ДОКУМЕНТЫ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 октября 2002 г. № 732
О федеральной целевой программе
“Дети России” на 2003–2006 годы
Документ печатается в сокращении
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную
целевую программу “Дети России” на 2003–2006 годы,
включающую в себя подпрограммы “Здоровый
ребенок”, “Одаренные дети”, “Профилактика
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних”, “Дети-сироты” и “Дети-инвалиды”
(далее именуется – Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком –
координатором Программы Министерство труда и
социального развития Российской Федерации,
государственными заказчиками подпрограмм:
“Здоровый ребенок” – Министерство здраво-
охранения Российской Федерации, Министерство
труда и социального развития Российской
Федерации и Министерство образования Российской
Федерации;
“Одаренные дети” – Министерство образования
Российской Федерации, Министерство культуры
Российской Федерации и Государственный комитет
Российской Федерации по физической культуре и
спорту;
“Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних” – Министерство труда и
социального развития Российской Федерации,
Министерство образования Российской Федерации,
Министерство внутренних дел Российской
Федерации и Министерство юстиции Российской
Федерации;
“Дети-сироты” – Министерство образования
Российской Федерации, Министерство труда и
социального развития Российской Федерации и
Министерство здравоохранения Российской
Федерации;
“Дети-инвалиды” – Министерство труда и
социального развития Российской Федерации,
Министерство образования Российской Федерации,
Министерство культуры Российской Федерации и
Министерство здравоохранения Российской
Федерации.
3. Министерству экономического развития и
торговли Российской Федерации, Министерству
финансов Российской Федерации и Министерству
промышленности, науки и технологий Российской
Федерации при формировании проектов
федерального бюджета на соответствующие годы
включать Программу в перечень федеральных
целевых программ, подлежащих финансированию за
счет средств федерального бюджета, и ежегодно
уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации предусматривать
при разработке региональных программ социально-экономического
развития меры по социальной поддержке и
улучшению положения детей.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
Федеральная целевая программа “Дети
России” на 2003–2006 годы (далее именуется –
Программа), разработанная в соответствии с
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 13 марта 2002 г. № 292-р, включает в себя
пять подпрограмм: “Здоровый ребенок”,
“Одаренные дети”, “Профилактика
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних”, “Дети-сироты” и “Дети-инвалиды”.
Общее руководство и контроль за реализацией
Программы осуществляет государственный
заказчик-координатор – Министерство труда и
социального развития Российской Федерации.
Основной задачей Программы является
формирование эффективной комплексной системы
государственной поддержки детей, включающей в
себя диагностические, профилактические и
реабилитационные мероприятия, создание
оптимальной среды для жизнедеятельности детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Накопленный опыт решения вопросов по улучшению
положения детей в рамках федеральных целевых
программ, результаты анализа реализации их
мероприятий, наличие проблем, а также социально-экономическая
и демографическая ситуация в регионах
подтверждают целесообразность и необходимость
продолжения этой работы.
Последовательное осуществление мер по улучшению
положения детей должно привести к улучшению
демографической ситуации в стране, укреплению ее
интеллектуального потенциала.
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В условиях экономических и социально-культурных
трансформаций в Российской Федерации за
короткий срок сформирована адекватная рыночным
условиям и современному этапу развития
законодательная база, найдены принципиально
новые механизмы и институты осуществления
государственной политики в отношении детей.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы
позитивные результаты реализации федеральных
целевых программ по улучшению положения детей в
Российской Федерации, сохраняется много
вопросов в сфере обеспечения полноценной
жизнедеятельности детей, которые требуют
решения на государственном уровне, в том числе
улучшение репродуктивного здоровья населения,
поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов
и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации.
В последние годы благодаря совместной
деятельности органов и учреждений
здравоохранения по совершенствованию
организации медицинской помощи матерям и детям,
реализации мероприятий федеральных и
региональных целевых программ удалось улучшить
ряд показателей службы материнства и детства.
Однако вследствие низкого уровня здоровья
женщин детородного возраста продолжает
увеличиваться количество случаев беременности и
родов, протекающих с различными осложнениями. В
результате показатели материнской и
младенческой смертности остаются на высоком
уровне, превышая аналогичные среднеевропейские,
и только 30 процентов новорожденных могут быть
признаны здоровыми.
Воздействие экологических и социально-психологических
факторов, интенсивность которого в последнее
десятилетие многократно увеличилась, приводит к
тому, что состояние здоровья детей оценивается
как катастрофическое. Доля здоровых детей
составляет в субъектах Российской Федерации от 4
до 10 процентов.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения
здоровья детей, особенно раннего и подросткового
возраста, является неэффективность проводимых
профилактических и коррекционных мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья детей и
подростков, адаптацию к изменениям в социальной,
экономической, экологической, образовательной
среде.
Недостаточное внимание уделяется проблеме
полноценного питания детей.
Практически не разрабатываются и слабо
внедряются современные, научно обоснованные
организационные технологии по созданию условий
для нормального физического и нервно-психического
развития детей и реализации ими социальных
функций, соответствующих возрасту.
Распространение наркомании, токсикомании,
курения и алкоголизма среди подростков требует
принятия экстренных мер по противодействию
потреблению наркотических средств и
асоциальному поведению.
Социальная значимость проблем, связанных с
состоянием здоровья детей в Российской
Федерации, обусловливает необходимость их
решения программными методами на основе
реализации системы мероприятий, направленных на
снижение показателей детской заболеваемости,
инвалидности и смертности, сохранение и
укрепление здоровья на всех этапах развития
ребенка.
Развитие общества на современном этапе требует
вовлечения во все структуры народного хозяйства
страны наиболее развитых, неординарно мыслящих
людей, то есть людей одаренных. Выявление и
развитие способностей детей должно
осуществляться на всех ступенях их развития,
образования и воспитания, для чего необходимы
усилия не только родителей и педагогов, но и
всего общества. Необходима разработка системы
выявления одаренности детей, обеспечение
условий, способствующих максимальному раскрытию
возможностей каждого ребенка, и прежде всего
уникальных способностей особо одаренных детей.
В целях сохранения и приумножения
интеллектуального потенциала страны необходимо
поднять на государственный уровень решение
проблем, обусловливающих создание равных
стартовых условий для выявления, развития,
социальной поддержки одаренных детей,
реализации их потенциальных возможностей,
обеспечения всестороннего развития и
образования, адекватных требованиям научно-технического
прогресса.
Социальные и экономические проблемы в
российском обществе на данном этапе развития
существенно ослабили институт семьи, ее
воздействие на воспитание детей. Результатом
этого процесса является рост численности
безнадзорных и беспризорных детей, увеличение
распространения в детской и подростковой среде
наркотиков и различных психотропных препаратов,
алкоголя и как следствие увеличение числа
правонарушений среди несовершеннолетних. За
последние 10 лет численность больных наркоманией
среди молодежи возросла в 17 раз.
Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс.
уголовных деяний несовершеннолетних, причем 100
тыс. из них совершается детьми, не достигшими
возраста уголовной ответственности. Каждый
третий несовершеннолетний правонарушитель не
учится и не работает. Ежегодно сотрудниками
органов внутренних дел выявляется и помещается в
центры временной изоляции для
несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков.
Кроме того, имеются проблемы, решение которых
назрело давно, среди них – насилие в семье,
проблемы детей – жертв вооруженных и
межнациональных конфликтов, экологических и
техногенных катастроф, стихийных бедствий,
особые проблемы детей, освободившихся из
воспитательных колоний, мест лишения свободы или
проживающих с одним из родителей.
Продолжается рост числа социальных сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, тысячи
брошенных детей являются объектами продажи и
сексуальной эксплуатации, привлекаются к
непосильному труду.
Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные
правонарушения в воспитательных колониях,
многие из них не имеют образования,
соответствующего возрасту.
Реализация федеральной целевой программы
“Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних” в 1997–2001 годах позволила
частично снизить остроту проблемы детской
безнадзорности и социального сиротства. Создана
сеть специализированных учреждений для детей,
нуждающихся в социальной реабилитации, в которых
используются технологии, позволяющие оказывать
детям экстренную помощь, поддерживать и
восстанавливать их социальный статус,
осуществлять социальную реабилитацию. В
результате количество преступлений среди
несовершеннолетних снизилось в 2000 году по
сравнению с предыдущим годом на 6,2 процента.
В то же время следует отметить слабое развитие
материально-технической базы этих учреждений,
которое не позволяет на современном уровне
проводить программы социальной и трудовой
реабилитации подростков, в том числе
освобожденных из мест лишения свободы.
Незавершенность формирования и оснащения сети
учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних,
недостаточный уровень подготовки кадров,
осуществляющих профилактическую и
реабилитационную работу, снижают эффективность
предпринимаемых действий.
Принимая во внимание необходимость комплексного
решения проблемы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, корни
которой кроются прежде всего в семье, следует
продолжить работу в данном направлении в 2003–2006
годах.
Проблема сиротства, особенно социального
сиротства, то есть сиротства при живых родителях,
является одной из наиболее острых проблем
детства. Отсутствие полноценной государственной
системы поддержки семьи и стимулирования
развития системы семейного воспитания детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, не
способствуют решению данной проблемы.
Следует отметить усложняющийся год от года
контингент этой категории детей, среди которых
увеличивается число детей со сложными
комплексными видами отклонений в развитии и
поведении.
Проблема социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, при
преимущественном в настоящее время воспитании
этих детей в детских домах и школах-интернатах не
дает возможности полноценно подготовить этих
детей к самостоятельной жизни после выхода из
детского дома. В связи с этим на первый план
выдвигается проблема воспитания детей-сирот в
приемных семьях на основе опеки, попечительства,
усыновления, патроната. Активное развитие таких
форм воспитания позволит решить проблему
социализации детей и естественного вхождения их
в современное общество, что положительно
скажется на всей дальнейшей жизни этих детей.
Однако подобное воспитание детей требует
активной поддержки государства.
В то же время существующая сеть детских домов и
школ-интернатов для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не отвечает
современным педагогическим и техническим
требованиям. Многие из них требуют капитального
ремонта, реконструкции и технического
переоснащения, что должно осуществляться не
только за счет средств федерального бюджета, но и
прежде всего за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований, на территории которых расположено
образовательное учреждение.
В Российской Федерации, как и во всем мире,
наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди
причин, способствующих возникновению
инвалидности у детей, основными являются
ухудшение экологической обстановки,
неблагоприятные условия труда женщин, рост
травматизма, недостаточные возможности для
ведения здорового образа жизни, высокий уровень
заболеваемости родителей.
В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов
воспитывается в семье, одна треть находится в
специализированных детских учреждениях. В 1439
школах-интернатах системы образования проживают
и обучаются 203 тыс. детей с умственными и
физическими недостатками (из них 22,9 тыс. – дети-сироты),
30,5 тыс. детей воспитываются в 151 доме-интернате
системы социальной защиты населения (половина из
них – сироты) и 19,5 тыс. детей находятся в 249 домах
ребенка системы здравоохранения. Работа этих
учреждений нуждается в реформировании с целью
усиления ее реабилитационной направленности.
Решающее значение в становлении и развитии новой
системы профилактической и реабилитационной
работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет
подпрограмма “Дети-инвалиды”.
II. Цели и задачи Программы, сроки ее
реализации
Целями Программы являются улучшение здоровья
детей, профилактика безнадзорности и
беспризорности несовершеннолетних, обеспечение
развития и интеграции с обществом детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а
также детей-инвалидов, формирование системы
выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Достижение указанных целей будет осуществляться
в рамках реализации подпрограмм, входящих в
Программу.
Целью подпрограммы “Здоровый ребенок” является
создание условий для рождения здоровых детей,
снижение показателей материнской и детской, в
том числе младенческой, смертности, сохранение и
укрепление здоровья детей и подростков на всех
этапах развития.
Для достижения указанных целей
предусматривается решение следующих задач:
совершенствование нормативно-правовой
базы по вопросам охраны материнства и детства;
совершенствование организации акушерской и
педиатрической помощи;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических
учреждений родовспоможения и детства;
внедрение в практику учреждений здравоохранения,
образования и социальной защиты населения
современных медицинских, образовательных и
психологических технологий, обеспечивающих
сохранение здоровья;
профилактика заболеваемости и инвалидности в
детском и подростковом возрасте;
развитие информационных технологий в сфере
охраны материнства и детства;
совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров.
Целью подпрограммы “Одаренные дети”
является создание на государственном уровне
системы выявления, развития и поддержки
одаренных детей, обеспечение условий для их
личностной, социальной самореализации и
профессионального самоопределения.
Задачами подпрограммы являются:
создание условий для выявления детской
одаренности и развития детей в соответствии с их
способностями;
развитие центров работы с одаренными детьми;
ресурсное обеспечение учреждений образования,
работающих с одаренными детьми;
создание на федеральном уровне системы научного,
методического и информационного обеспечения
работы с одаренными детьми.
Цель подпрограммы “Профилактика
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних” – защита и улучшение
положения детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, укрепление системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Подпрограмма предусматривает решение следующих
задач:
стабилизация семьи как основного
социального института общества, усиление
ответственности родителей за воспитание детей;
совершенствование системы профилактической
работы по предупреждению семейного
неблагополучия, социального сиротства, детской
беспризорности и безнадзорности;
ресурсное обеспечение системы служб,
осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, социальную
реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации;
развитие инновационных форм и технологий
профилактической работы с семьями и детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации.
Целью подпрограммы “Дети-сироты”
является предупреждение социального сиротства,
социализация и интеграция детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с
современным обществом.
Подпрограмма предусматривает решение следующих
задач:
создание условий, способствующих воспитанию
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в приемных семьях (опека, патронат,
усыновление);
государственная поддержка семей, принявших на
воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Целью подпрограммы “Дети-инвалиды” является
формирование основ комплексного решения проблем
детей с отклонениями в развитии, создание
условий для их полноценной жизни, интеграции с
обществом.
Подпрограмма предусматривает решение следующих
задач:
создание системы профессионально-трудовой
и социальной реабилитации детей-инвалидов,
интеграции их с обществом;
обеспечение детей-инвалидов современными
индивидуальными техническими средствами
реабилитации и средствами, облегчающими им
самообслуживание;
создание системы полного учета детей-инвалидов;
мониторинг социально-экономического положения
семей, имеющих детей-инвалидов;
укрепление материально-технической базы
специализированных учреждений для детей-инвалидов,
детских домов-интернатов для проведения
комплексной медицинской, педагогической и
социальной реабилитации детей-инвалидов.
Срок реализации Программы – 2003–2006
годы.
III. Система программных мероприятий
Подпрограммы содержат конкретные мероприятия,
увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям,
которые направлены на реализацию целей
Программы.
Подпрограмма “Здоровый ребенок” включает как
мероприятия по охране здоровья матерей, так и
мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
детей и подростков.
В рамках реализации подпрограммы
предусматриваются следующие мероприятия:
совершенствование системы охраны здоровья
матери и ребенка;
строительство и реконструкция лечебно-профилактических
учреждений детства и родовспоможения;
научно-исследовательская и опытно-конструкторская
работа.
Подпрограмма “Одаренные дети” содержит систему
мер, направленных на создание равных условий,
адресную поддержку и социальную адаптацию
одаренных детей.
В подпрограмме планируются:
развитие и поддержка сети организаций,
работающих с одаренными детьми;
осуществление государственной поддержки и
социальной защиты одаренных детей;
развитие системы работы с кадрами.
Мероприятия подпрограммы “Профилактика
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних” направлены на защиту прав
детей, находящихся в особо сложных
обстоятельствах.
С этой целью предполагается осуществить:
научно-методическое обеспечение работы
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
информационно-аналитическое обеспечение работы
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
ресурсное обеспечение учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
меры по организации и проведению
реабилитационной работы с детьми, находящимися в
трудной жизненной ситуации.
Решение задач, поставленных в
подпрограмме “Дети-сироты”, предполагает
скоординированные действия по следующим
направлениям:
реформирование системы опеки и
попечительства;
внедрение и развитие системы постинтернатной
адаптации;
обеспечение качественного образования детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание условий для воспитания и развития детей-сирот,
максимально приближенных к семейным;
строительство образовательных учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
развитие системы социальной защиты семьи;
мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития
и жизнеустройства воспитанников и выпускников
образовательных учреждений для детей-сирот и
организационные мероприятия по подпрограмме.
В подпрограмме “Дети-инвалиды”
предусматриваются:
информационно-аналитическое и
организационно-методическое обеспечение работы
по социальной защите детей-инвалидов;
меры по социальной интеграции и профессионально-трудовой
реабилитации детей-инвалидов;
меры по улучшению социального обслуживания
детей-инвалидов, укреплению материально-технической
базы учреждений для детей-инвалидов;
научно-методическое обеспечение решения проблем
детской инвалидности;
обеспечение автотранспортом специализированных
учреждений для детей-инвалидов;
организация переподготовки и повышения
квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами;
строительство и реконструкция детских домов-интернатов,
реабилитационных центров системы социальной
защиты населения.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы в 2003 году
предусматривается в размере 4574,72 млн рублей, в
том числе за счет средств федерального бюджета –
1452,54 млн рублей, бюджетов субъектов Российской
Федерации – 3057,45 млн рублей, внебюджетных
источников – 64,73 млн рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы за
счет средств федерального бюджета ежегодно при
формировании проекта федерального бюджета на
соответствующий год подлежит уточнению в
установленном порядке.
Объемы финансирования программных мероприятий
за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации согласовываются государственными
заказчиками подпрограмм с органами
исполнительной власти соответствующих
субъектов Российской Федерации и подлежат
ежегодно уточнению.
VII. Оценка социально-экономической
эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных
Программой, позволит:
улучшить положение детей, в том числе
одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей,
несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации;
стабилизировать семью как основной социальный
институт общества;
снизить заболеваемость, инвалидность детей,
уменьшить численность социально
дезадаптированных детей и подростков;
снизить показатели материнской смертности – до
30 на 100000 родившихся живыми, младенческой
смертности – до 13 на 1000 родившихся живыми,
детской смертности на 15–20 процентов,
заболеваемости женщин на 3–5 процентов;
развить систему выявления и поддержки одаренных
детей: оказать материально-техническую
поддержку специализированным учреждениям по
работе с одаренными детьми, всероссийским очно-заочным
школам, региональным образовательным
учреждениям, экспериментальным площадкам,
отрабатывающим новые технологии работы с
одаренными детьми, школам-интернатам для
одаренных детей;
ежегодно выплачивать 120 единовременных
стипендий одаренным детям;
обеспечивать ежегодную поддержку 10
всероссийских и 4 международных предметных
олимпиад, проведение всероссийских творческих
мероприятий для детей-инвалидов, ежегодных
мероприятий, предусмотренных в комплексной
программе Всероссийского фестиваля детского
художественного творчества “Адрес детства –
Россия”, летних творческих тематических смен,
мастер-классов для одаренных детей, мероприятий
по обеспечению досуга одаренных детей;
снизить численность безнадзорных детей,
сократить число правонарушений
несовершеннолетних;
расширить сеть специализированных учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации (до 1225 единиц);
увеличить объем и повысить качество
предоставляемых социальных услуг, ежегодно
обслуживать более 1,5 млн несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
укрепить материально-техническую базу свыше 700
учреждений социального обслуживания семьи и
детей;
уменьшить число детей-сирот, воспитывающихся вне
семьи, реформировать систему опеки и
попечительства, ориентировав ее деятельность на
предупреждение социального сиротства, создание
условий для воспитания детей-сирот в семьях
различного типа;
создать 12 экспериментальных центров содействия
помещению ребенка в семью;
завершить строительство и реконструкцию 72
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей;
обеспечить доступность образования, спорта,
культуры для детей-инвалидов;
увеличить число реабилитационных центров для
детей-инвалидов до 350, укрепить их материально-техническую
базу, ежегодно обслуживать в них до 150 тыс.
человек;
обеспечить более 30 тыс. детей с церебральным
параличом, 10 тыс. слепых и слабовидящих, 25 тыс.
глухих и слабослышащих детей индивидуальными
техническими средствами самообслуживания, более
6 тыс. детей-инвалидов ортезными изделиями и
более 8 тыс. детей, страдающих сахарным диабетом,
глюкометрами;
предоставить автотранспорт более чем 500
специализированным учреждениям для детей-инвалидов;
повысить эффективность межведомственного
взаимодействия, усилить координацию
деятельности федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по
решению проблем детства.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|