Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2002

Первая тетрадь. Политика образования


НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

Александр АДАМСКИЙ

Испытание воспитанием

Заставить сегодня школу готовить детей не к нынешней жизни, а к какой-то абстрактной, будущей – значит... отбросить ее в прошлое

С 1 по 5 ноября в туркомплексе «Измайлово» пройдет первая часть фестиваля-конференции «Авторская школа «Эврика».
В этом событии примут участие эвриканские площадки, ставшие федеральными авторскими экспериментальными школами и получившие грант на апробацию программ повышения квалификации, на разработку новых программ, а также те площадки, которые отчитываются за свою работу в статусе ФЭП.
Траектория развития эвриканской сети сегодня видна довольно ясно: «Эврика» начиналась в середине 80-х как клуб, затем стала Свободным университетом, теперь это сеть инновационного образования, а дальше… «Эврика» намерена стать образовательной корпорацией. Не переставая при этом быть клубом, университетом и сетью.
Насколько это возможно при сегодняшнем ужесточении руководящей вертикали и усилении роли правящей бюрократии в образовании?
Вопрос можно поставить по-другому: насколько «Эврике» удастся создать свободную образовательную корпорацию, настолько в российской системе образования вообще возможно развитие гражданских образовательных инициатив?
И это при том, что главным параметром развития образования со временем станет не количество поступивших в вузы, а многообразие школьных инициатив.
И это вовсе не фантазия, хотя выглядит довольно утопично.
Ну что же, педагогическая утопия тоже ведь может быть основой будущего.
Так уже бывало, и не раз…

Выражение «школа будущего» общеизвестно.
Всего несколько лет назад, в ХХ веке, мы строили столько разных проектов «школы будущего» и почему-то верили, что календарная дата смены веков ознаменует какую-то перемену и в том, какой будет школа.
Оказалось – и, конечно, именно так и должно было быть, – что между школой в ХХ веке и школой в XXI веке никакой ощутимой разницы нет.
Граждане все так же недовольны школой, но платят за обучение; учителя недовольны своими зарплатами и условиями, в которых им приходится работать; начальство школьное полно идей и замыслов, общество недовольно этими замыслами, но начальство не обращает на это никакого внимания.
Все как всегда.
Но вот в самой школе, в коридорах, классах и на школьном дворе, происходит та самая жизнь, которая и составляет сущность будущего. Новый уклад жизни возникает не в проектах политиков или ученых, не в фантазиях кинорежиссеров или модельеров, а в головах наших детей.
Для них будущее возникает как школа самообразования.
Содержание же школьной учебы составлено таким образом, что там нет и намека на те становящиеся нормы и правила, по которым уже сейчас живут наши дети.
И все наши опасения по поводу того, как дети будут адаптироваться к той реальности, которая их ждет после школы, – это опасения из нашего прошлого. В нем действительно была особая школьная реальность, которая ограждала детей от жизни: мы были в состоянии создать внутри школы такую педагогическую автономию и в ней воспитывать детей.
К сожалению или к счастью, это время закончилось.
С нашей точки зрения, никакой отдельно взятой воспитательной работы в школе нет и уже, наверное, не будет.

Ведь одно из самых важных отличий сегодняшней школы от той, в которой мы жили в середине 80-х, – ее открытость.
Школа открылась!
Несмотря на все решетки и железные двери, охрану и сигнализацию, школа открылась.
Она перестала существовать как отдельное пространство, но не благодаря каким-то особым реформам, а просто от бедности.
И вся та жизнь, вся драматургия и конфликты, которыми полны улицы, квартиры, дворы, площади, подвалы, подворотни, стадионы, дискотеки, рынки, кинотеатры, магазины, больницы, троллейбусы и любое другое пространство жизни, – все стало школой.
Оттуда в детское сознание приходят знания, и именно они становятся для наших учеников главным и самым существенным материалом взросления.
А школа сама по себе?
Ее устремленность в прошлое, рутинное воспроизводство мертвых сведений, полное отсутствие самой жизни, абсолютное отсутствие живого мышления делают эту школу пропастью между реальным становлением будущего в детском сознании и невыносимым для ребенка торможением его детской устремленности в завтрашний день.
И судя по всему, нам придется смириться с тем, что никакой особой школы будущего нет и не будет, зато само будущее может предстать перед нами в школьном виде.
Нам придется отказаться от соблазнительной, но скорее всего бесперспективной идеи подготовки детей к жизни. Как бы нам самим не оказаться в роли учеников, не пойти на поклон к детям и не записаться на учебу в «школе будущего»! Не в школе, которая будет завтра, а в школе, в которой наши ученики откроют нам суть становящегося будущего.
Поэтому сегодня было бы по крайней мере полезно предположить, что мы переживаем кризис не только учебных материалов, которыми полна школа, но и самого этого рутинного института, который мы по привычке еще называем школой, но который таковым быть уже перестал.
Можно и дальше делать вид, что школа учит, воспитывает и дает образование.
Фокус со вступительными экзаменами в вуз позволит еще какое-то время удерживать этот миф в сознании граждан.
Но как только в вуз перестанут поступать и станут записываться так же, как сегодня записываются в детский сад, – и школа рухнет, как рухнула в 1991 году КПСС, еще только от ветерка, даже не от урагана.
И если вы скажете, что сравнение сегодняшней российской школы с КПСС слишком радикально, мы согласимся, но все же… Если присмотреться повнимательнее, то в школе, как в зеркале, можно увидеть те характерные черты всеобщей уравниловки и однообразия, отсутствие живой мысли и слепое подчинение руководству, бездумное зазубривание и пропаганду мертвых ценностей, что и составляло основу КПСС.
Поэтому для нас сегодня в лозунге «Да здравствует наша школа – лучшая школа в мире!» ясно звучит другой лозунг – «Да здравствует наша школа – школа КПСС». Только модернизированная.
И никакого отношения к будущему это не имеет.
А к будущему имеет отношение создание вольных образовательных корпораций, в которых дети и взрослые создают образ своей школы не по лекалам прошлого, а по собственному видению будущего.
И это, с нашей точки зрения, вполне возможно.
По крайней мере в «Эврике».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru