Похоже, здравый смысл остался в
кулуарах...
Реплики участников слушаний
– Государство в очередной раз
продемонстрировало сугубо ведомственный подход.
Мнение учителей, мнение родителей и учеников в
обсуждении стандарта представлено не было.
Официальная наука в лице академиков еще раз
доказала свой консерватизм и традиционный
взгляд на образование как лучшее в мире. Вопрос о
том, что же требуется изменить в школе и кто в
этом заинтересован, – ключевой!
Ольга НИКИТИНА,
директор красноярского
педагогического колледжа № 1
– Проблема стандартов – проблема
искусственная. Принятие тех или иных стандартов
не затрагивает сути – результатов обучения
ученика. Бесполезно мерить температуру
тяжелобольного при отсутствии
квалифицированных врачей, лекарств и
современных методов лечения. Так и со стандартом.
Чиновники занимаются стандартами потому, что им
больше не на что повлиять. Дискуссия вокруг
«плохих» и «хороших» стандартов мифологична,
пока не заявлено главное – кто заказчики, кто в
них заинтересован.
Андрей ИВАНОВ,
заместитель центра образования
«Царицыно», г. Москва
– Долгое обсуждение вопроса о
стандартах, на мой взгляд, вызвано тем, что с
самого начала ни работники образования, ни
политики, ни общество не договорились о том, что
такое стандарты образования, не ответили на
вопрос: а зачем нужны стандарты и кому это нужно?
Марина КУЗЬМИНА,
ученый секретарь
Чувашского республиканского института
повышения квалификации работников образования
– Мечта о надпредметном подходе в плане
определения «Чему учить?» так и осталась мечтой.
Соответственно имеем тривиальную ситуацию: «Мой
предмет все равно главнее». В связи с этим сразу
возникают вопросы: а где сами благополучатели,
потребители образования? какое отношение они
имеют к обсуждаемому проекту образовательного
стандарта?
Андрей МЕЛЬНИКОВ,
ведущий специалист
Министерства образования
Республики Карелия
– Основным недостатком организации
работы над стандартами является то, что не
обсуждаются цели на современном этапе. Без
представления и анализа целей непонятно, как
обсуждать позитив или негатив добавления тех или
иных предметов, тем в учебные программы.
Елена СУХАНОВА,
директор Центра инновационного образования,
г. Томск
– Стандарт сейчас может быть только
переходным. Нет такой методической,
академической школы, чтобы их создать новыми и
окончательными. Я бы сделала стандарты менее
детальными и конкретными, чтобы они перестали
быть похожими на образовательные программы. Хотя
здесь есть и опасность: чем больше обобщение, тем
сложнее воспринять стандарт как основу
нормативного финансирования.
Марина МИТЬКИНА,
куратор образовательной политики
партии «Яблоко»
– Вопрос о стандартах в том виде, в каком
он представлен в очередной раз, может
дебатироваться до бесконечности, поскольку
обсуждение содержательной части образования для
достижения определенных образовательных целей
само по себе занятие крайне сложное. Прийти к
общему согласованному мнению здесь фактически
невозможно, поскольку очередная подмена понятий
и в этот раз привела к созданию улучшенного (а по
мнению многих экспертов, ухудшенного) комплекта
учебных программ, назначением которых является
обеспечение стандарта общего образования. А ведь
очевидно, что сами программы его заменить не
могут и имеют к нему по сравнению с вопросами
бюджетно-нормативного обеспечения образования
минимальное отношение.
Вероника ЗАПАЛАЦКАЯ,
заместитель начальника
Управления непрерывного образования
Министерства образования Московской области
– Процесс обсуждения и принятия
стандартов грозит вылиться в длительное и, к
сожалению, печальное представление. Это связано
с различным пониманием вопроса: для чего школе
нужны стандарты? А также с попыткой увязать в
одном документе детализированное предметное
содержание с требованиями к подготовке
школьников. В очередной раз срабатывает правило:
“Хотели как лучше, а получилось как всегда”.
Вместо разгрузки содержания образования и
создания основы для нормативного финансирования
школы мы получаем новые декларации об обновлении
содержания образования и его приближении к
мифическим современным потребностям общества.
Ясно, что содержание стандартов никогда не
устроит все различные социальные группы. На мой
взгляд, нужно принять стандарты в том виде, в
каком они есть сейчас, а затем начать работу над
стандартами нового поколения. Но только после
того, как мы поймем, что мы хотели бы получить от
школы и для чего нам нужны стандарты.
Владимир ПЫЛЕВ,
руководитель Юго-Западного управления
Департамента науки и образования
Самарской области
– Текст стандарта напоминает
дидактические материалы советских времен.
Слишком много слов, воды. Думаю, верно, что
стандарты по искусству, физкультуре не должны
существовать вообще ввиду отсутствия в этих
предметах образовательных результатов.
Министерству нужно было внимательно отбирать
коллектив разработчиков стандарта. Если они
хотели получить что-то принципиально
отличающееся, не нужно было отбирать “опытный”
коллектив, который когда-то сделал все то, от чего
хотели отказаться.
Евгений МЕЛЬНИКОВ,
координатор образовательных
программ Фонда Сороса, Узбекистан
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|