Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Чем тщательнее мы готовим ребенка в вуз, тем меньше у него шансов найти свою профессию

В 2003 году согласно статистике выход молодежи на рынок труда достигнет максимальной черты. Пик связан с так называемой второй послевоенной волной: выросли дети тех, кто родился в 1962–1965 годах. Численность молодых людей в возрасте от 17 до 21 года в 2003 году в России будет 12 500 000 человек.
Это огромный ресурс для всего российского общества. Наше будущее во многом зависит от того, как молодые люди войдут во взрослую жизнь, смогут ли они самореализоваться профессионально и насколько мы, взрослые, сможем помочь им в этом. Причем эффективной наша помощь будет только в том случае, если начинать эту работу с самых ранних лет, со школы. Но для этого школе необходимо пересмотреть собственные приоритеты.

Евгений КУРКИН,
заместитель министра образования
в 1990–1992, 1996 гг.,
кандидат педагогических наук,
главный редактор издательства
“Педагогика-Пресс”

По ту сторону рынка труда

Система образования в системе спроса и предложения рабочих мест

Заметки с точки зрения политика

Рынок труда, складывающийся в России, к образованию не безразличен. С того времени, когда миллионы инженеров предложили свои услуги в разных сферах трудовой деятельности, а молодые кандидаты наук подрабатывали в качестве грузчиков, образование стало чуть ли не основной строкой объявлений, анкет, резюме – основных документов рынка труда.
При этом рынок предъявляет порой излишне высокие требования к уровню образования, неадекватные профессиональным. К примеру, не редкость, когда требуется уборщик служебных помещений или водитель с высшим образованием.
С одной стороны, образование становится непременным условием успешной карьеры, стабильно высокого заработка, престижного уровня жизни. И в этом случае востребуется качественное, даже элитное образование.
С другой, как мы уже видели, востребуется и некачественное, даже фиктивное образование, не требующее подтверждения в квалификационных компетенциях.
Особым условием, влияющим на спрос в некачественном образовании, является отсрочка от службы в непрерывно воюющей армии. Эта отсрочка создает напряженность в сферах подготовки абитуриентов и зачисления в вузы. Определяет цену на образование, неадекватную запросам рынка труда.

Революция, которую мы не заметили

За прошедшее десятилетие под давлением рынка труда и ажиотажного спроса на образование система высшего профессионального образования переместилась в другое измерение.
Стремление к выживанию заставило самый консервативный сектор образования принять новые правила игры. Старые государственные вузы стали базой для создания целой сети государственных, полугосударственных и негосударственных организаций и учреждений, предоставляющих самые разные образовательные услуги, в том числе и сомнительного качества. Сетью их собственных филиалов покрыта вся Россия. Возникла альтернативная система платного высшего образования.
В результате вместо прежних 20–30% от числа обучающихся в школе в вузы поступают 80–85%. Это революция, которую мы и не заметили. Возможность получить высшее образование сегодня имеют практически все, кто желает и располагает необходимыми материальными ресурсами. В текущем году самое дешевое заочное образование в центре стоило 8 тыс. рублей за семестр. Сумма, доступная практически всем.
Старые государственные вузы сохранили часть приема на бесплатное обучение, т.е. обучение за государственный счет. Возник парадокс: островки престижного образования высокого качества, окруженные морем платных услуг сомнительного качества, считаются бесплатными, что порождает ажиотажный спрос и позволяет брать высокие взятки на вступительных экзаменах! Таким образом, бесплатное высшее образование становится мифом, удобным для экономических интересов организаторов системы.
Другой парадокс связан с тем, что все большее число абитуриентов попадают в престижные вузы на «бесплатные места», минуя систему отбора и отсева. Когда это были единичные случаи, они не отражались на качестве образования и уровне престижности вуза. Массовый прием за взятки сказался на подготовленности всего контингента и стал угрозой для престижности вуза.
Десятилетиями эти вузы работали в условиях отбора и селекции и добивались качества за счет подготовленных абитуриентов. Закостенелая традиционная система профессиональной подготовки в вузе не в состоянии быстро, как того требует время, улучшить качество собственной деятельности. Для работы со студентами разного уровня подготовленности и способности нужны другие методики и педтехнологии, что работниками высшей школы не считается существенным. В новых условиях они пытаются поддержать падающее качество постоянным наращиванием требований на вступительных экзаменах. В этих своих требованиях вузы далеко вышли за пределы школьных программ и стандартов.
В результате всех изменений, которые произошли в высшем образовании, система фактически разделилась на два подсектора: сектор престижного образования относительно высокого качества и сектор платных услуг, скажем, не установленного качества.
Если сектор платных услуг довольствуется любым уровнем подготовленности поступающих, то требования к абитуриентам сектора престижного образования все время возрастают.

Школа и вуз

Возрастающие требования при поступлении в вуз по-разному приняты школой. Несмотря на типовые программы, учебники, стандарты, т.е. требования Министерства образования, школы в результате своей ориентированности на вуз тоже разделились на два основных подсектора, предоставляющих выпускникам разный уровень подготовки. Качественное, по представлениям работников высшей школы, образование стали давать те школы, директора которых сумели приспособиться, выделиться в конкурентной среде. В результате возникла все та же система отбора, когда в эти лучшие школы отбираются наиболее способные и платежеспособные дети, ранее обучавшиеся в разных школах. Селекция всегда дает результат вне зависимости от того, где расположена школа: в Москве или в Петушках.
Качественное среднее образование, ориентированное на требования престижных вузов, не является бесплатным. Стоит дорого.
Относительно бесплатное образование, предоставляемое непрестижными школами, не позволяет поступить в престижные вузы и требует дополнительной подготовки – репетиторства. Таким образом, в рамках однотипного общего среднего предоставляется разное образование, которое удостоверяется типовым документом – аттестатом. Поэтому оценки в аттестате перестали отражать уровень и качество образования, а выпускные экзамены в школе стали мероприятиями формальными.
Стихийная перестройка всей системы образования осуществляется под заказ высшей школы. Это она заказывает музыку, создавая для себя устойчивую систему выживания, потому что деньги для выживания можно добыть, приобщившись к самоформирующейся системе подготовки в вуз. В борьбе за эти деньги побеждают конкурентоспособные школы, они выходят на уровень требований, устанавливаемый высшей школой.

Перегрузки

В результате стихийной перестройки системы образования возникли неизбежные диспропорции, проявляющиеся в форме перегрузок. Проблема перегрузок не нова для школы, работающей в режиме ЗУНов, однако диспропорции во взаимодействии школа – вуз сделали ее кричащей. Даже министерство не смогло не обратить на нее внимания в своей концепции. Разработка новых стандартов, 12-летка, профильные классы – все это под эгидой борьбы с перегрузками!
Хотя совершенно очевидно – борьба с перегрузками лишена всякого смысла. Если бы перегрузок не было, учителям престижных школ пришлось бы их создавать. Да зачастую так и бывает. Перегрузки создают видимость качественной работы школы. Родители, как заказчики качественного образования, они же плательщики за услуги, различают качественное и некачественное по факту загруженности своих чад. Если сидят с утра до вечера за книгами – требования высокие, качество соответствующее. Незанятые абитуриенты вызывают тревогу и неудовлетворенность школой, не способной загрузить под самую завязку.
В сформировавшейся системе ценностей, навязываемой высшей школой, информация и информированность воспринимаются как эквивалент образования. Человечество накапливает информационный капитал семимильными шагами. В то же время способы его учебного усвоения остаются прежними. Высшая школа сама захлебнулась в количестве учебного материала. Ее отношение к способам и содержанию обучения в собственных стенах требует коренной перестройки. Количество информации, используемое в учебном процессе, может возрастать до бесконечности и никак не влиять на качество образования. Стихийное наращивание пирамиды научной информации сверху может раздавить школу.
Поэтому меры, с помощью которых министерство предполагает ликвидировать проблему перегрузок, нельзя назвать адекватными.
Профильные классы – победа над универсальностью общего образования и окончательное пристегивание старшей школы к вузу. 12-летка – экстенсивное наращивание количества учебного времени для перемещения учебной нагрузки. Создание некоего резерва для высшей школы.
Налицо попытка решения проблемы высшей школы за счет общеобразовательной. Парадигма прежняя: школа – базовое звено профессиональной подготовки – кузница абитуриентов.

...Боюсь, у читателя сложилось впечатление, что этот материал о том, кто главнее в образовании: общеобразовательная или высшая школа, кому отдать предпочтение?
Нет, борьба за приоритетность – отражение тех противоречий, которые скрыты в недрах системы, но тем не менее определяют ее сущность. При сформировавшемся способе взаимодействия секторов в образовании приоритетность такова и другой быть не может.
Л.Выготский говорил о ребенке как о потенциальном носителе всех социальных ролей современного ему общества. Наша система образования приняла на себя роль дровосека, обрубающего «лишние» ветви с могучего дерева детских возможностей и оставляющего к концу обучения голый ствол – некую дубину, прямую и твердую.
В результате возник третий общесистемный парадокс. В условиях небывалого охвата выпускников школ высшим профессиональным образованием, возросшего количества вузов и подготовленных ими специалистов ощущается небывалый дефицит кадров на рынке труда.
Получается, что таким образом подготовленные специалисты не нужны рынку или рынок не нужен им.
Очевидно, что необходимы иные способы взаимодействия секторов – с системой приоритетов от ребенка, его возможностей, склонностей и способностей. Но это уже о другом образовании.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru