СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Людмила БОРИСОВА,
доктор социологических наук,
Владимир ЗВЯГИНЦЕВ,
кандидат социологических наук
Частный случай конфликта поколений
Подросток и его отношения с родителями
Конфликты подростков с родителями
стары как мир. Но каждое новое поколение
родителей будто забывает о своих школьных годах.
Не избежали такой забывчивости и нынешние
родители. В какую семью сейчас возвращаются дети
из школы? Какие претензии предъявят им сегодня
вечером уставшие мамы и папы? И мы, увидев завтра,
что кому-то из наших ребят явно не по себе,
подумаем о том, какой разговор был у них дома.
Принято выделять два основных стиля
отношений в семье, а значит, и два стиля
воспитания и социализации: авторитарный –
традиционный и свободный – современный.
Обновление жизни в различных обществах
сопровождается переходом от традиционного стиля
к современным образцам семейного воспитания.
Авторитаризм в воспитании игнорирует права и
свободы личности, индивидуальные особенности
ребенка. Такой способ воспитания вызывает
детский страх и подавляет инициативу, порождает
протест и конфронтацию в семье, приучает к
показному поведению, приводит к падению
авторитета родителей в глазах детей.
А.С.Макаренко характеризовал “авторитет
подавления” как “самый страшный сорт
авторитета”.
Свободный стиль отношений к детям ориентирован
на потребности ребенка. Процесс воспитания
характеризуется: большей дозволенностью по
отношению к спонтанным желаниям ребенка; более
свободным выражением любви и привязанности к
детям со стороны родителей; увеличением роли
психологических методов воздействия и
уменьшением или полным устранением физических
наказаний, брани или угроз.
Влияние семьи на социальное и духовное
становление подростков трудно переоценить,
поэтому интерес социологов к
детско-родительским взаимоотношениям не
случаен. Разрушение семейных связей, отсутствие
любви в отношениях между родителями и детьми –
одна из главных причин неполноценной
социализации личности.
Дестабилизирующее влияние на функционирование
семьи как социального института оказывают
структурные изменения, происходящие в обществе:
экономический кризис, тяжелый переход к рыночным
отношениям, безработица, введение платных
медицинских и образовательных услуг – все это
снижает способность большинства семей
удовлетворять насущные потребности детей.
Сегодня специалисты отмечают, что далеко не все
дети чувствуют себя комфортно в собственной
семье. “Каждого седьмого подростка беспокоят
отношения с родителями, 12% опрошенных ребят
регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты
возникают иногда”.
Исследователи утверждают, что семья в
современной России уже не может дать детям
полноценные уроки нравственной и здоровой жизни,
так как многие семьи заражены аномией и
девиантным поведением; даже нравственно
здоровые родители потеряли четкие ориентиры
относительно ценностей и норм, к которым следует
стремиться.
Современная российская семья переживает не
лучшие свои времена. Комитет по правам ребенка в
Женеве принял документ по итогам анализа доклада
Правительства РФ «...о ходе реализации требований
Конвенции ООН о правах ребенка». В документе
комитет с особым беспокойством отмечает
тенденции к разрушению культуры семьи. Комитет
озабочен случаями грубого, жестокого обращения с
детьми как в семье, так и вне ее и предлагает
разработать процедуры и механизмы для
рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое
обращение с ними.
Семья как социальное сообщество носит закрытый
характер, и жертвы семейных конфликтов редко
обращаются в правоохранительные органы за
защитой, тем более дети, поскольку они всецело
зависят от своих родителей – и психологически, и
материально, и в правовом отношении. В связи с
этим очень важными являются любые научные
данные, отражающие морально-психологическую
обстановку в семье. Социологическое
исследование, проведенное нами, выявило ряд
типичных причин конфликтов подростков с
родителями.
Распределение ответов
старшеклассников на вопрос “Если у вас с
родителями возникают конфликты, то по каким
причинам?” ( в процентах)
Распределение ответов на вопрос “Как
ты оцениваешь свои взаимоотношения в семье?” (в
процентах)
“Если у вас с родителями возникают
конфликты, то по каким причинам?”
Распределение ответов старшеклассников в
зависимости от успеваемости, %
Непонимание, разные взгляды на
жизнь. Эту причину конфликтов с родителями
подростки поставили на первое место. И это не
случайно: она может иметь тройное происхождение:
социокультурное (как отражение конфликта
поколений, «отцов и детей»);
социально-психологическое (как отражение
половозрастных особенностей людей);
социально-ролевое (как отражение представлений
родителей о собственных правах и обязанностях и
правах и обязанностях своих детей). Можно
привести пример жизненного наблюдения Марка
Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так
глуп, что я еле его переносил. Но когда мне
исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый
человек за истекшие 7 лет поумнел».
В подростковом возрасте происходит открытие
своего внутреннего мира, своего «я». Подростка
начинают волновать проблемы нравственных норм,
ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто
глубоко спрятаны и непонятны взрослым.
Взрослые бывают не готовы к интимно-личностному,
равноправному общению с подростками. Дети для
них остаются в статусе детей, и перевести их в
статус взрослых родители не спешат.
Взаимоотношения в рамках уже усвоенных детских
ролей перестают удовлетворять подростков. Это
понятно, личность ребенка еще только
формируется, индивидуально-личностные
составляющие роли очень слабо прорисовываются, а
подросток уже считает себя личностью и хочет,
чтобы окружающие считали так же. Он
принципиально не хочет скрывать свое «я» под
маской роли. Эта ситуация часто приводит к
следующему:
1. Подросток перегибает палку в стремлении к
индивидуально-личностным проявлениям,
формально-ролевое поведение взрослых при этом он
воспринимает как ложь, фальшь, неискренность.
2. Стремясь к открытым отношениям, подросток еще
не умеет соблюдать меру, пропорции, уместность
личностного и ролевого поведения. Он еще не
осознал выгод ролевого поведения, за маской
которого можно спрятаться от психологических
уколов окружающих и, в свою очередь, не задеть их
самолюбия.
3. Переход ко взрослости предполагает в той или
иной мере отдаление подростков от родителей.
Роль взрослого имеет своими атрибутами
самостоятельность и независимость, отсюда
возникает стремление к эмансипации. Родители уже
успели забыть свои подростковые трудности и
часто не в силах понять мятущейся души своих
детей.
Характерные в этом возрасте жалобы подростков на
непонимание со стороны родителей во многом
обоснованны. Родители, особенно в последнее
экономически нестабильное время, озабочены тем,
как обуть, одеть, накормить своих любимых чад,
духовная связь с детьми при этом часто терпит
ущерб.
Между тем растущим, осваивающим социальный мир
детям в первую очередь необходимы поддержка,
мудрый совет родителей.
Поэтому неудивительно, что каждый пятый юноша и
девушка в наших исследованиях указали на то, что
взаимоотношения в их семьях не совсем хорошие
или вовсе плохие.
Общий взгляд на характер отношений в семьях
наших респондентов производит более или менее
благополучное впечатление: 80% подростков оценили
их как хорошие.
Несправедливость родительских требований.
Если общение на основе взаимопонимания и
взаимного интереса не получается, то оно
неизбежно принимает формальный, рутинный
характер. И чем больше родители нажимают на
формально-ролевые обстоятельства жизни детей
(поведение, успеваемость), тем казеннее и суше
становятся их взаимоотношения.
Детско-родительские отношения по своей природе
интимны и не терпят формализма. Тем печальнее,
когда между родителями и детьми появляется
невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих
условиях даже справедливые и обоснованные
требования родителей субъективно
воспринимаются как несправедливые.
А родители достаточно часто бывают и
справедливы, и разумны в своих требованиях и
ограничениях. Бывают ситуации, когда родители
вполне понимают детей, но вынуждены отказывать в
их неразумных или чрезмерных запросах и
желаниях. В этом случае в слова «они меня не
понимают» подростки вкладывают иной смысл. И на
самом деле это подростки не понимают своих
родителей. Не понимают, что те, обладая большим
жизненным опытом, ограждают их от соблазнов и
опасностей взрослого мира.
Сетования подростков по поводу «различных
взглядов на жизнь» с родителями являются
традиционными, но чаще всего эти различия
касаются вопросов вкуса (музыка, одежда,
увлечения и др.), привычек и других «мелочей».
Базовые жизненные ценности и образцы поведения,
как правило, дети перенимают у своих родителей.
Многие родители забывают, что слова ничему не
учат. Работы по социальной теории научения
А.Бандуры показывают, что поступки взрослых и
подаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее
влияют на поведение подростков, чем любые слова.
Плохой характер родителей и поведение
родителей (выпивки, скандалы). Эту причину
называли не более 3–7% опрошенных. Здесь, конечно,
присутствует нежелание выносить сор из избы.
Подобную информацию с полным основанием можно
назвать латентной – скрытой не только от
постороннего наблюдателя (исследователя), но и
скрываемой от себя. Дети чрезвычайно трудно
переживают плохое поведение родителей,
испытывают стыд за них, если те выпивают, и,
безусловно, понимают, что родители все же их
любят и как умеют выполняют свой родительский
долг.
По-видимому, дети много прощают своим родителям,
и детско-родительские отношения носят
неоднозначный характер. Научные исследования
показывают, что насилие распространено в 25%
семей, в исследованиях В.И.Журавлева 51%
опрошенных указали, что у них с родителями было
«много конфликтов». Однако, по данным того же В.И.
Журавлева, в разряде «любимые взрослые» с
большим отрывом лидируют родители (44%), а на
«равнодушное отношение» и «полное
взаимонепонимание с родителями» указывают лишь
3–4% опрошенных.
Моя успеваемость. Эта причина заняла
второе место. Она отражает не столько
естественное для этого возрастного периода
поведение, сколько меру выполнения школьниками
своей социальной функции – роли учащегося.
Частота конфликтов школьников с родителями по
поводу успеваемости в наших исследованиях в 2,5
раза выше, чем с учителями.
Часто родители хотят в детях реализовать то, что
у них в свое время не получилось, компенсировать
жизненные неудачи: «Вот мне не удалось получить
высшее образование, так пусть хоть мой сын
(дочь)...». Отсюда более ревностное и придирчивое
отношение к успеваемости своего ребенка.
Очень многие родители видят свои главные функции
по отношению к детям в прямом контроле за их
учебной деятельностью и поведением, который чаще
всего сводится к контролю оценок, а не знаний и
умственного развития детей. Как показали наши
исследования, у родителей гораздо больше
проблем, связанных с успеваемостью сыновей, чем с
учебными делами дочерей.
Мой плохой характер. Родители от этого
часто в панике, они не знают, что им делать, как
воспитывать своих великовозрастных детей. Очень
точно заметил один из педагогов, Ф.В.Ферстер: «У
родителей просто не хватает нервов, чтобы
терпеть ребенка в процессе его нормального
развития».
И сами юноши и девушки тоже, видимо, понимают, что
с ними нелегко. В наших исследованиях пятая часть
юношей причиной конфликтов с родителями назвала
«мой плохой характер», а у более самокритичных
девушек эта причина и вовсе вышла на первое место
среди других причин (32,1%).
Поздние возвращения домой. Как причина
конфликтов с родителями занимает третью позицию
и у юношей, и у девушек по частоте упоминаний,
лишь немного отставая в процентном отношении от
успеваемости. Нам думается, эта причина
конфликта претендует на наименование «вечная».
Вечное столкновение двух стремлений: с одной
стороны, стремление растущих, становящихся
личностей к автономии, свободе; с другой –
стремление зрелых людей оградить от ошибок,
опасностей и соблазнов этого мира не-
окрепшие души своих любимых детей.
А ловушек на пути взросления достаточно много.
Прежде всего желание поскорее получить статус
взрослого приводит к тому, что молодые люди
начинают копировать внешние, не всегда самые
лучшие атрибуты ролевого поведения взрослых
людей. Они начинают курить, употреблять алкоголь,
пускаются в сексуальные эксперименты, не
понимая, что это лишь фетиш.
Следует все же отметить, что родители часто
перегибают палку в стремлении контролировать
жизнь своих детей. Родители здесь проявляют
непоследовательность: готовя ребенка к взрослой
жизни, они не могут принять проявления
самостоятельности детей буквально в преддверии
зрелости. Возникает впечатление, что родители
даже как бы противостоят этому.
Мои вредные привычки. Следует отметить,
что вредные привычки (табакокурение, винопитие,
наркомания, токсикомания) обусловлены не только
желанием казаться взрослым, но и стремлением
найти компенсацию своим неудачам и неуспехам.
«Самолечение» алкоголем и наркотиками хоть на
время, но снимает эмоциональное напряжение.
Результаты наших исследований показали, что чем
хуже учатся подростки, тем чаще у них конфликты с
родителями из-за вредных привычек, поздних
возвращений домой и плохой компании.
Мало помогаю по хозяйству. По данным
нашего опроса, юноши и девушки называют эту
причину конфликтов довольно часто (4-е место). Это,
конечно, претензии со стороны тех родителей (сами
юноши и девушки вряд ли так думают), которые хотят
воспитать своих детей трудолюбивыми и
хозяйственными, да и сами разгрузиться от
домашних дел. Но, по-видимому, родители имеют в
этом стремлении не очень хороший результат.
Выросшие дети, сызмальства привыкшие к опеке пап
и мам, не спешат взвалить на свои хрупкие
«детско-взрослые» плечи груз хозяйственных
забот.
Исследования Детского фонда России показали, что
практически у всех детей есть домашние
обязанности. Так, отвечая на вопрос: “Какую
работу вы обычно выполняете по дому?”, от 50 до 70%
школьников отметили: “Помогаю в саду, огороде, на
дачном участке”, “Убираю в своей комнате, во
всем доме”, “Хожу в магазин за продуктами”.
“Однако, – пишет Г.В. Ермоленко, – бытовой труд
подростки часто воспринимают как “обязаловку”.
Не потому ли понятие “мой дом”, “домашний уют”
вне эмоциональной сферы детей, вне осознания? Дом
для них не понятие очага, а лишь строение, место
проживания”.
Мой внешний вид (прическа, одежда). На
удивление невелика частота конфликтов по этой
причине – всего 4%. Видимо, из моды ушли крайности,
так раздражающие родителей: слишком широкие
(клеш) или слишком узкие (дудочка) брюки у парней;
у девушек нет ярко выраженной моды на мини. Да и
дети свои притязания на модную одежду стали
измерять толщиной кошелька своих «предков».
Однако сбрасывать со счетов «вкусовые»,
«гардеробные», «модные» и другие разногласия
подростков с родителями вовсе не стоит.
Переживания по таким «несерьезным» причинам
бывают очень тяжелыми, а семейные ссоры по
мелочам приводят к невыносимости отношений, к
отчуждению любящих людей, неуважению друг к
другу на долгие годы.
Специалисты-конфликтологи утверждают, что
именно частые стычки по мелочам являются
наиболее распространенной причиной охлаждения
семейных отношений. Эмоциональные конфликты с
трудом поддаются (а чаще всего и вовсе не
поддаются) разрешению, а потому особо опасны.
Следует отметить, что родители, как правило, не
понимают того, что забота о внешности – это не
проявление поверхностности и несерьезности их
детей. Это проявление потребности в поиске и
выражении собственной идентичности и в
принадлежности к определенной социальной
группе. Одежда и внешность – это способ
самовыражения, и подростки стремятся управлять
впечатлением, которое они производят на
окружающих.
Из-за моей компании. Отмечали и такую
причину разногласий с родителями. Это
естественно – родители опасаются дурного
влияния улицы. Но зачастую сами родители, не
сумев наладить отношения с выросшими детьми,
способствуют их стремлению найти недостающую им
равноправность и искренность в общении за
пределами семьи.
«Если учесть, – пишет Г.В.Ермоленко, – что
общение родителей с детьми часто ограничивается
нотациями, то и семья для подростков перестает
быть источником, объектом привязанности».
Подростки в этом случае предпочитают уличные
тусовки, «моталки», их совершенно не интересуют
корни – только 2% подростков знают родословную
своей семьи.
Но даже если отношения юношей с родителями
складываются благоприятно, им все равно
необходимо интенсивное общение со сверстниками.
Здесь реализуется возможность
взаимодействовать с другими на равных,
оттачивать свои коммуникативные навыки и умения;
постигать науку взаимовлияния и самоопределения
в коллективе. И происходит это в психологически
комфортных условиях, так как в целом
взаимоотношения со сверстниками являются менее
напряженными и более благоприятными, чем со
взрослыми.
В кругу сверстников юноши и девушки также
удовлетворяют потребность в свободном,
нерегламентированном взрослыми общении. Обо
всем этом необходимо помнить родителям, перед
тем как укорить своего ребенка за «плохую», по их
мнению, компанию.
Выявленные нами основные причины конфликтов
подростков с родителями позволяют указать на
некоторые болевые точки в их взаимоотношениях.
Эта информация – для приема квалифицированных
мер по коррекции семейных общественно значимых
отношений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|