СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Мария КОТОВСКАЯ,
историк, этнолог.
Институт федерализма и гражданского общества
Отношения, построенные на слове
“нельзя”
Недавно мы проводили социологическое
исследование в провинциальных школах России.
Называлось оно “Категория насилия и власти в
менталитете российских школьников”. С малышами
устраивали ролевые игры, старшеклассников
просили написать сочинения, дать письменные
ответы. Материалы получились довольно сложные.
По мнению самих детей, уровень насилия в семье
очень высок. Если родители заставляют детей
что-то делать, то обязательно в приказном порядке
и на повышенных тонах. Практически нет
нормального общения.
С нами работали социологи из Англии, Америки, и
они были удивлены тем, что дети все время
повторяли слово “нельзя”. Во всей нашей
культуре заложен какой-то элемент подавления
свободы личности. И это страшно, потому что
сейчас только человек свободный может
сознательно и самостоятельно выбирать и хорошее,
и плохое, идти ему в культуру или антикультуру,
словом, быть личностью. Мы должны это понимать.
Дети – существа свободные, они должны
развиваться, шалить, набивать шишки, драться. А
плотная и примитивная опека ведет к тому, что мы
получаем юношей и девушек, основная черта
которых – незрелость, инфантильность,
несамостоятельность.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|