Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2002

Третья тетрадь. Детный мир

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Людмила БОРИСОВА,
доктор социологических наук,
Владимир ЗВЯГИНЦЕВ,
кандидат социологических наук

Частный случай конфликта поколений

Подросток и его отношения с родителями

Конфликты подростков с родителями стары как мир. Но каждое новое поколение родителей будто забывает о своих школьных годах. Не избежали такой забывчивости и нынешние родители. В какую семью сейчас возвращаются дети из школы? Какие претензии предъявят им сегодня вечером уставшие мамы и папы? И мы, увидев завтра, что кому-то из наших ребят явно не по себе, подумаем о том, какой разговор был у них дома.

Принято выделять два основных стиля отношений в семье, а значит, и два стиля воспитания и социализации: авторитарный – традиционный и свободный – современный. Обновление жизни в различных обществах сопровождается переходом от традиционного стиля к современным образцам семейного воспитания.
Авторитаризм в воспитании игнорирует права и свободы личности, индивидуальные особенности ребенка. Такой способ воспитания вызывает детский страх и подавляет инициативу, порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей в глазах детей. А.С.Макаренко характеризовал “авторитет подавления” как “самый страшный сорт авторитета”.
Свободный стиль отношений к детям ориентирован на потребности ребенка. Процесс воспитания характеризуется: большей дозволенностью по отношению к спонтанным желаниям ребенка; более свободным выражением любви и привязанности к детям со стороны родителей; увеличением роли психологических методов воздействия и уменьшением или полным устранением физических наказаний, брани или угроз.
Влияние семьи на социальное и духовное становление подростков трудно переоценить, поэтому интерес социологов к детско-родительским взаимоотношениям не случаен. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми – одна из главных причин неполноценной социализации личности.
Дестабилизирующее влияние на функционирование семьи как социального института оказывают структурные изменения, происходящие в обществе: экономический кризис, тяжелый переход к рыночным отношениям, безработица, введение платных медицинских и образовательных услуг – все это снижает способность большинства семей удовлетворять насущные потребности детей.
Сегодня специалисты отмечают, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. “Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда”.
Исследователи утверждают, что семья в современной России уже не может дать детям полноценные уроки нравственной и здоровой жизни, так как многие семьи заражены аномией и девиантным поведением; даже нравственно здоровые родители потеряли четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться.
Современная российская семья переживает не лучшие свои времена. Комитет по правам ребенка в Женеве принял документ по итогам анализа доклада Правительства РФ «...о ходе реализации требований Конвенции ООН о правах ребенка». В документе комитет с особым беспокойством отмечает тенденции к разрушению культуры семьи. Комитет озабочен случаями грубого, жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предлагает разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними.
Семья как социальное сообщество носит закрытый характер, и жертвы семейных конфликтов редко обращаются в правоохранительные органы за защитой, тем более дети, поскольку они всецело зависят от своих родителей – и психологически, и материально, и в правовом отношении. В связи с этим очень важными являются любые научные данные, отражающие морально-психологическую обстановку в семье. Социологическое исследование, проведенное нами, выявило ряд типичных причин конфликтов подростков с родителями.

Распределение ответов старшеклассников на вопрос “Если у вас с родителями возникают конфликты, то по каким причинам?” ( в процентах)

Распределение ответов старшеклассников на вопрос “Если у вас с родителями возникают конфликты, то по каким причинам?” ( в процентах)

Распределение ответов на вопрос “Как ты оцениваешь свои взаимоотношения в семье?” (в процентах)

Распределение ответов на вопрос “Как ты оцениваешь свои взаимоотношения в семье?” (в процентах)

“Если у вас с родителями возникают конфликты, то по каким причинам?”
Распределение ответов старшеклассников в зависимости от успеваемости, %

“Если у вас с родителями возникают конфликты, то по каким причинам?” Распределение ответов старшеклассников в зависимости от успеваемости, %

Непонимание, разные взгляды на жизнь. Эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. И это не случайно: она может иметь тройное происхождение: социокультурное (как отражение конфликта поколений, «отцов и детей»); социально-психологическое (как отражение половозрастных особенностей людей); социально-ролевое (как отражение представлений родителей о собственных правах и обязанностях и правах и обязанностях своих детей). Можно привести пример жизненного наблюдения Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я еле его переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел».
В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего «я». Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым.
Взрослые бывают не готовы к интимно-личностному, равноправному общению с подростками. Дети для них остаются в статусе детей, и перевести их в статус взрослых родители не спешат.
Взаимоотношения в рамках уже усвоенных детских ролей перестают удовлетворять подростков. Это понятно, личность ребенка еще только формируется, индивидуально-личностные составляющие роли очень слабо прорисовываются, а подросток уже считает себя личностью и хочет, чтобы окружающие считали так же. Он принципиально не хочет скрывать свое «я» под маской роли. Эта ситуация часто приводит к следующему:
1. Подросток перегибает палку в стремлении к индивидуально-личностным проявлениям, формально-ролевое поведение взрослых при этом он воспринимает как ложь, фальшь, неискренность.
2. Стремясь к открытым отношениям, подросток еще не умеет соблюдать меру, пропорции, уместность личностного и ролевого поведения. Он еще не осознал выгод ролевого поведения, за маской которого можно спрятаться от психологических уколов окружающих и, в свою очередь, не задеть их самолюбия.
3. Переход ко взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей. Роль взрослого имеет своими атрибутами самостоятельность и независимость, отсюда возникает стремление к эмансипации. Родители уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять мятущейся души своих детей.
Характерные в этом возрасте жалобы подростков на непонимание со стороны родителей во многом обоснованны. Родители, особенно в последнее экономически нестабильное время, озабочены тем, как обуть, одеть, накормить своих любимых чад, духовная связь с детьми при этом часто терпит ущерб.
Между тем растущим, осваивающим социальный мир детям в первую очередь необходимы поддержка, мудрый совет родителей.
Поэтому неудивительно, что каждый пятый юноша и девушка в наших исследованиях указали на то, что взаимоотношения в их семьях не совсем хорошие или вовсе плохие.

Общий взгляд на характер отношений в семьях наших респондентов производит более или менее благополучное впечатление: 80% подростков оценили их как хорошие.

Несправедливость родительских требований. Если общение на основе взаимопонимания и взаимного интереса не получается, то оно неизбежно принимает формальный, рутинный характер. И чем больше родители нажимают на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем казеннее и суше становятся их взаимоотношения. Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые.
А родители достаточно часто бывают и справедливы, и разумны в своих требованиях и ограничениях. Бывают ситуации, когда родители вполне понимают детей, но вынуждены отказывать в их неразумных или чрезмерных запросах и желаниях. В этом случае в слова «они меня не понимают» подростки вкладывают иной смысл. И на самом деле это подростки не понимают своих родителей. Не понимают, что те, обладая большим жизненным опытом, ограждают их от соблазнов и опасностей взрослого мира.
Сетования подростков по поводу «различных взглядов на жизнь» с родителями являются традиционными, но чаще всего эти различия касаются вопросов вкуса (музыка, одежда, увлечения и др.), привычек и других «мелочей». Базовые жизненные ценности и образцы поведения, как правило, дети перенимают у своих родителей.
Многие родители забывают, что слова ничему не учат. Работы по социальной теории научения А.Бандуры показывают, что поступки взрослых и подаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова.

Плохой характер родителей и поведение родителей (выпивки, скандалы). Эту причину называли не более 3–7% опрошенных. Здесь, конечно, присутствует нежелание выносить сор из избы. Подобную информацию с полным основанием можно назвать латентной – скрытой не только от постороннего наблюдателя (исследователя), но и скрываемой от себя. Дети чрезвычайно трудно переживают плохое поведение родителей, испытывают стыд за них, если те выпивают, и, безусловно, понимают, что родители все же их любят и как умеют выполняют свой родительский долг.
По-видимому, дети много прощают своим родителям, и детско-родительские отношения носят неоднозначный характер. Научные исследования показывают, что насилие распространено в 25% семей, в исследованиях В.И.Журавлева 51% опрошенных указали, что у них с родителями было «много конфликтов». Однако, по данным того же В.И. Журавлева, в разряде «любимые взрослые» с большим отрывом лидируют родители (44%), а на «равнодушное отношение» и «полное взаимонепонимание с родителями» указывают лишь 3–4% опрошенных.

Моя успеваемость. Эта причина заняла второе место. Она отражает не столько естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции – роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости в наших исследованиях в 2,5 раза выше, чем с учителями.
Часто родители хотят в детях реализовать то, что у них в свое время не получилось, компенсировать жизненные неудачи: «Вот мне не удалось получить высшее образование, так пусть хоть мой сын (дочь)...». Отсюда более ревностное и придирчивое отношение к успеваемости своего ребенка.
Очень многие родители видят свои главные функции по отношению к детям в прямом контроле за их учебной деятельностью и поведением, который чаще всего сводится к контролю оценок, а не знаний и умственного развития детей. Как показали наши исследования, у родителей гораздо больше проблем, связанных с успеваемостью сыновей, чем с учебными делами дочерей.

Мой плохой характер. Родители от этого часто в панике, они не знают, что им делать, как воспитывать своих великовозрастных детей. Очень точно заметил один из педагогов, Ф.В.Ферстер: «У родителей просто не хватает нервов, чтобы терпеть ребенка в процессе его нормального развития».
И сами юноши и девушки тоже, видимо, понимают, что с ними нелегко. В наших исследованиях пятая часть юношей причиной конфликтов с родителями назвала «мой плохой характер», а у более самокритичных девушек эта причина и вовсе вышла на первое место среди других причин (32,1%).

Поздние возвращения домой. Как причина конфликтов с родителями занимает третью позицию и у юношей, и у девушек по частоте упоминаний, лишь немного отставая в процентном отношении от успеваемости. Нам думается, эта причина конфликта претендует на наименование «вечная». Вечное столкновение двух стремлений: с одной стороны, стремление растущих, становящихся личностей к автономии, свободе; с другой – стремление зрелых людей оградить от ошибок, опасностей и соблазнов этого мира не-
окрепшие души своих любимых детей.
А ловушек на пути взросления достаточно много. Прежде всего желание поскорее получить статус взрослого приводит к тому, что молодые люди начинают копировать внешние, не всегда самые лучшие атрибуты ролевого поведения взрослых людей. Они начинают курить, употреблять алкоголь, пускаются в сексуальные эксперименты, не понимая, что это лишь фетиш.
Следует все же отметить, что родители часто перегибают палку в стремлении контролировать жизнь своих детей. Родители здесь проявляют непоследовательность: готовя ребенка к взрослой жизни, они не могут принять проявления самостоятельности детей буквально в преддверии зрелости. Возникает впечатление, что родители даже как бы противостоят этому.

Мои вредные привычки. Следует отметить, что вредные привычки (табакокурение, винопитие, наркомания, токсикомания) обусловлены не только желанием казаться взрослым, но и стремлением найти компенсацию своим неудачам и неуспехам. «Самолечение» алкоголем и наркотиками хоть на время, но снимает эмоциональное напряжение. Результаты наших исследований показали, что чем хуже учатся подростки, тем чаще у них конфликты с родителями из-за вредных привычек, поздних возвращений домой и плохой компании.

Мало помогаю по хозяйству. По данным нашего опроса, юноши и девушки называют эту причину конфликтов довольно часто (4-е место). Это, конечно, претензии со стороны тех родителей (сами юноши и девушки вряд ли так думают), которые хотят воспитать своих детей трудолюбивыми и хозяйственными, да и сами разгрузиться от домашних дел. Но, по-видимому, родители имеют в этом стремлении не очень хороший результат. Выросшие дети, сызмальства привыкшие к опеке пап и мам, не спешат взвалить на свои хрупкие «детско-взрослые» плечи груз хозяйственных забот.
Исследования Детского фонда России показали, что практически у всех детей есть домашние обязанности. Так, отвечая на вопрос: “Какую работу вы обычно выполняете по дому?”, от 50 до 70% школьников отметили: “Помогаю в саду, огороде, на дачном участке”, “Убираю в своей комнате, во всем доме”, “Хожу в магазин за продуктами”. “Однако, – пишет Г.В. Ермоленко, – бытовой труд подростки часто воспринимают как “обязаловку”. Не потому ли понятие “мой дом”, “домашний уют” вне эмоциональной сферы детей, вне осознания? Дом для них не понятие очага, а лишь строение, место проживания”.

Мой внешний вид (прическа, одежда). На удивление невелика частота конфликтов по этой причине – всего 4%. Видимо, из моды ушли крайности, так раздражающие родителей: слишком широкие (клеш) или слишком узкие (дудочка) брюки у парней; у девушек нет ярко выраженной моды на мини. Да и дети свои притязания на модную одежду стали измерять толщиной кошелька своих «предков».
Однако сбрасывать со счетов «вкусовые», «гардеробные», «модные» и другие разногласия подростков с родителями вовсе не стоит. Переживания по таким «несерьезным» причинам бывают очень тяжелыми, а семейные ссоры по мелочам приводят к невыносимости отношений, к отчуждению любящих людей, неуважению друг к другу на долгие годы.
Специалисты-конфликтологи утверждают, что именно частые стычки по мелочам являются наиболее распространенной причиной охлаждения семейных отношений. Эмоциональные конфликты с трудом поддаются (а чаще всего и вовсе не поддаются) разрешению, а потому особо опасны.
Следует отметить, что родители, как правило, не понимают того, что забота о внешности – это не проявление поверхностности и несерьезности их детей. Это проявление потребности в поиске и выражении собственной идентичности и в принадлежности к определенной социальной группе. Одежда и внешность – это способ самовыражения, и подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих.

Из-за моей компании. Отмечали и такую причину разногласий с родителями. Это естественно – родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи.
«Если учесть, – пишет Г.В.Ермоленко, – что общение родителей с детьми часто ограничивается нотациями, то и семья для подростков перестает быть источником, объектом привязанности». Подростки в этом случае предпочитают уличные тусовки, «моталки», их совершенно не интересуют корни – только 2% подростков знают родословную своей семьи.
Но даже если отношения юношей с родителями складываются благоприятно, им все равно необходимо интенсивное общение со сверстниками.
Здесь реализуется возможность взаимодействовать с другими на равных, оттачивать свои коммуникативные навыки и умения; постигать науку взаимовлияния и самоопределения в коллективе. И происходит это в психологически комфортных условиях, так как в целом взаимоотношения со сверстниками являются менее напряженными и более благоприятными, чем со взрослыми.
В кругу сверстников юноши и девушки также удовлетворяют потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Обо всем этом необходимо помнить родителям, перед тем как укорить своего ребенка за «плохую», по их мнению, компанию.
Выявленные нами основные причины конфликтов подростков с родителями позволяют указать на некоторые болевые точки в их взаимоотношениях. Эта информация – для приема квалифицированных мер по коррекции семейных общественно значимых отношений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru