УЧЕБНИКИ
Кое-что о шапках
Ю.И.Семенов.
Введение во всемирную историю.
Вып. 1–3. Вып. 3.
История цивилизованного общества (ХХХ в. до н.э.–ХХ
в. н.э.): Учебное пособие. –М.: МФТИ, 2001. – 208 с.
Третий выпуск внешне весьма
непрезентабельного (позор издательству
Московского физико-технического института!)
учебного пособия с большим запозданием (не
верьте, читатели, дате в выходных данных: книга
вышла только что!) венчает рассказ Ю.И.Семенова о
человечестве, о самых главных событиях в его
истории, какой эта история видится в зеркале
социальной теории в начале третьего тысячелетия
новой эры.
Условия появления шестисотстраничного учебного
пособия таковы, что вы, читатель, вполне можете
считать чудом, если все три выпуска этого труда
окажутся у вас на столе. Издательство
технического (хотя и элитарного!) университета.
Невзрачная обложка. Невыразительное
традиционное (незавлекательное) заглавие.
Смехотворный тираж. А между тем…
Между тем выход этого заключительного выпуска
скромного пособия – научное событие, из ряда вон
выходящее. Вдумайтесь: только что исчез с
прилавков огромный том «Философии истории»,
сразу же отмеченный рецензентами в ученом мире
восторженными – без преувеличения! – отзывами. И
вот новый обобщающий труд, в котором даны уже не
теория исторического процесса и не история
постижения законов этого процесса, а сам процесс
развертывания исторических событий в свете
известных и открытых автором исторических
законов. Любого теоретика исторического
процесса, методолога истории, историософа легко
упрекнуть: не знаем, как там у вас в теории, а вот
будет ли в ложе вашей теории укладываться сам
исторический процесс – это еще большой вопрос. И
перед этим соображением методолог и историософ
тушуются: отвечая на такой упрек, надо ведь
оставаться историком, а методологу-теоретику это
не всегда по силам. Ю.И.Семенову есть что ответить
на этот упрек. Его ответ – этот итоговый труд с
лукавством мастера, знающего себе цену,
названный уничижительно «учебное пособие». Кто
спорит? Эти книжечки и в качестве учебного
пособия близки к идеалу. Но «Введение во
всемирную историю» Ю.И.Семенова – научный труд
колоссальной взрывчатой силы, новаторское
произведение, блестяще, хотя и без всякой помпы,
подтверждающее уже состоявшееся помещение
автора в ряд классиков исторической науки.
«Ну уж и классиков! И вообще не слишком ли много
фимиама? Скромнее надо быть в оценках,
скромне-е-е! История сама уж рассудит – не вам
судить! И вообще кто вы такой, чтобы раздавать тут
неумеренные хвалы и воскурения пред алтарем
Науки?!»
Попробую по очереди ответить на эту естественную
для нашей культуры реакцию, свойственную
известной части читателей – прежде всего целых
поколений учителей, живших в условиях
искусственно творимых мифов, в условиях
абсолютного доверия к печатному слову и к мнению
тех, кто в каждый момент точно знал, «кому быть
живым и хвалимым». У тех и других обычай один –
«они любить умеют только мертвых». Умерший
классик у них вещает – дает ЦУ (ценные указания),
бичует, разоблачает, не забывая что-нибудь «с
потрясающей силой показать». Это для школьных
сочинений. Живой современник обязан у них быть
скромным и в классики ни в науке, ни в искусстве
попасть не может – разве что по особому
распоряжению начальства…
Что же новаторского? Давайте по пунктам.
Во-первых, Ю.И.Семеновым представлено новое
понимание общества и истории. На протяжении
десятилетий автор доказывает, что человеческая
история намного длиннее ее традиционно
устанавливаемых границ, в том числе и тех,
которые включают в историю первобытность.
История человечества начинается с возникновения
человечества. И в ныне еще раз переизданной с
дополнениями и новым введением классической
книге «Как возникло человечество» (М.: Гос. публ.
истор. б-ка России, 2002. – 790 с.) эта идея доказана
теперь уже, по-видимому, навсегда. Но мысль автора
проникает и еще глубже. Традиционное
рассмотрение социально-экономических
производственных отношений в наиболее развитой
теории исторического процесса – в традиционном
марксизме как фундаменте исторического процесса
подкреплялось детальным анализом лишь
капиталистических рыночных отношений, в силу
чего и у специалистов, и у философов складывалось
впечатление, будто ко всему остальному обществу
материалистическое понимание истории
неприменимо. Сомнения на этот счет подкреплялись
реальными различиями между капиталистическим и
всеми остальными социальными системами и
обществами. Понадобился заново разработанный
понятийный аппарат, для того чтобы понять и
общность исторических законов человечества, и
специфичность проявлений этих законов
применительно к другим стадиям в развитии
общества. В этом отношении ступенью к нынешнему
итоговому труду Ю.И.Семенова стала
монументальная «Экономическая этнология» в трех
выпусках (М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН,
1993. – 710 с.), в которой ни много ни мало дан очерк
экономической теории докапиталистических
обществ и показаны взаимосвязи этой теории с
теориями капиталистической «макроэкономики» –
так что теорию Ю.И.Семенова «можно назвать»
(любимый речевой оборот нашего автора, которого
можно упрекнуть здесь в подражании молодому
Марксу с его кокетничанием терминами)
«суперэкономическая теория».
Во-вторых, Ю.И.Семенов отстаивает в этой новой
книге созданную им новую – небывалую! – теорию
мирового исторического процесса. Если эту
новизну раскрыть сколько-нибудь подробно,
пришлось бы занять моей рецензией не одну полосу,
поэтому лишь упоминаю (и даже не главное) то, что
более всего бросается обычно в глаза при самом
поверхностном взгляде и не может не поразить
воображение человека, задумывающегося над
природой исторического познания и сутью
исторических законов. Ю.И.Семеновым доказана
универсальность той стадии в развитии
человечества, на которой господствовала
политарная система производственных отношений
– основа политарного социального строя.
Политаризм – это такое общественное устройство,
при котором коллективная частная собственность
в форме государственной собственности лежит в
основе особого рода эксплуатации человека
человеком. Таким политаризмом индустриальной
эпохи, при котором общество делилось на
эксплуататорскую «номенклатуру» и всех
остальных – эксплуатируемых, был и советский
«социализм», и весь «социалистический лагерь».
В-третьих, созданная Ю.И.Семеновым
эстафетно-стадиальная концепция исторического
развития, развивающая, корректирующая теорию
общественно-экономических формаций и
противостоящая «цивилизационному» пониманию
истории, – вершина социально-исторической мысли
наших дней.
В-четвертых, философско-историческому мышлению
Ю.И.Семенова свойственна поистине огромная
обобщающая сила: будучи в курсе новомодных
тенденций в понимании науки, при которых
отдается предпочтение изучению феноменов
социально-культурного развития, он решительно и
категорически отвергает феноменологический
(мифологический, культурологический,
цивилизационный и пр.) подход к истории и
сознательно выбирает подход эссенциальный –
стремится постичь сущность социальных явлений,
освободив ее от шелухи идеологических и прочих
иллюзий.
Теперь о классиках и скромности… Помнится,
статью о не для всех еще тогда очевидной
гениальности молодого Фредерика Шопена чуткий
музыкальный критик Роберт Шуман закончил
словами: «Шапки долой, господа! Перед вами гений!»
«Ну так уж и гений! – сказали бы у нас. – Скромнее,
надо быть, скромнее…» А кто был прав?
Конечно, Ю.И.Семенову, я уверен, безразлично
состояние головных уборов у нас с вами. Это нам с
вами следует подумать о состоянии наших шапчонок
при входе в исполинский храм книг, текстов, идей
Ю.И.Семенова. А то ведь придется потом доказывать,
что вы так всегда и думали. «Да-да, конечно! Я как
прочитал, так сразу и понял!»
Конечно, до нашего читателя и преподавателя
только недавно дошло, что нелепо устраивать в
науке табель о рангах: это бывает только в тех
исторических обстоятельствах, где высшее
начальство сохраняет за собой функцию раздачи
слонов. Но припомним-ка. Выготский, Бахтин,
Николай Вавилов, Иосиф Бродский… Сколько у них
сейчас поклонников! Но это после того, как их,
гонимых и травимых у нас, на Западе оценили и
поняли. У Ю.И.Семенова мировое имя. Но несть
пророков в отечестве своем. Российская академия
наук нашим пророком пренебрегла. Еще бы! Чинов не
почитает, а о властях предержащих (и в этой книжке
тоже!) говорит такое!.. Да с теоретическим
обоснованием! Где уж тут нашим послушным
служакам-академикам в свою среду принять такого
неуправляемого.
А о головных уборах и почтительных поклонах надо
забыть. Читать, а не почитать надо живого
классика, спорить с ним, когда придется, ценить
общение. Тогда и с шапками будет все в порядке. И с
научной совестью перед будущим.
Юрий МУРАВЬЕВ,
доктор философских наук
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|