УЧЕБНИКИ
Невещественные знаки вещественных
отношений
Н.А.Соболева. Российская
государственная символика.
М., Владос, 2002
Каких-нибудь 10 лет назад
телевизионные паяцы из программы «Оба-на»
глумились над гимном А.В.Александрова, и всем
казалось, что это нормально. Юмор такой. Сегодня
наши власть имущие постепенно осознают, что
уважение к государственным символам, к
отечественной истории не просто церемония, но
важный элемент социальной стабильности. В школах
начали проводить соответствующие уроки. А
прекрасная музыка Александрова узаконена во
второй раз – 25 декабря 2000 г. в Федеральном
Конституционном законе РФ (с. 204).
Что ж, лучше поздно, чем никогда.
Но книга Н.А.Соболевой адресована не
законодателям, а школьным учителям истории. И она
им действительно пригодится. Автор еще во
времена «серпастого – молоткастого» почиталась
авторитетным специалистом по геральдике. И в
новой книге подробно, квалифицированно и внятно
воссоздаются истории: 1) двуглавого орла; 2)
«ездеца» со змием; 3) обоих трехцветных знамен,
между которыми Романовы так и не сделали
окончательного выбора: «заключение не
удостоилось Высочайшего окончательного
решения» (с. 161); 4) музыкально-поэтических
композиций, от Преображенского марша до «Боже,
царя храни», которые на протяжении ХVIII– ХIХ вв.
звучали во время официальных торжеств.
Меньше всего ясности – с происхождением двух
древних эмблем, соединившихся в современном
гербе Российской Федерации. «Всем известно», что
двуглавый орел перелетел в Москву из Византии
при Иване III – как часть наследия Палеологов.
Н.А.Соболева приводит целый ряд аргументов
против «всем известной» версии. Маршрут был куда
сложнее – «через запад на восток… возвращайся,
сделав круг».
«Значение этого символа на Востоке не несло в
себе геральдического смысла, как его понимали
затем в Западной Европе… Знаком власти
византийских императоров двуглавый орел никогда
не был… По настоящему этот специфический знак
превратился в гербовую фигуру только в двух
крупнейших империях средневековой Европы –
Российской и Священной Римской империи… в
начале ХV века двуглавый орел становится гербом
императоров Священной Римской империи, гербом
королей – одноглавый (с. 37–39)… В провозглашаемых
Иваном III властных концепциях нет места, как
считают специалисты, «для прямого унаследования
византийской государственной традиции…
официальное оформление идеи высокого
происхождения русского государя, равенства его
по рождению с западно-европейскими правителями,
и прежде всего с императорами Священной Римской
империи, повлекло за собой принятие
соответствующей эмблемы…» (с. 60).
Еще загадочнее «человек, сидящий на коне без
седла и поражающий копьем дракона» (с. 20). Приведя
разные версии, Н.А.Соболева, в общем, склоняется к
традиционной, к отождествлению, причем раннему –
с ХV века, всадника со святым Георгием (с. 50, 60). В
этой связи не могу не упомянуть недавно вышедшую
монографию А.Л.Юрганова «Категории русской
средневековой культуры» (М., МИРОС – Открытое
общество, 1998; рецензию см. в «Учебниках» от 9.02.1999).
Проведя обстоятельное исследование и
сопоставление источников, донесших до нас
древнюю эмблему, и даже определив породу
несчастного змея по классификации средневековых
«зоологов», Юрганов приходит к выводу: Георгием
всадник-змееборец стал позднее, а изначально
образ был связан с эсхатологической литературой,
популярной на Руси в Средние века. Ср. с тем, что
сообщалось в старом добром вузовском учебнике:
«Трактовка всадника как изображения Георгия
Победоносца в русских источниках до ХVIII в. не
встречается. Во всаднике прежде всего видели
князя-воина, защитника Русской земли» (Кобрин
В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные
исторические дисциплины. М., Просвещение, 1984, с.
119). Естественно, я не вправе судить о том, кто из
исследователей ближе к истине в столь
специальном вопросе. Обращаю внимание на их
разногласия только для того, чтобы показать,
насколько запутаны сюжеты, разбираемые в книге
Н.А.Соболевой, и как быстро восклицательные
знаки: «Ну это же любой школьник знает!» под
гнетом новых источников изгибаются в
вопросительные.
Но это – естественная сложность живой,
развивающейся науки.
Перед историком, который возьмется объяснять
школьникам (и не только им) происхождение и смысл
государственной символики, неизбежно возникают
и другие, вненаучные препятствия. Даже не камень
преткновения – целая линия Маннергейма
разгородила отечественную историю на «плохую»
(советскую) и «хорошую» – всю остальную.
Б.Н.Ельцин предложил «дорогим россиянам»
уникальную разновидность патриотизма – любовь к
Отечеству отдельно от конкретных отцов и дедов,
от страны, в которой они жили и за которую
умирали. В последние годы наметились и иные
тенденции, отражающие не узкопартийный, а более
широкий общественный интерес. Но именно
наметились – робко, уклончиво,
непоследовательно. Ведь геральдика происходит
от знаков, обозначавших власть и собственность, и
политические символы только тогда чего-нибудь
стоят, когда опираются на
социально-экономический постамент. Например,
памятник Ф.Э.Дзержинскому – тоже всего лишь
символ (хоть и выдающееся произведение
искусства). Но наличие (отсутствие) его на
Лубянской площади увязано с более-менее внятными
ответами на вопросы, отнюдь не символические. Не
только о роли спецслужб, но и об отношении к
преступности. Или о беспризорных детях.
Учебник государственной символики
воспроизводит нынешнюю (2002) государственную
позицию. Н.А.Соболева осуждает
«непрофессионалов, любящих исключительно
негативно оценивать историю своего Отечества в
20–80-е гг.» (с. 89). Авторская позиция – взвешенная и
ответственная. Как бело-сине-красный флаг не
может называться «власовским» (слава Богу,
генерал-предатель – не та фигура, чтобы
заслонить великого Петра), так и знамя СССР для
мировой истории – это в первую очередь «стяг
Победы», а не пережиток пресловутого
тоталитаризма (см. с. 165, 99).
К сожалению, структура книги не вполне
соответствует провозглашенным принципам.
Например, истории западно-европейских и
американских знамен (сюжет, не имеющий прямого
отношения к теме) посвящаются 8 страниц.
Советским знаменам – жалкие полторы странички.
Такая же ситуация с гербами и гимнами. Про все
советское говорится второпях и как будто нехотя.
Ох, нелегкая это работа – объяснять детям то, в
чем взрослые никак не разберутся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|