светлана объясняет, что опасения родителей села Кепервеем напрасны, что Главное управление образования Департамента социальной политики Чукотского автономного округа не планирует закрытие таких школ в национальных селах. Как раз наоборот – разрабатывается концепция их обновления и развития. И школа села Кепервеем уже включена в одну из экспериментальных программ разработки этой концепции.
Государственная школа предъявляет ко всем детям Чукотки общероссийские требования, которые зачастую они не в силах выполнить. Важнейшие ресурсы этих детей могут остаться незадействованными. Эту ситуацию необходимо изменить. Надо помочь чукотским ребятишкам, во-первых, ориентироваться на самопомощь, во-вторых, научиться выбирать и отвечать за свой выбор, в-третьих, уметь взаимодействовать с окружающими ради достижения взаимной пользы, а в-четвертых, обладать способностью мобилизовать свои таланты на достижение собственных конструктивных целей.
Так родилась идея концепции саморазвития детского населения Чукотки в специально созданной для этого образовательной среде. За эту самую образовательную среду и взялась в первую очередь новая команда управленцев.
Одним словом, можно сказать, что идеи, с которыми команда бралась за дело, дифференцируются. С одной стороны, наводится порядок в общеобразовательной школе, насколько это возможно. А то ведь в чукотском образовании многое напоминало агрономов Халабуды из «Педагогической поэмы» А.Макаренко. (Халабуда сказал нескольким куряжанам: жито посеете – дипломы агрономов получите). Вот они жито сеяли и дипломы получали. А команда им: ребята, чтобы стать агрономом, надо долго учиться. С другой – все наше государственное образование во многом такая «халабуда»! И насиловать им юных жителей Чукотки – просто варварство. Хоть тех спасти, кто все равно из этой системы выпадает…
В предметной школе они предлагают растить не просто успешных учеников, но людей, увлеченных процессом добывания знаний из конкретной предметной области. На это нацелены всевозможные олимпиады, конкурсы, летняя профильная смена для перспективных олимпиадников с приглашением Института продуктивного обучения (Санкт-Петербург), «абитуриентская смена» (Омск, третья четверть).
Другое направление – работа с теми, кто, мягко говоря, не претендует на вузовское образование. Надо добиться, чтобы они хотя бы просто приходили в школу. Многие из них – дети из малообеспеченных, часто неблагополучных семей. По одной из межведомственных социальных программ каждый школьник Чукотки получает горячий завтрак ежедневно на 15 рублей, а каждый малообеспеченный – еще и обед на 25 рублей.
Зачастую дети не могут освоить школьную программу из-за того, что у них не было учителей по основным предметам, или много занятий сорвано из-за непогоды, или школа не отремонтирована и учебный год начался позже. Эту проблему решали, организовав учебные смены в оздоровительном лагере им. Карбышева (Омск), работающем в круглогодичном режиме. И сейчас школьники Инчоуна и Нешкана, Амгуэмы, Чуванского и Ламутского учатся в Омске, пока их школы ремонтируются. А там, где ремонтировать уже нечего, строятся новые школы. В этом году такими счастливыми новоселами стали учителя и ученики Уэлькая и Анюйска, на очереди школы в Канчалане, Сирениках и Мейныпыльгыно.
А у команды управленцев есть и другие идеи относительно детей, не слишком вписывающихся в основное течение школьной госстандартной жизни. Для детей, оставивших школу, пропускающих занятия по разным причинам или имеющих отклонения в здоровье и поведении, в перспективе планируется разработать программы индивидуальной социально-педагогической реабилитации с опорой на технологию “среда – как школа”, в идеале – с оплатой работы тьютора и предметных консультантов. Такая индивидуализированная программа должна учитывать, например, что ребенок хочет стать оленеводом, охотником, морзверобоем или что его нежелание учиться связано с неумением наладить взаимоотношения с одноклассниками.
Если спросить команду чукотских управленцев, как они определяют точки роста по своим программам, они ответят: для нас точка роста – каждый новый человек, обратившийся к нам с просьбой помочь осуществить идею саморазвития в образовательном учреждении. Пока так. Вглубь еще вечная мерзлота не пускает…

…Мы надеваем все самое теплое, заматываемся шарфами, нахлобучиваем шапки и выходим на улицу. «Аннушки» (самолеты АН-24) порхающие по Чукотке, опять не взлетают. Белую чозению – чукотскую иву, произрастающую только в билибинской лесотундре, ветер безжалостно клонит к земле. Мы ждем вахтовку – оранжевый вездеход с миленькими шторками на окнах кузова для перевозки людей по тундре. Садимся и едем от школы к летнему, запорошенному снегом бывшему пионерскому лагерю в распадке Алискеровской сопки, а от лагеря – дальше и дальше, к другим маленьким школам в национальных селениях этого удивительного края земли…

Билибино – Москва


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru