Видимо, чтобы вспомнить о детях, надо
забыть
о стандартах...
За четыре часа парламентских слушаний
об интересах ребенка упомянули лишь один раз
22 октября 2002 года в Малом зале
Государственной думы состоялись парламентские
слушания по государственному образовательному
стандарту.
Слушания собрали большое число участников. Уже
за 15 минут до начала все места в зале были заняты,
и видным деятелям образования, пришедшим
последними, просто не нашлось места.
Конечно, при таком «аншлаге» выступить не всем
удалось. Так и не получили слова В.Фирсов, один из
ветеранов движения за стандарты, и Александр
Тубельский, один из самых ярых противников этой
идеи.
Зато выступили несколько депутатов. И.Хакамада
призвала избавить школу от мелочного контроля,
А.Шишлов вдруг сказал, что приоритет образования
уже никто не оспаривает, – это в разгар принятия
бюджета с меньшим, чем запланировано решением
Госсовета приростом. О.Смолин отметил, что
наконец-то мы обсуждаем, чему учить, а не сколько
лет.
Соруководитель группы разработчиков В.Шадриков
заявил, что они сделали все, что могли, и главное
его желание, чтобы стандарт не стал намордником
для школы и учителей. Ректор МГУ В.Садовничий
остановился на цене вопроса и сравнил затраты на
одного студента в СССР и США в прошлом и сегодня.
Сравнение оказалось в пользу прошлого. А
вице-президент РАН (просим не путать с РАО)
В.Козлов посетовал на то, что к мнению большой
академии министерство не прислушивается.
Оно и понятно: позиция большой академии
выглядела резко негативной, и в выражениях
академики, особенно математики, особо себя не
стесняли. Всемирно известный математик В.Арнольд
назвал возможное принятие стандартов
преступлением, которое приведет к резкому
снижению образовательного уровня России.
В отличие от своих коллег по большой академии
представители Российской академии образования
выглядели миротворцами и мягкими скептиками.
Академик В.Поляков посетовал на введение в наш
обиход непроработанных понятий и западных
терминов – профильность, компетентность – и
предложил всем разработчикам уйти в отставку и
дать дорогу новой команде. Учитывая, что накануне
министр образования называл В.Полякова среди
руководителей коллектива, работающего над
стандартами, предложение вполне можно считать
самокритикой. Другой педагогический академик –
В.Леднев, лидер самого первого коллектива,
победителя официального конкурса на разработку
стандартов, сформулировал свою позицию четко:
стандарт нужен, но не этот.
Самыми яркими были выступления двух лидеров
регионального образования. Исаак Калина,
начальник Управления образования Оренбургской
области, призвал больше доверять детям – это,
кстати, было единственное выступление, в котором
вспомнили о ребенке. А Лариса Курнешова,
заместитель начальника Департамента
образования Москвы Любови Кезиной, убедительно
показала, что привыкший уже за десять лет к
свободе учитель не будет работать по жестким
учебно-предметным стандартам, что на самом деле
ни директор, ни родители, ни ученики в стандартах
не нуждаются. Но самое главное – Л.Курнешова,
опытнейший практик, развеяла миф о том, что
стандарт поможет школе экономически.
Наоборот, сказала заместитель московского
лидера образования, финансисты спят и видят,
когда введут стандарт и они смогут урезать
финансирование до уровня оплаты минимального
содержания образования.
Лариса Курнешова показала простую вещь: пока
средства выделяются только на зарплату, стандарт
в том раздутом виде, в каком его представило
ведомство, несколько поднимет уровень
финансирования, но тут же увеличится нагрузка на
детей. И как только возьмутся рассчитывать
бюджет образования по всем статьям –
обнаружится, что для минимального содержания
вовсе не нужно «так много денег», как
представляется сейчас образователям.
И реально это приведет к общему понижению
финансирования образовательных учреждений.
Выступивший на слушаниях обозреватель «Первого
сентября» Александр Адамский назвал результатом
десятилетних разработок вывод о том, что
содержание образования не стандартизируется
путем правительственных решений или принятием
закона, что стандарт от государства – это
гарантия условий образовательной деятельности и
финансовый норматив для выполнения учредителем
этих условий. Для этого надо изменить 7-ю статью
Закона «Об образовании», а право определять
образовательную программу отдать школам, как это
и положено по закону.
В конце слушаний выступили соруководитель
группы разработчиков Э.Днепров и министр
В.Филиппов.
Э.Днепров обратился за помощью к общественности
в деле борьбы с предметно-методическим лобби, а
министр Филиппов призвал не оглядываться на
сроки и признал возможность изменения формата
стандарта: на сохранении минимального
содержания программ он настаивает, а вот
введение требований на условия и гарантии
государства считает возможным.
Уже хорошо.
Так, глядишь, не пройдет еще и десяти лет, и
ведомство откажется от механизмов детского
регулирования школьной жизни через содержание
образования и примется за экономику школы.
Подождем. А пока – мнения участников слушаний о
стандарте.
Редакция газеты «Первое сентября»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|