УЧЕБНИКИ
«Как сердцу высказать себя» грамотно?
В.Н.Мещеряков.
Жанры школьных сочинений: Теория и практика
написания:
Учебно-методическое пособие для студентов и
учителей-словесников.
М.: Флинта: Наука, 2001. – 256 с.
Сегодня на учебном рынке
страны представлен чрезвычайно богатый перечень
пособий по теории и практике написания
сочинений. Авторы этих изданий выражают
готовность поэтапно, шаг за шагом обучить
старшеклассника методике создания текста.
Однако, к сожалению, под обложкой с
многообещающим подзаголовком нередко
оказывается просто сборник готовых сочинений по
произведениям школьной программы. А что же с так
называемой теоретической частью этих изданий?
Увы, зачастую она исчерпывается банальными
советами вроде «внимательно прочти тему» или «не
пиши, чего не знаешь» (впрочем, совершенно
справедливые замечания).
Учебно-методическое пособие В.Н.Мещерякова
«Жанры школьных сочинений. Теория и практика
написания» адресовано студентам и
учителям-словесникам. Безусловно, перед этими
серьезными людьми не стоит сверхзадача накануне
сочинения решить: «Почему же погибла Катерина?»
– и, видимо, поэтому автор данного издания в
отличие от своих коллег, специализирующихся на
учебных пособиях для школьников, счел возможным
соединить серьезную научную базу с
практическими заданиями.
Свою книгу профессор В.Н.Мещеряков посвятил
исследованию вопросов речеведения. В рамках
именно этой науки, по его мнению, можно наиболее
полно изучить «формы, виды, типы и жанры связной
речи, виды и типы текстов разных композиционных
форм, структур и функциональных стилей».
Автор стремился «свести бесконечное
разнообразие свойств реально существующих
текстов к вполне исчислимому набору
категориальных… признаков» и таким образом
«сделать обучение сочинению в школе
управляемым».
В.Н.Мещеряков выявляет существенные признаки
текстов, относящихся к разным жанрам, поясняет
законы, по которым эти тексты строятся. Пользуясь
развернутой классификацией и правилами, не
только студент, но даже старшеклассник сможет
самостоятельно выстроить грамотный связный
текст на заданную тему. Тем более что восприятие
специфического материала существенно облегчают
обобщающие схемы и таблицы, разработанные
автором.
Среди безусловных достоинств этого издания –
удачно подобранные примеры и оригинальные
упражнения. Так, в качестве заданий В.Н.Мещеряков
использует тексты по культурологии, биологии,
технике, психологии. А в цикле упражнений на
определение и сопоставление различных понятий
автор предлагает проанализировать детские
перлы: шоссе – «это дорога в Киев», у кошки и
собаки «шерсть такая же, как у обезьяны, а от
обезьяны произошел человек».
Пособие В.Н.Мещерякова состоит из трех основных
глав: 1) Текст. Общая характеристика; 2) Текст как
объект речевой деятельности. Чтение; 3) Текст как
предмет речевой деятельности (школьные
сочинения). Фазы речевой деятельности.
В первой главе автор характеризует понятия
текст, жанр, речемыслительные операции и
действия, разбирает единицы текстообразования:
абзац, сложное синтаксическое целое и
предложение. При этом существенное значение
отводится выработке навыка составления схемы
абзаца. Схема позволяет четко проследить
взаимосвязь предложений, определить среди них
главное. Место предложения в абзаце и в тексте в
целом существенно влияет на восприятие
информации. Например, главную мысль сообщения
выгоднее высказывать в начале или в конце абзаца
– так значительно больше вероятность того, что
она не останется незамеченной.
В общей сложности В.Н.Мещеряков называет более 30
(!) приемов привлечения и удержания внимания. Не
секрет, что умение заинтересовать слушателя или
читателя, правильно расставить акценты и
эффектно закончить свою речь – залог успешной
карьеры и приятного повседневного общения.
В самой объемной третьей главе (на мой взгляд, она
вполне может быть рекомендована и
старшеклассникам для подготовки к сочинению)
представлен «базовый материал, обобщающий
знания, необходимые для практической работы,
конечной целью которой является текст сочинения
на заданную тему». Этот раздел наиболее ценен
именно с практической точки зрения, так как здесь
подробно и доступно охарактеризованы все этапы
создания текста – от ориентировки и определения
типа сочинения до выбора структуры концовки.
Кстати, наряду с традиционными вариантами
концовок, такими как обобщение, актуальность,
новаторство автора, В.Н.Мещеряков называет и
менее распространенные виды, например, «Значение
произведения для правильной оценки прошлого».
А если ученик точно обозначит функции первой
части сочинения и выберет соответствующий вид
зачина, то вечный школьный вопрос «с чего
начать?» уже не покажется ему риторическим.
Здесь же автор анализирует основные типы
сочинений: тут и «Характеристика образа…», и
«Вольнолюбивые мотивы…», и «Роль художественной
детали…». Причем к разным классам тем
прилагаются свои «типичные компоненты
содержания», варианты подходов к раскрытию темы
и даже ее возможные формулировки. К сожалению,
несоответствие темы содержанию – довольно
распространенная ошибка школьных сочинений.
Разнообразие вариантов тем, предложенных в
пособии, поможет учащемуся не растеряться на
экзамене и сообразить, что «Внесюжетные
элементы…», «Вставные компоненты…»,
«Лирические отступления…» и «Повесть о капитане
Копейкине» вполне могут быть формулировками
одной темы.
В этой же главе учителя-словесники найдут
руководство к действию по проведению урока,
предшествующего сочинению. Важным качеством
педагога В.Н.Мещеряков считает способность
развить у детей ассоциативное мышление и научить
их видеть взаимосвязь между произведением
искусства и социально-политической обстановкой
в стране и мире. «Программирование» ассоциаций
поможет создать авторский и фоновый план,
необходимый в сочинении.
Немаловажную роль при работе с текстом, по мнению
автора, играет «конструирование пересказов».
Замечу, что этот навык приобретает особую
актуальность в свете участившихся дискуссий о
возможной замене выпускного и вступительного
сочинения на более простую форму проверки знаний
по русскому языку и литературе – изложение.
При попытке сравнить учебно-методическое
пособие В.Н.Мещерякова с изданиями аналогичной
направленности невольно вспоминается притча о
старике, который, вместо того чтобы накормить
голодных людей рыбой, научил их плести сети и
таким образом обеспечил пропитанием на всю
жизнь. Каждый вправе выбрать, воспользоваться ли
единовременной помощью сборника сочинений и
вызубрить чужой текст, или самому овладеть
творческим процессом создания текста и анализа
художественного произведения, чтобы
впоследствии обучить этому других.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|