СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Чем тщательнее мы готовим ребенка в
вуз, тем меньше у него шансов найти свою
профессию
В 2003 году согласно статистике выход
молодежи на рынок труда достигнет максимальной
черты. Пик связан с так называемой второй
послевоенной волной: выросли дети тех, кто
родился в 1962–1965 годах. Численность молодых людей
в возрасте от 17 до 21 года в 2003 году в России будет
12 500 000 человек.
Это огромный ресурс для всего российского
общества. Наше будущее во многом зависит от того,
как молодые люди войдут во взрослую жизнь, смогут
ли они самореализоваться профессионально и
насколько мы, взрослые, сможем помочь им в этом.
Причем эффективной наша помощь будет только в
том случае, если начинать эту работу с самых
ранних лет, со школы. Но для этого школе
необходимо пересмотреть собственные приоритеты.
Галина РЕЗАПКИНА,
директор Московского областного центра
профориентации молодежи и психологической
поддержки населения
Поколение «Next»: кто будет строить
храм?
Профессиональные намерения и
жизненные планы выпускников
–– Что ты делаешь?
– Я таскаю камни.
– Что ты делаешь?
– Я зарабатываю на пропитание.
– Что ты делаешь?
– Я строю храм.
Из восточной притчи
Московский областной центр
профориентации молодежи провел исследование
профессиональных намерений и жизненных
ценностей более пяти тысяч выпускников школ
Московской области.
Как и в прежние годы, на первом месте в рейтинге
профессий с громадным отрывом – экономист,
юрист, менеджер, программист. Из десяти видов
деятельности 40% выпускников выбирают управление,
а из десяти предметов деятельности 30% выбирают
финансы. В сфере образования и производства
планируют работать менее 10% старшеклассников.
Зато в пункте: «Какую выбрал профессию?» –
«дальнобойщики», «менты», «агенты национальной
безопасности». Надо признать, это не самый худший
вариант. Несколько лет назад были «банкиры»,
«рэкетиры» и «путаны».
Итак, что мы имеем в обозримом будущем? Огромное
количество «продавцов воздуха» – людей, которые
не хотят и, вероятно, не могут создавать ни
материальный, ни интеллектуальный продукт. Они
хотят управлять.
При советской власти, если кто помнит, был
социальный заказ на профессии. Иногда это
делалось топорно («всем классом в колхоз», «всем
отрядом на БАМ»), иногда виртуозно (вспомните
фильмы «Светлый путь», «Высота», «Офицеры»).
Можно обсуждать этическую сторону такой
профориентации, но с экономической точки зрения
это было оправданно.
Чей заказ выполняют наши дети сейчас? Кому
выгодно, чтобы у нас перевелись рабочие,
инженеры, врачи, учителя? Это вредительство или
недомыслие?
Не знаю. Знаю, что эта трансформация сознания
подростка происходит на протяжении многих лет.
Знаю, что «престиж» – понятие, искажающее суть
вещей. Выбор профессии из соображений престижа
всегда приводит к глубокому личностному кризису.
Во многом этому способствуют родители. Вспоминаю
подростка, талантливого рок-музыканта, родители
которого решили, что их сын будет работать в их
банке. Что с ним? Играет рок или считает деньги?
Как прошел курс лечения у своего личного
психотерапевта?
Взрослые всегда пристают к детям с вопросом: «Кем
ты будешь?» – «Космонавтом!» Никто не говорит –
буду рабочим. И это при минимуме информации о
содержании будущей профессии – «знал бы, что
ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!».
То есть с самого детства взрослые формируют
предубеждения против некоторых профессий.
Вспоминаю недовольный ропот директоров училищ,
которым я рассказывала о мрачных перспективах
трудоустройства выпускников вузов: «Что же,
нашим детям идти на производство?»
Но еще в древних культурах любая
профессиональная деятельность имела
священно-мифологический смысл и божественного
покровителя, а подготовка ребенка к труду была
целым ритуалом! До революции Россия славилась
своими ремесленниками. Это обеспечивало особый
уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда
наша продукция с успехом конкурировала на
европейском рынке. В предпринимательской среде
существовала особая иерархия. Предпринимателем
1-го ранга считался промышленник, то есть
производитель продукции. За ним шел купец –
продавец этой продукции, посредник. Самую низшую
ступень занимали банкиры, которых презрительно
называли процентщиками и ростовщиками. Для того
чтобы разрушить такую мощную экономику,
необходимо было прежде всего изменить сознание
людей, отбить у них охоту и уважение к
производительному труду, перевернуть все с ног
на голову.
Профессиональная деятельность из лично значимой
превратилась в средство достижения успеха.
Изменения в экономике привели к возникновению
нового типа личности – «рыночного». Для
«рыночного» человека содержание его профессии
не имеет самостоятельной ценности. Он не может
позволить себе «хочу». Он готов заниматься
неинтересным, даже неприятным делом, лишь бы за
это платили. «Рыночный» человек – это товар,
который сам себя пытается продать. Чем больше
«продавцов», тем меньше «покупателей».
Способности и профессиональная пригодность
отходят на второй план. Главное – «произвести
впечатление» при поступлении на работу или в
учебное заведение. Казаться, а не быть!
При этом сам выбор профессии, профессиональное
обучение и трудоустройство чаще рассматриваются
как ситуация на рынке, когда продавец старается
всучить покупателю никудышный товар. Покупатель
в данном случае – работодатель.
Об этом говорил в середине прошлого века
американский социолог Р.Миллс: «Отсталые
педагоги приспособили свои представления о
содержании и практике педагогической
деятельности к требованиям воспитания
стандартных людей. Они преподносят учащимся
различные пустяки и пошлости, относящиеся к
ловким приемам достижения успеха на
профессиональном поприще и к искусству
приспособления к жизни». Пусть наши учителя не
обижаются, это не про них.
Вторая часть исследования касалась приоритетных
ценностей наших детей, которые предлагалось
проранжировать.
Угадайте с трех раз, что ставят ребята на первое
место. Материально обеспеченная жизнь? Ничего
подобного. Любовь? Некоторые девушки. Ребята
совершенно искренне интересуются: «А что это
такое?» Когда начинаешь объяснять: «У тебя есть
девушка?», перебивают: «А, секс… Так бы и
сказали».
Ни счастливая семейная жизнь, ни интересная
работа наших детей, как они говорят, «не
прикалывает». Тем более «познание», «творчество»
и «красота природы». Последняя формулировка
ребят просто забавляет.
А волнует их здоровье. Ценность, которую
традиционно ставят на первое место люди
немолодые и нездоровые. Что стоит за этим фактом
и как к этому относиться? Известная формула «В
здоровом теле – здоровый дух» у нас несколько
отредактирована. В оригинале было – «здоровый
дух – в здоровом теле». Вроде бы мелочь. В первом
случае – здоровый дух благодаря здоровому телу.
Во втором – здоровое тело как следствие
духовного здоровья. Вопрос приоритетов.
Такое ощущение, что детей просто запугали. Все
говорят о болезнях тела: СПИД, кариес, простатит,
ожирение. Здоровье, физическая
привлекательность для многих стали сверхценными
идеями. Недавно пила чай с милыми хрупкими
старшеклассницами. Так они отказались от
шоколада, потому что «уже было шесть часов
вечера». Я даже сначала не поняла, что они боятся
испортить фигуры!
Сейчас активно пропагандируется здоровый образ
жизни. Это замечательно. Но здоровье бывает не
только физическое. Оно бывает духовное,
психическое, эмоциональное. Спарта погибла
потому, что сделала ставку на физическое
здоровье своей нации.
Итак, кто придет после нас? Молодые люди с
завышенным уровнем притязаний, стремящиеся
управлять другими и трепетно относящиеся к
своему здоровью. Мы их так воспитали.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|