ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Собственное мировоззрение – роскошь,
доступная немногим
Философия во французской школе
Мировоззренческий кризис, наступивший
в русской школе сразу же после распада СССР, в
известной степени преодолен. Однако некоторый
идейный вакуум остается. Чиновники от
образования – дурные философы и богословы. И их
попытки заполнить пустоту от растаявшего
марксизма идеологией прав человека, правового
государства, официальным патриотизмом и так
называемыми основами духовной жизни чаще всего
вызывают сожаление. Увы, сталкиваясь с
зарубежным опытом, мы порой вовсе не стремимся
его творчески переосмыслить, а перенимаем то, что
нравится, без оглядки. В тех случаях, когда речь
идет о мировоззренческих, ценностнообразующих
дисциплинах, это особенно вредно. Поэтому,
рассматривая опыт преподавания философии во
французских лицеях и гимназиях, мы ни в коем
случае не стремимся навязать его как
альтернативу современным российским
разработкам. У нас другая история и иные проблемы
идентификации. Однако во многом французские
дискуссии могут быть для нас полезны. Ибо, как
кажется, самое важное – привить нашим юным
соотечественникам вкус к самостоятельному
размышлению и дать им представление не о каких-либо
застывших мыслеформах, но обо всем многообразии
культурного и интеллектуального опыта.
Во французской школе господствует
традиция, рассматривающая преподавание
философии как самостоятельное философствование.
Еще в 1925 году министерство просвещения
республики издало инструкцию, которая гласила:
«Преподавание философии в выпускном классе
учреждения системы среднего образования не
ставит перед собой задачу передачи знаний, цель
его – формирование определенной способности к
самостоятельному размышлению... Преподаватель
философии есть философ, являющийся автором
своего собственного курса, а его ученик –
философ-подмастерье».
В рамках подобного подхода различие между
преподаванием философии и собственно
философствованием снимается. Школьный учитель и
его ученики призваны не изучать философию, а
создавать ее подобно Паскалю или Ницше. Этот
подход великолепен для сильного, гуманитарно
подготовленного ученика и имеет самое прочное
интеллектуальное основание. Пусть не каждому
дано оставить свой след в развитии философской
мысли, но каждый должен уметь думать
самостоятельно. Человек нуждается не в понимании
Гегеля или Декарта, но вне зависимости от своей
будущей профессии он нуждается в способности к
самостоятельному рассуждению и оценке.
«Философия, следовательно, представляет собой
совместную работу или, иными словами, совместный
акт преподавателя и его учеников. Это означает,
что идея философии есть не модель, а сила или
инструмент, которые каждый преподаватель
приводит в действие».
Однако такой подход, несмотря на его продуманное
гуманистическое обоснование, достаточно уязвим.
В его рамках философствование лишено иерархии,
стирается разница между высокой культурой и
повседневным бытованием, навык размышления
рискует раствориться в готовности к словоблудию.
Особенно это становится заметно в эпоху массовой
школы, когда даже в такой демократической стране,
как Франция, вынуждены констатировать, что
собственное мировоззрение – это роскошь,
доступная немногим.
Напрашивается, казалось бы, самое стандартное
решение этой проблемы: добиться аскетизма
амбиций и перейти от философствования к
преподаванию философии как сложившейся в
культуре дисциплины. Наиболее последовательно
это реформаторское для французской школы
предложение сформулировал Пьер-Анри Тавуайо,
предложивший положить в основу курса несколько
отправных точек истории идей типа «рождение
философии», «от закрытого мира – к бескрайнему
универсуму» и так далее, а затем перейти к
изучению двух десятков базовых философских
принципов, их интерпретаций и фундаментальных
философских работ. Но тут возникает неизбежный
для любой массовой школы вопрос: каким образом
ученики и преподаватели, не способные и не
имеющие вкуса к самостоятельному размышлению,
смогут легко ориентироваться в пространстве
высокой философии, философии как научной
дисциплины? Никола Распай в этой связи пишет:
«Критический характер современного развития
заставляет нас с еще большим упорством
стремиться разглядеть смысл в мельтешении
фактов. И ради сохранения способности людей
мыслить не только технологически мы обязаны
заразить этим упорством следующее за нами
поколение. Однако в условиях массовой школы это
фактически невозможно, потому что, несмотря на
все наши демократические иллюзии, мы хорошо
понимаем, что большинство населения не
формулирует, а лишь потребляет общепринятые
ценности».
Подготовил
Василий КНЯЗЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|