ЦЕЛЬ И УКЛАД
В прошлом номере “ПС” мы опубликовали
обращение участников I Всероссийского форума
демократических школ к депутатам
Государственной думы. Они выступили против
обязательного стандарта образования.
Члены Ассоциации демократических школ считают,
что только в школе, живущей по законам
демократии, можно вырастить демократическое
общество и, наоборот, рассчитывать на
гражданскую позицию человека, выросшего в
авторитарной школе, не приходится.
Сегодня в сети демократических школ России 35
коллективных членов – государственных,
муниципальных, частных, школ из двенадцати
регионов России. И 220 индивидуальных членов –
учителей, воспитателей, директоров, методистов
институтов повышения квалификации,
преподавателей вузов.
Начала действовать молодежная секция, которая
объединяет учеников демократических школ.
Взаимопомощь и взаимодействие – основа
деятельности сети демократических школ.
Ассоциация поддерживает участников в период
официальных проверок и аттестаций.
Сегодня мы рассказываем о том, какие еще проблемы
школьной демократии обсуждали на форуме
педагоги и ученики школ и лицеев Пензы,
Мончегорска, Иванова, Москвы, Астрахани.
День школьных законов
В нашей школе есть своя конституция и
приняты законы, по которым живут и ученики, и
учителя, и администрация. Бывает, эти законы
нарушаются. И вот мы решили провести такой день –
День школьных законов. Посмотреть, какие законы
действуют, какие нет и почему.
Проблемных групп получилось несколько.
Была, например, с таким названием: “Я слышу
матерные слова – ну и что?” Можно просто сделать
замечание ругающемуся человеку. Можно не
обращать внимания на эти слова и проходить мимо.
А можно запретить школьным законом произносить
такое и, если кто-то закон нарушает, наказывать.
Но как?
Другая проблемная группа занималась законом об
опоздании на уроки. Взяли за основу два вопроса:
что нужно сделать, чтобы не опаздывать? А если
опоздал, то как оправдываться перед учителем?
Версии самые разнообразные: надо раньше
вставать, опоздавшему давать дополнительное
домашнее задание, первый раз учитель должен
опоздавшего простить, а второй раз – наказать.
Самыми кардинальными были предложения сделать
большими перемены и отодвинуть начало занятий на
8 часов 40 минут.
Еще одна проблемная группа пыталась решить,
обязан ли ученик выполнять домашнее задание.
Ведь учителя задают слишком много. И если ученику
не нужно, он не выполняет домашнее задание по
данному предмету. Может быть, принять такой
закон: выполнять домашнее задание не
обязательно?
Но при каких условиях?
Еще одна группа была не согласна с тоном, которым
ребята и учителя иногда разговаривают. Учителя
предлагали найти общий язык. Но что это означает
и как этот общий язык найти? Решили, что нужно
искать такие формы разговора, которые не звучали
бы как “наезд”.
И наконец, последняя группа решала «красивую»
проблему. Почему мы не можем жить красиво? Надо
сказать, это была самая активная и
многочисленная группа. Ребята предложили
несколько версий: в нашей школе мы не можем жить
красиво, потому что нам дают слишком много воли,
от которой красота куда-то исчезает. То есть
свобода приводит к тому, что человек может
перейти грань дозволенного. В школе, где я
училась раньше, не было праздников, конкурсов,
заняться часто было нечем, но, как ни странно,
ребята мебель не ломали. Наверное, надо принять
более жесткие правила поведения. А если человек
все-таки очень зол и ему хочется все ломать и
крушить, повесить в школе боксерскую “грушу”.
Тогда человек будет перекидывать свою злость на
нее, а не на вещи и на мебель.
День школьных законов прошел.
Каждая группа выработала предложения, как их
изменить в нашей нынешней школе. Ведь каждое
новое поколение вносит в школьные законы что-то
свое. Мы поняли, что законы живые, как и люди,
которые их придумывают. Думаю, это и есть
демократический уклад жизни школы: вместе
думать, вместе искать и обустраивать нашу
школьную жизнь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|