НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Испытание воспитанием
Заставить сегодня школу готовить
детей не к нынешней жизни, а к какой-то
абстрактной, будущей – значит... отбросить ее в
прошлое
С 1 по 5 ноября в туркомплексе
«Измайлово» пройдет первая часть
фестиваля-конференции «Авторская школа
«Эврика».
В этом событии примут участие эвриканские
площадки, ставшие федеральными авторскими
экспериментальными школами и получившие грант
на апробацию программ повышения квалификации, на
разработку новых программ, а также те площадки,
которые отчитываются за свою работу в статусе
ФЭП.
Траектория развития эвриканской сети сегодня
видна довольно ясно: «Эврика» начиналась в
середине 80-х как клуб, затем стала Свободным
университетом, теперь это сеть инновационного
образования, а дальше… «Эврика» намерена стать
образовательной корпорацией. Не переставая при
этом быть клубом, университетом и сетью.
Насколько это возможно при сегодняшнем
ужесточении руководящей вертикали и усилении
роли правящей бюрократии в образовании?
Вопрос можно поставить по-другому: насколько
«Эврике» удастся создать свободную
образовательную корпорацию, настолько в
российской системе образования вообще возможно
развитие гражданских образовательных инициатив?
И это при том, что главным параметром развития
образования со временем станет не количество
поступивших в вузы, а многообразие школьных
инициатив.
И это вовсе не фантазия, хотя выглядит довольно
утопично.
Ну что же, педагогическая утопия тоже ведь может
быть основой будущего.
Так уже бывало, и не раз…
Выражение «школа будущего» общеизвестно.
Всего несколько лет назад, в ХХ веке, мы строили
столько разных проектов «школы будущего» и
почему-то верили, что календарная дата смены
веков ознаменует какую-то перемену и в том, какой
будет школа.
Оказалось – и, конечно, именно так и должно было
быть, – что между школой в ХХ веке и школой в XXI
веке никакой ощутимой разницы нет.
Граждане все так же недовольны школой, но платят
за обучение; учителя недовольны своими
зарплатами и условиями, в которых им приходится
работать; начальство школьное полно идей и
замыслов, общество недовольно этими замыслами,
но начальство не обращает на это никакого
внимания.
Все как всегда.
Но вот в самой школе, в коридорах, классах и на
школьном дворе, происходит та самая жизнь,
которая и составляет сущность будущего. Новый
уклад жизни возникает не в проектах политиков
или ученых, не в фантазиях кинорежиссеров или
модельеров, а в головах наших детей.
Для них будущее возникает как школа
самообразования.
Содержание же школьной учебы составлено таким
образом, что там нет и намека на те становящиеся
нормы и правила, по которым уже сейчас живут наши
дети.
И все наши опасения по поводу того, как дети будут
адаптироваться к той реальности, которая их ждет
после школы, – это опасения из нашего прошлого. В
нем действительно была особая школьная
реальность, которая ограждала детей от жизни: мы
были в состоянии создать внутри школы такую
педагогическую автономию и в ней воспитывать
детей.
К сожалению или к счастью, это время закончилось.
С нашей точки зрения, никакой отдельно взятой
воспитательной работы в школе нет и уже,
наверное, не будет.
Ведь одно из самых важных отличий сегодняшней
школы от той, в которой мы жили в середине 80-х, –
ее открытость.
Школа открылась!
Несмотря на все решетки и железные двери, охрану
и сигнализацию, школа открылась.
Она перестала существовать как отдельное
пространство, но не благодаря каким-то особым
реформам, а просто от бедности.
И вся та жизнь, вся драматургия и конфликты,
которыми полны улицы, квартиры, дворы, площади,
подвалы, подворотни, стадионы, дискотеки, рынки,
кинотеатры, магазины, больницы, троллейбусы и
любое другое пространство жизни, – все стало
школой.
Оттуда в детское сознание приходят знания, и
именно они становятся для наших учеников главным
и самым существенным материалом взросления.
А школа сама по себе?
Ее устремленность в прошлое, рутинное
воспроизводство мертвых сведений, полное
отсутствие самой жизни, абсолютное отсутствие
живого мышления делают эту школу пропастью между
реальным становлением будущего в детском
сознании и невыносимым для ребенка торможением
его детской устремленности в завтрашний день.
И судя по всему, нам придется смириться с тем, что
никакой особой школы будущего нет и не будет,
зато само будущее может предстать перед нами в
школьном виде.
Нам придется отказаться от соблазнительной, но
скорее всего бесперспективной идеи подготовки
детей к жизни. Как бы нам самим не оказаться в
роли учеников, не пойти на поклон к детям и не
записаться на учебу в «школе будущего»! Не в
школе, которая будет завтра, а в школе, в которой
наши ученики откроют нам суть становящегося
будущего.
Поэтому сегодня было бы по крайней мере полезно
предположить, что мы переживаем кризис не только
учебных материалов, которыми полна школа, но и
самого этого рутинного института, который мы по
привычке еще называем школой, но который таковым
быть уже перестал.
Можно и дальше делать вид, что школа учит,
воспитывает и дает образование.
Фокус со вступительными экзаменами в вуз
позволит еще какое-то время удерживать этот миф в
сознании граждан.
Но как только в вуз перестанут поступать и станут
записываться так же, как сегодня записываются в
детский сад, – и школа рухнет, как рухнула в 1991
году КПСС, еще только от ветерка, даже не от
урагана.
И если вы скажете, что сравнение сегодняшней
российской школы с КПСС слишком радикально, мы
согласимся, но все же… Если присмотреться
повнимательнее, то в школе, как в зеркале, можно
увидеть те характерные черты всеобщей
уравниловки и однообразия, отсутствие живой
мысли и слепое подчинение руководству, бездумное
зазубривание и пропаганду мертвых ценностей, что
и составляло основу КПСС.
Поэтому для нас сегодня в лозунге «Да
здравствует наша школа – лучшая школа в мире!»
ясно звучит другой лозунг – «Да здравствует наша
школа – школа КПСС». Только модернизированная.
И никакого отношения к будущему это не имеет.
А к будущему имеет отношение создание вольных
образовательных корпораций, в которых дети и
взрослые создают образ своей школы не по лекалам
прошлого, а по собственному видению будущего.
И это, с нашей точки зрения, вполне возможно.
По крайней мере в «Эврике».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|