РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
А Я ВАМ ВОТ ЧТО СКАЖУ
Не одна тысяча слов была сказана о
детстве. Не одну тысячу раз эти слова были
повторены, и нам кажется, что ничего нового уже
услышать нельзя... Но вот появляется человек,
такой как бард Владимир Ланцберг, и говорит такие
вещи, что... В общем, ни в чем нельзя быть уверенным
заранее. Читайте сами, удивляйтесь, радуйтесь,
возмущайтесь...
Любите детей долго и нудно...
А я их ненавижу. Всю свою псевдо-, квази- и
просто педагогическую деятельность посвятил
истреблению их как вида.
Они меня “достали” своими криками, капризами,
своей концептуальной истеричностью...
Я из-за них плохо живу. Они ничего не знают, не
умеют, не могут, ни за что не отвечают, но хорошо
плодятся и быстро растут. Самое страшное, что они
везде. Я все время утыкаюсь в них и от них завишу.
Один (в униформе крысиного цвета) меня шмонает
как лицо зулусской национальности и знать не
желает, что этого делать нельзя. Другой (в
кабинете крысиного цвета) не хочет мне что-то
разрешить, потому что какой-то папа не сказал ему,
что это можно. Третий повырубал всю защиту и
разогнал реактор до кипения – покататься хотел,
что ли? Теперь все наши куры о двух головах и
тощие, как геральдические орлы.
Поэтому пока дети еще маленькие, их надо изводить.
Потом поздно будет: им понравится быть детьми.
А пока что большинство из них мечтают стать
взрослыми.
Потому что взрослый, в их понимании, может все. Он
силен. Образован. Обладает правами. Принимает
решения. У него есть деньги. Он не должен ни у кого
спрашивать разрешения; захочет – и сделает. Его
уважают. По крайней мере с ним считаются. Им не
помыкают. Его не бьют. Он имеет шанс прославиться.
И много чего еще.
Все это наивно, конечно, но, согласитесь, отчасти
так.
А ребенок однозначно слаб, неумел, беспомощен и
бесправен. И шансов никаких.
Тогда он начинает беситься – курочит школьные
парты и пригородные электрички, плавит
зажигалкой кнопки моего лифта и замазывает
жвачкой все щели, через которые я дышу. Мстит мне
за то, что я, покидая детство, его с собой не взял.
Знает, что станет взрослым нескоро, а ждать
невыносимо.
И тут появляюсь я. Я ему скажу: пойдем со мной, и ты
станешь взрослым. Сначала чуть-чуть, но быстро и
просто. Потом еще чуть-чуть. Будет потруднее, но
тебе понравится. И так – пока не станешь взрослым
совсем. Долго ждать не придется.
Придется платить: за каждый грамм взрослого
могущества отдавать грамм атрибутов детства,
пока не останется минимум – то, без чего даже
взрослый не может считаться человеком. Например,
умение радоваться и удивляться.
Я привожу его в комнату, где есть все. Ну не все, но
многое: материалы, инструменты, оборудование.
Деньги. И есть я.
Я ему говорю: у тебя есть желания и проблемы. У
меня есть возможность решить часть твоих проблем
и помочь исполнить часть желаний. Что-то можно
сделать легко и сразу. Что-то сложнее: денег
немного, материалы не все и оборудование не
всякое. Но какое-то можно изготовить самому, а
деньги заработать. Там, где не хватит сил и знаний,
я помогу. Не хватит твоих прав – подставлю свои.
Не знаешь, чего хочешь; не знаешь, чего вообще
можно хотеть, – подскажу.
Но у меня есть несколько условий. Одно – первое,
другое – главное.
Первое: мы ничего не делаем для выставок, отчетов
и просто так. Мы не делаем моделей или макетов –
только настоящие вещи. Мы не играем в игрушки. У
нас настоящие заказчики и настоящая
ответственность. Качество тоже настоящее. Мы
уважаем себя, свое время и свою репутацию. Это,
кстати, способ уважать других.
Главное – безопасность. Безопасность мира, в
котором живем. Живности и растительности.
Другого человека и вообще человечества. Самого
себя.
Еще условия. Не решать свои проблемы за чужой
счет. Не обманывать. Не враждовать, не вредить и
не вредничать. Не красть. Почему – я объясню, и
тебе будет легче соблюдать все эти “не”. Но я не
буду этого делать, а постараюсь, чтобы ты
объяснил себе это сам. Знаю способ. Называется
рефлексия.
Когда я понял, что ненавижу детей? В тот момент,
когда увидел, какие бывают взрослые. В трамвай
вошли мальчик и девочка. Ему было лет семь, ей –
года на два-три меньше. Он помог ей забраться в
вагон по ступеням. Потом пристроил к стеклу
водительской кабины так, чтобы ей было видно все
происходящее впереди по курсу. Затем купил билет.
И наконец, встал сзади нее, чтобы входящие и
выходящие пассажиры ее не толкали. Чтобы ей было
хорошо. В чем и состоял смысл его жизни на те
полчаса, пока они ехали в трамвае.
Потом я нашел подходящую комнату, снарядил ее и
стал приглашать детей. И не то чтобы среди
вышедших оттуда уже не оставалось детей.
Оставались – в силу обстоятельств, помешавших им
задержаться подольше. Выходили же более или
менее взрослые.
Один ребенок попался упрямый. Тогда, почти
двадцать лет назад, мы не знали, откуда такой
взялся. Теперь я понимаю: из будущего. Сейчас
таких больше. Но это все равно ничего не значит,
потому что... слушайте дальше.
Он рос у бабушки. Родителям-ученым было не до него:
они делали научную карьеру. А к нам его привезла
тетка, тоже педагог. Дело шло к летнему трудовому
лагерю. Ему туда не хотелось. И не в том дело, что
непосильно яблоки собирать. У нас пространства
были разные, с разным цветом небес. Я ему: мол, все
будете делать и решать сами, ты и другие ребята. И
зарабатывать, и тратить, и свободное время
проводить – по своему разумению. Никаких
взрослых над вами не будет. А он: мол, по мне любая
несвобода, лишь бы кофе в постель.
Все-таки он у нас очутился. Смену провел в режиме
отдыха, но не совсем по своей воле: наказание
такое было, самое страшное, – лишение права
работать. А этот Гоша то сачконет, то технику
безопасности нарушит. Вот и отдыхал. Делая вид,
будто так и надо. Только в самый последний вечер
не выдержал. Сидим у костра, последний разговор
ведем, последние песни поем, вдруг дежурный
кричит: “Пожар!” В селе сарай загорелся. Народ
сорвался тушить – и Гошка туда же, а дежурный ему:
– Отдохни, ты же утром на работу не вышел!
И он “поплыл”. В тринадцать лет можно.
А дальше рассказывает тетка: “Вернулся Гоша в
бабкину деревню, собрал пацанов со своей улицы и
речь толкнул: вы, мол, живете не так, вы живете, как
черви, не знаете, какая жизнь бывает. И сделал
отряд”. Резковато, конечно, выступил, но знал, что
говорит.
Но лето кончилось, и мы возвращаемся в школу.
Здесь любят детей. Логическое ударение можно
ставить на любом слове. Особенно на третьем.
Здесь детей холят, лелеют и выращивают. Оформляют:
берут пустого ребенка и набивают теоремой Виета,
Достоевским, постоянной Авогадро и эукариотами.
Особенно эукариотами, под завязку, чтоб из ушей
полезло. Наши дети лучше всех в мире знают
географию, программируют, приводят неприличные
выражения к виду, удобному для логарифмирования.
При этом плохо обучаются сами, конфликтны и
безруки. Ремонтировать розетки питания их учат
совсем другие люди, если повезет со знакомством.
И никакая учебно-тренировочная экология не
отвратит ребеночка от того, чтобы бросить
посреди газона банку из-под пива.
Наша школа любит детей принципиально. Она
морщится от мысли, что утром детеныш может успеть
на перекрестке протереть пару-тройку лобовых
стекол. И слава Богу, не ведает, что на вырученные
деньги он обзаводится пачкой сигарет, которые
нелегально палит в школьном туалете. А то бы что
было!
Наша школа любит детей десять лет, хотя говорит,
что одиннадцать. Ничего, скоро будет двенадцать:
мы – богатая страна, хватает и классов, и
учителей. Мы – страна богатых родителей, спящих и
видящих, как бы подольше удержать двухметровую
поросль на своем загривке, чтобы не вздумало чадо
само себя кормить и автономно решать свои
проблемы. Не удивлюсь, если узнаю, что мы – страна
самых великовозрастных детей.
Но вот его заметают выполнять священный долг. Он
и тут ничего не умеет. Всего боится. Его бьют. Он
тихо звереет. Теорема Виета помогает плохо.
Вылезают инстинкты. И как только почувствует
либо безысходность, либо уверенность, он
начинает мстить. Всем подряд. Вследствие
регуляции транскрипции и трансляции он впадает в
мейоз, откуда можно выйти либо дезертиром, либо
мародером. И местное население перестает его
любить. Он тоже никого не любит: это мешает
“мочить”.
И вообще любовь не детское дело.
Мы это чувствуем. Понимаем, что без милосердия (а
где ему взяться без социальной уверенности?)
ребенок – недочеловек. Что в таком виде
выпускать его из школы опасно. Другого вида не
предвидится – не с чего. И мы маемся. Самое
простое – держать его на веревочке подольше.
Хорошо бы лет двенадцать. Пятнадцать – еще лучше,
но кто будет восстанавливать заведение из руин?
Сейчас мой младший сын, десятиклассник,
обижается, когда его называют школьником. А я
вспоминаю, как те из моих однокашников, что
засиделись в пионерах до девятого класса,
прятали в карман галстуки, “забывали” их дома,
пачкали чернилами... Они выросли из детского
статуса, а более подходящего не нашлось.
Увы, школе, натужно одолевающей неграмотность, не
остается сил для борьбы с детством, хотя, начни со
второго, первое получилось бы само собой. И мы
врем себе, что любим детей, потому что, люби мы их
взаправду, мы бы нежно и бережно проращивали в
них взрослых.
Мне нравятся пушистоголовые взрослые с улыбкой,
в которой не хватает пары молочных зубов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|