СТАНДАРТ, КОТОРЫЙ НАМ
ПРЕДЛАГАЮТ
Комитет по образованию и науке
призывает не торопиться
Александр ШИШЛОВ,
председатель Комитета по образованию и науке ГД
РФ:
– Вопрос о стандартах нельзя обсуждать
только в рамках содержания образования. Главное,
что должен задать стандарт, на мой взгляд, –
финансово-экономические основания для
функционирования системы образования. Стандарт
в первую очередь – это материальные условия:
оплата труда педагогов, состояние школ, учебного
оборудования, обеспечения учебниками.
Мы постараемся увязать стандарт с нормативом
бюджетного финансирования. Норматив существует
уже достаточно давно, а вот механизмов его
реализации и даже эффективных методик расчета до
сих пор нет. Поэтому, с моей точки зрения,
образование и финансируется по остаточному
принципу.
Но одновременно надо понимать, что только
бюджетным финансированием школу не поднять.
Нужны и внебюджетные средства. Привлечение
общества к управлению школой, к повышению роли
граждан в определении доли финансирования, и
особенно в распределении приоритетов в бюджете,
– это, с нашей точки зрения, одна из главных задач
модернизации школы. Для этого мы начали работу
над законом об управляющих школьных советов.
А возвращаясь к содержанию самого стандарта, я
считаю, что это шаг вперед по сравнению с
нынешним содержанием образования. И тем не менее
этот вариант далек от того, чтобы хоть как-то
помочь разрешить даже наиболее острые проблемы:
по-прежнему остаются вопросы перегрузки
учащихся и по аудиторным часам, и по объему. Но
это не единственный недостаток.
Сам проект стандарта, на мой взгляд, чрезвычайно
перегружен, слишком детально расписан и по
объему приближается, по сути, к школьной
программе.
Мне кажется, что в стандарте должны быть
зафиксированы лишь наиболее общие цели, задачи и
принципы: что общество хочет получить от школы.
Должен быть четче выражен общественный заказ по
отношению к образованию – для чего человек
учится в школе. Яснее обозначены цели
образования – каким мы хотим видеть ребенка по
окончании школы: гражданином, знающим свои права
и механизмы их защиты, понимающим свое место в
обществе и государстве, умеющим жить в
меняющемся мире в эпоху глобализации и
информационных технологий.
И если мы достигнем согласия в признании этих
целей в качестве основных, тогда можно будет
более подробно обсуждать пути и способы их
достижения.
На мой взгляд, надо заниматься не детализацией, а
определением приоритетов.
Задача государства не в том, чтобы как можно
подробнее регламентировать образовательную
программу каждой школы, указать набор
требований, которые свяжут свободу и учителя, и
ученика. Задача в том, чтобы дать возможность
обществу сформулировать цели, которые оно ставит
перед образованием.
Может быть, не стоит сейчас торопиться и во что бы
то ни стало пытаться уложиться в те сроки – до
декабря, – которые определило правительство.
Необходимо обстоятельно обсудить и сам документ,
и его формат, и может быть, прийти к тем
рекомендациям, о которых говорилось выше.
Олег СМОЛИН,
заместитель председателя Комитета по
образованию и науке ГД РФ:
– В качестве достоинства предлагаемого
варианта стандартов следует отметить, пожалуй,
одно: авторы не поддались давлению с разных
сторон и не попытались свести все содержание
образования к обеспечению функциональной
грамотности, сохранив традиционную для России
ориентацию на фундаментальное образование. К
сожалению, это чуть ли не единственное, что можно
поставить им в заслугу. Если говорить о слабых
сторонах стандартов, то я бы выделил следующие.
Первое. Далеко не весь материал может быть
отнесен к области актуальной культуры. Не думаю,
что стандарт для школьника должен превышать
знания академика, специалиста в данной области.
Второе. Мне кажется, что авторы злоупотребляют
так называемым компетентностным подходом. В
принципе компетенции, или компетентности, – это
некоторый аналог умений. Конечно, следует
приветствовать стремление усилить практическую
направленность образования. Но стандарт не может
включать в себя неапробированные инновации,
потому это и стандарт. Компетентностный подход
должен сначала как следует апробироваться на
практике.
Третье. Безусловно, удручает стандарт в области
исторического образования и гуманитарных
дисциплин. И это после всех разговоров о
деидеологизации, об идеологическом
параллелизме, о том, что старший школьник должен
быть знаком с различными точками зрения...
Думаю, попытка представить весь советский период
в качестве «черной дыры» ничего не прибавляет ни
в образовании, ни в воспитании наших детей. Меня
поразили исследования, выполненные под
руководством экс-министра Евгения Ткаченко,
когда опросили 25 тысяч учащихся ПТУ и когда 35% из
них заявили, что хотели бы родиться и жить в
другой стране, но не в России, а еще 25% уклонились
от ответа на этот вопрос. Думаю, что трагедия
национальной безопасности страны намного
больше, чем терроризм, с которым все борются.
Предложение такое: поблагодарить авторов
концепции и поручить доработку, а в некоторых
случаях – переработку стандартов ученым РАО и
РАН. И не торопиться принимать стандарты. Я думаю,
что попытка принять их наспех приведет только к
общему возмущению.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|