РЕЖИССУРА УРОКА
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУХНЯ
Елена КАДУЖИНА,
учитель химии
г. Зерноград Ростовской области
Урок, как и науку, творят люди
О том, что к учебному времени можно
относиться расточительно
Я болезненно переношу шаблонный ответ
учеников на мой вопрос: “Какие ученые-химики вам
известны?” Конечно же сразу называют фамилию
Менделеева. Ну еще, подумав, добавят Ломоносова
(хорошо, что знания этого ученого энциклопедичны
и универсальны). Но ведь науку, как и историю,
творят люди!
Хочу рассказать о задумке, которая возникла у
меня при изучении темы “Анилин”. О роли Зинина,
открывшего реакцию восстановления
ароматических нитросоединений и получившего
анилин, в учебнике сказано немного – небольшая
заметочка на полях. А ведь Н.Н.Зинин – основатель
большой школы химиков, гордость русской науки.
Учителю, скованному рамками программы и
календарно-тематического планирования, не
просто решиться на такое “расточительство”
учебного времени в ущерб оттачиваемым знаниям,
умениям и навыкам. Но у меня было огромное
желание рассказать о человеке очень непростой
судьбы.
Предложила одиннадцатиклассникам следующую
форму работы: “Я буду читать вслух небольшой
рассказ о жизни Зинина. А вы по ходу моего чтения
постарайтесь, пожалуйста, записать свое
отношение к услышанному. Может быть, кто-то
попытается предсказать судьбу этого человека”.
И вот что из этого вышло:
“Герой этого очерка напоминает чем-то Золушку,
которая жила со своими сестрами”.
“У него был твердый характер. В детстве лишился
близких, но стойко это перенес. Мне кажется, что
на этом человеке лежало проклятие – умерли
родные ему люди”.
“Несмотря на несчастную жизнь, ему везло в учебе.
Он был просто гением. Если бы он не углубился в
химию, то стал бы великим математиком или
биологом и жизнь его сложилась бы иначе”.
“Просто вундеркинд! Я немного завидую таким
людям”.
“Даже когда он заболел, друзья его не оставили.
Добро возвращается добром. Я рада, что он умер без
боли…”
***
В конце урока я устроила письменную
летучку. И вот читаю: “Мне понравился анализ
биографии. Кажется, я не забуду теперь, кто
получил анилин”; “Мне понравилось, как Е.Ф.
придумала, чтобы мы узнали о Зинине”…
Честно говоря, я не хотела, чтобы урок поставил
точку или заставил спорить, не стремилась
научить всматриваться в глубину или понимать
зашифрованные смыслы науки. Но почему-то я очень
сильно устала. Видимо, урок состоялся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|