Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2002

Первая тетрадь. Политика образования


 

Видимо, чтобы вспомнить о детях, надо забыть
о стандартах...

За четыре часа парламентских слушаний об интересах ребенка упомянули лишь один раз

22 октября 2002 года в Малом зале Государственной думы состоялись парламентские слушания по государственному образовательному стандарту.
Слушания собрали большое число участников. Уже за 15 минут до начала все места в зале были заняты, и видным деятелям образования, пришедшим последними, просто не нашлось места.
Конечно, при таком «аншлаге» выступить не всем удалось. Так и не получили слова В.Фирсов, один из ветеранов движения за стандарты, и Александр Тубельский, один из самых ярых противников этой идеи.
Зато выступили несколько депутатов. И.Хакамада призвала избавить школу от мелочного контроля, А.Шишлов вдруг сказал, что приоритет образования уже никто не оспаривает, – это в разгар принятия бюджета с меньшим, чем запланировано решением Госсовета приростом. О.Смолин отметил, что наконец-то мы обсуждаем, чему учить, а не сколько лет.
Соруководитель группы разработчиков В.Шадриков заявил, что они сделали все, что могли, и главное его желание, чтобы стандарт не стал намордником для школы и учителей. Ректор МГУ В.Садовничий остановился на цене вопроса и сравнил затраты на одного студента в СССР и США в прошлом и сегодня. Сравнение оказалось в пользу прошлого. А вице-президент РАН (просим не путать с РАО) В.Козлов посетовал на то, что к мнению большой академии министерство не прислушивается.
Оно и понятно: позиция большой академии выглядела резко негативной, и в выражениях академики, особенно математики, особо себя не стесняли. Всемирно известный математик В.Арнольд назвал возможное принятие стандартов преступлением, которое приведет к резкому снижению образовательного уровня России.
В отличие от своих коллег по большой академии представители Российской академии образования выглядели миротворцами и мягкими скептиками.
Академик В.Поляков посетовал на введение в наш обиход непроработанных понятий и западных терминов – профильность, компетентность – и предложил всем разработчикам уйти в отставку и дать дорогу новой команде. Учитывая, что накануне министр образования называл В.Полякова среди руководителей коллектива, работающего над стандартами, предложение вполне можно считать самокритикой. Другой педагогический академик – В.Леднев, лидер самого первого коллектива, победителя официального конкурса на разработку стандартов, сформулировал свою позицию четко: стандарт нужен, но не этот.
Самыми яркими были выступления двух лидеров регионального образования. Исаак Калина, начальник Управления образования Оренбургской области, призвал больше доверять детям – это, кстати, было единственное выступление, в котором вспомнили о ребенке. А Лариса Курнешова, заместитель начальника Департамента образования Москвы Любови Кезиной, убедительно показала, что привыкший уже за десять лет к свободе учитель не будет работать по жестким учебно-предметным стандартам, что на самом деле ни директор, ни родители, ни ученики в стандартах не нуждаются. Но самое главное – Л.Курнешова, опытнейший практик, развеяла миф о том, что стандарт поможет школе экономически.
Наоборот, сказала заместитель московского лидера образования, финансисты спят и видят, когда введут стандарт и они смогут урезать финансирование до уровня оплаты минимального содержания образования.
Лариса Курнешова показала простую вещь: пока средства выделяются только на зарплату, стандарт в том раздутом виде, в каком его представило ведомство, несколько поднимет уровень финансирования, но тут же увеличится нагрузка на детей. И как только возьмутся рассчитывать бюджет образования по всем статьям – обнаружится, что для минимального содержания вовсе не нужно «так много денег», как представляется сейчас образователям.
И реально это приведет к общему понижению финансирования образовательных учреждений.
Выступивший на слушаниях обозреватель «Первого сентября» Александр Адамский назвал результатом десятилетних разработок вывод о том, что содержание образования не стандартизируется путем правительственных решений или принятием закона, что стандарт от государства – это гарантия условий образовательной деятельности и финансовый норматив для выполнения учредителем этих условий. Для этого надо изменить 7-ю статью Закона «Об образовании», а право определять образовательную программу отдать школам, как это и положено по закону.
В конце слушаний выступили соруководитель группы разработчиков Э.Днепров и министр В.Филиппов.
Э.Днепров обратился за помощью к общественности в деле борьбы с предметно-методическим лобби, а министр Филиппов призвал не оглядываться на сроки и признал возможность изменения формата стандарта: на сохранении минимального содержания программ он настаивает, а вот введение требований на условия и гарантии государства считает возможным.
Уже хорошо.
Так, глядишь, не пройдет еще и десяти лет, и ведомство откажется от механизмов детского регулирования школьной жизни через содержание образования и примется за экономику школы.
Подождем. А пока – мнения участников слушаний о стандарте.

Редакция газеты «Первое сентября»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru