СТАНДАРТ, КОТОРЫЙ НАМ
ПРЕДЛАГАЮТ
Знакомясь с проектом стандарта, учителя
чувствуют себя обманутыми
Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский район, Ярославская обл.
Учитель привык жить в состоянии,
когда что-то постоянно омрачает его будущее –
например, обещанная к концу года контрольная,
придуманная кем-то, кто, оказывается, его класс
знает лучше, контрольная, которую уже и
написанную учителю посмотреть нельзя –
государственная тайна! Очевидно, кто-то сильно
опасается, что учитель мигом все запомнит и
побежит коллеге в соседнюю школу звонить, а тот
до приезда проверяющего успеет своих детишек
натаскать – не будет чистоты результата. Можно
ли учителям доверять, они же такие проныры!
Или вот грядущая аттестация школы, что на поверку
оказывается не таким страшным чертом, как его
малюют. Но малюют долго и старательно, и это
старание способно отравить год жизни целому
коллективу.
Когда же учителя, в общем-то живучий народ, стали
кое-как приспосабливаться и к тестам, и к
аттестациям, грянул новый гром, пострашнее всех
прочих. Стандарт!
Разъясняя свою позицию в педагогической прессе,
разработчики стандартов утверждают, что 95%
учителей считают образовательный стандарт
необходимостью и только 5% выступают против.
Не скрою, учителя, выступающие за стандарт, есть,
но их единицы. А что касается заявленного
большинства, то это объясняется очень просто –
часть учителей проекта стандартов еще и в глаза
не видели, а если и видели, то особо не вникали,
понимая, что от их мнения все равно ничего не
изменится, а к стандартам, как и к любой другой
напасти, которая не однажды сваливалась на
голову бедного учителя, он все же сумеет как-нибудь
приспособиться.
Все ведь понимают, что планку, поднятую на эту
высоту, преодолеют только часть детей. А
остальные? Что будет с ними? Ну что-то же придется
придумать. Судьбами этих детей как раз и
озабочены те 5% учителей, которые стандарт уже
изучили и испытали тихий ужас.
Знакомясь с проектом, учителя чувствуют себя во
многом обманутыми – был же обещан минимум, а в
стандарте заявлен такой максимум! И обещанной на
20% разгрузки конечно же нет. Детей вместо
традиционных 34 учебных недель ждет 35, а то и все 36.
Неужели это имелось в виду, когда речь шла о
разгрузке?
Разработчики стандарта считают, что он защитит
детей. От кого? От учителя, который, имея
маленькую зарплату, несет двойную нагрузку и
потому что-то недодает детям? Или от тех учителей,
которые пытаются сделать школьную жизнь не
только максимально полезной, но и интересной?
Учителя-новаторы, истинно увлеченные люди, все
равно останутся в школе, будут искать и находить
свои пути-дороги – мне страшно за других, молодых,
или тех, кто свою тропиночку еще только-только
нащупал. Не испугает ли их тот факт, что труд
учителя, добивающегося выполнения стандарта
любой ценой, будет замечен и отмечен, а труд
учителя, работающего творчески и считающего
аморальным давить на детей, будет порицаться? А
все так и случится, если во главу угла будет
поставлена битва за «качество образования», т.е.
за стандарт.
Детям, которым учеба дается с трудом, и так не
позавидуешь, они с малых лет чувствуют себя
изгоями, сначала в школьном коллективе, а потом и
в обществе. Озлобляются и мстят. Не эту ли
неуспешность в учебе мы пожинаем сегодня в виде
разбитых окон, покореженных памятников, толп
распоясавшихся подростков, которые, кажется,
ненавидят весь мир.
Сейчас еще учитель имеет возможность своей
безразмерной тройкой сгладить полюса успешности,
сделать их менее заметными – стандарт все
расставит по местам и назовет своими именами. И
вместо обещанного блага стандарт принесет в
школу зло.
Читатель может посетовать, что я ратую только за
снижение нагрузки, что меня больше всего волнуют
слабые ученики. Все так и есть. Я живу в деревне,
работаю в маленькой школе, дети у нас учатся как
раз такие, которым стандарт не одолеть ни за что.
И не вина их или наша в этом, а беда. Виновата
демографическая ситуация, унизительная бедность,
трясина, поглощающая последние здравые умы, –
имя ей пьянство. И вот дети из этих семей должны
получить, обрести в школе «ценностно-мировоззренческую
компетентность», к примеру. Жаль мне их.
Накормить бы, обогреть, прочитать то, что
нравится, поплакать вместе, если надо, а не
мусолить из урока в урок какие-то термины и
определения, готовя к тому, чтобы как только у
проверяющего аукнулось, так бы в его головушке
сразу и откликнулось.
Конечно, меня волнуют не только эти дети, хотя они
– в первую очередь, меня волнуют и те, для которых
стандарт будет явно тесноват. И вместо благого
намерения уберечь учебный процесс от
выхолащивания мы как раз это выхолащивание и
получим. Возьмем для примера литературу. В
перечне произведения разделены как бы на две
группы – одни изучаются, но в требования к уровню
подготовки выпускников не включаются. Так почему
не допустить такую мысль, что какая-то часть школ
и педагогов, спасая ситуацию, будут натаскивать
детей именно на материал, который будет
проверяться и за знание которого учитель будет
отвечать головой. Вот вам и выхолащивание!
А что спросят с учителя – в этом уже никто не
сомневается, чиновники давно испытывают этот зуд.
Еще и стандартов, собственно, нет, а у нас в
учительской уже в прошлом году висел спущенный
сверху план проверки их выполнения. Когда я
пыталась втолковать, что закон о стандарте не
принят, директор почему-то прикладывала палец к
губам и говорила почти шепотом: «Да вы что? Никому
больше об этом не говорите». А сейчас учителя
шутят по поводу грядущей ответственности: «Что с
нами сделают? Посадят? Ну и что? Отсидим не хуже
других, с Почетной грамотой выйдем». Но это
горькие шутки, и все понимают, что ситуация
складывается непростая. Если стандарт будет
принят, учителя внутри школы будут стараться,
чтобы попасть не в обычные классы или, что еще
хуже, классы коррекции. Ведь единственным
критерием профессионализма учителя будет
исполнение им и его учеником образовательного
стандарта. Но какому учителю труднее выдать
результат? Естественно, тому, который работает со
слабыми детьми, даже если он сам семи пядей во лбу.
И еще один момент, который волнует все
учительство. Это материальная сторона дела:
учебники, программы и все методическое
обеспечение учебного процесса.
Сегодня уже ясно, что ни одна из «работающих»
программ по литературе, допустим, не будет
соответствовать стандарту. Когда авторы их
подработают? Пройдет год, два, а то и три. А пока
учитель будет сам кроить и шить свой «тришкин
кафтан», и сколько будет учителей, столько и
кафтанов. Потребуется провести не одну ночь за
письменным столом, чтобы все встало на свои места.
Стандарт выпущен в сыром виде, он еще не один год
будет совершенствоваться и корректироваться, а
страдать будет опять учитель.
А учебники? Школьная библиотека и так забита
учебниками прошлых лет, новенькими, в хрустящих
обложках – рука не поднимается их списать. Одна
моя коллега предложила отвезти их в Москву и
расставить около нашего министерства, чтобы
полюбовались делом рук своих (вернее, идей),
направленных, по их мнению, на благо школы и
ребенка, а оборачивающихся то и дело очередным
злом.
А все это оттого, как мне видится отсюда, что,
предъявляя очередные требования к школе, власть
почему-то забывает предъявить требования к себе.
Вот и получается, что хоть и по ошибочному пути,
но школьный поезд все-таки движется, а
правительственный ему навстречу даже не вышел.
Из диспетчерской же легче давать указания – и
слышно хорошо, и никакого риска.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|