РЕЖИССУРА УРОКА
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
Сергей САВЕЛЬЕВ,
учитель музыки,
Образовательный центр “АЗЪ”,
г.Москва
О том, как я нечаянно организовал
очередь… в чулан
Все-таки чулан – великая вещь.
Раньше в старых домах хоть маленький чуланчик да
был всегда, а нынче это уже диковина.
В школе проще – всегда найдется закуток, в
котором можно организовать пристанище для
нужных вещей. А их у меня много: несколько гитар,
синтезатор, подставка для нот, учебники,
магнитофон и много чего другого, что должно быть
все время под рукой и что в конце рабочего дня
желательно спрятать под замок.
Мой чуланчик находится в закутке под лестницей
на второй (он же последний) этаж махонькой школы,
что расположилась в одном из подъездов жилого
дома в Измайлове. Раньше в этом закутке,
отгороженном металлической сеткой, был живой
уголок, который вызывал неизменный восторг у
местных детей, приходивших сюда со всего района
поглазеть на разные чудеса природы: ярких
попугайчиков, канареек, нескольких перепелок,
которые вот-вот должны были в очередной раз
снести перепелиные яйца, хомячков и белых крыс с
красными глазами и длинными голыми хвостами.
Потом приехала санэпидстанция и закрыла наш
живой уголок. И тогда на этом месте появился
чулан-кладовка, а на подходе к нему – аквариум с
рыбками.
Вот в этот-то чулан я и направлялся на большой
перемене, дабы навести там порядок и взять гитару
на урок, но тут наткнулся на первоклассника
Сережку.
* * *
Сережка, закатав рукава рубашки и
засунув обе руки в воду чуть не по шею,
старательно шарил среди аквариумных водорослей.
Я аж оторопел от такой наглости и не нашел ничего
лучшего, как спросить:
– Ты что делаешь?!
– Хочу погладить рыбку, – сказал Сережка, не
моргнув глазом. (Как будто это обычное дело –
гладить рыбок!)
Животное, к слову сказать, всячески
сопротивлялось сему дружественному натиску и
металось по аквариуму в поисках спасения от
любвеобильного Сережки.
Я прервал издевательства над рыбкой и призвал
отрока присоединиться к кучке его сверстников,
расположившихся тут же рядом на коврике и
игравших “в сотки”. Серега нехотя согласился, с
кислой миной на лице вытирая мокрые руки о
рубашку и штаны.
* * *
…Только я открыл свой чуланчик и начал
наводить там порядок под громкие возгласы
су-е-фа! за спиной, как услышал:
– А что это у вас тут, Сергей Евгенич? Можно
посмотреть?
– Да смотри, Сереж, мне не жалко. Вон видишь:
труба. А это флейта. Вот металлофон. Был у вас
такой в садике, так ведь?
– Был. А можно в трубу дунуть?
– Давай попробуй…
Сережка прижал мундштук к губам и начал дуть. Это
оказалось совсем не просто. Сережкины щеки
раздулись, глаза зажмурились, лицо стало красным.
А толку – ноль. Только пыхтение одно.
Впрочем, после пятой попытки звук победно
проявился, да к тому же такой хриплый и громкий,
что все игроки-соточники как по команде
повскакивали с пола.
– Ух ты! Сергей Евгенич! А можно мне тоже дунуть?
– А мне?
– И я хочу!..
Этого я не предусмотрел. Мало ли у кого какая
инфекция, а они будут тут слюнявить один
мундштук? Не-е, так дело не пойдет!
Я сделал строгое лицо и отрезал:
– Все! Больше никому нельзя. Я только Сережке
разрешил… он самый маленький, – выкрутился я.
– А можно мы тоже посмотрим, что у вас в чулане?
– Смотрите. Только быстрее, а то у меня много дел
еще.
Мальчишки, отталкивая локтями друг друга от
входа, стали разглядывать мой чуланный скарб.
Проходящие мимо девчонки тоже присоединились к
любопытствующим.
* * *
… У меня никак не получалось
сосредоточиться, и я вдруг понял почему: в
чуланчик, куда и я-то с трудом помещаюсь, уже
втиснулись человек пять детей.
Я попытался сказать гостям, что им пора уходить,
– ноль внимания.
Тогда я стал вытаскивать их из кладовки по
одному, но количество детей в кладовке от этого
почему-то не становилось меньше: видимо, они
влезали обратно.
Тогда я сказал:
– Если вы сейчас же не вылезете, то я запру вас
здесь навсегда, – и на последнем слове сделал
страшное лицо.
И тут же слышу:
– Сергей Евгенич, а правда, что вы сможете меня в
чулане запереть? А? Ну пожалуйста!
Так и есть – опять Серега!
– Да ты чего, Серега, что ты говоришь, тут же темно
и страшно. Давай, отходи, иди по своим делам. Я
пошутил.
– Ну Серге-ей Евге-енич, ну пожа-алуйста. Ну
только на мину-уточку…
Остальные детки с любопытством наблюдали, что
будет дальше.
– Нет, Серега. Нельзя! – отрезал я. (Ну
действительно, увидит кто – решит, что Сергей
Евгеньевич совсем до ручки дошел – детей в
чуланы начал запирать.)
– Нет, Серега, я же сказал нельзя, значит, нельзя!
– Ну пожа-алуйста, ну Серге-ей Евгенич… Ну
заприте хоть на полмину-утки, – снова заканючил
Сережка…
* * *
…В общем, уговорил.
Я закрыл за Сергеем дверь кладовки, повернул в
замке ключ и, сказав, что ровно через минуту
приду, вроде бы пошел в учительскую, но на
полдороге вернулся и стал из-за угла глядеть, как
будут разворачиваться события у чулана.
Дети стояли у запертой двери в полной тишине,
видимо, пытаясь уловить, что же происходит по ту
сторону двери. Серега, стоя в чулане, очевидно,
занимался тем же самым.
Минута тянулась страшно долго, но вот я уже
отпирал дверь, выпуская Серегу на волю.
На Серегином лице сияла таинственная улыбка.
– Ну как? – почему-то шепотом спросил Олег.
– Во! – только и смог сказать Серега, широко
раскрыв глаза и выставив перед грудью большой
палец…
* * *
– Так! Все, ребята! Хорошего понемногу, у
меня дела, расходитесь, – бодро стал я взывать к
народу, думая, что этим дело и кончится.
Я запер дверь и пошел было в сторону
учительской...
– Сергей Евгенич. – Олег осторожно, но вполне
настойчиво взял меня за рукав свитера. – А я тоже
хочу в чулане посидеть. Почему Сережке можно, а
мне нельзя?
– И я хочу, – включилась Ольга, Сережкина старшая
сестра, давно с материнским любопытством
наблюдавшая за приключениями брата.
Теперь уже все детки вцепились в рукава моего
свитера, потихоньку, но неумолимо смещая меня в
сторону чулана.
– Ну ладно… (вот ведь влип!) давай, Олег… только
быстрее…
* * *
…После Олега в чулане сидела Оля, потом
Никита, за ним Коля с Сашей, потом Маруся с Аленой.
Перед входом в кладовку выстроилась очередь
человек в пятнадцать, не меньше.
…Все посидеть не успели – прозвенел звонок,
большая перемена закончилась, и ребята разошлись
по классам. У меня тоже был урок.
На следующей перемене подхожу к чулану гитару
запереть – у чулана опять очередь. Стоят и
смотрят на меня: ну Серге-ей Евге-енич…
…Короче, за всю неделю я так и не навел порядок в
своем чулане.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|