Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Е.Якушина. Изучаем Интернет, создаем Web-страничку

(Серия “Компас”). СПб.: Питер, 2001

Интернету учат в школе уже года четыре. Но очень в разном объеме. Тем более что учителям самим где-то надо ему учиться, да и сам Интернет все эти годы не стоял на месте.
К счастью, Интернет – это очень благодарная для изучения в курсе школьной информатики тема, поскольку обладает притягательной для детей силой приглашения к путешествию. Многие учителя, учитывая то, что тема эта выводит естественным образом и на другие темы информационных технологий, начинают давать ее почти в начале курса – с 7 класса. А учебники, посвященные этой теме, в большинстве своем рассчитаны на более серьезный возраст…
Книга Е.Якушиной “Изучаем Интернет, создаем Web-страничку”, без сомнения, найдет свое место в этой нише: она рассчитана как раз на возраст от 13 до 16 лет. Но и учителя наверняка отыщут в ней что-то для себя новое.
Главное достоинство этой книги – простота и ясность изложения очень широкого спектра вопросов, проясняющих прежде всего организацию и внутренние механизмы Сети. Все-таки Сеть – это довольно нетипичный “организм” окружающей нас среды; его функционирование для непосвященного – почти мистика. И формальное определение – “Интернет – это сеть сетей” – никак эту мистику не развеет. Здесь требуются не столько профессиональные знания, сколько умение передать свежие впечатления неофита, еще не забывшего свой путь к просветлению...
Заголовки Введения: “Кто в Интернете работает почтальоном?”, “Протокол без милиционера”, “Зачем нужен провайдер?”… Удивительно, но в большинстве школьных пособий вы не найдете подобных “низких” тем. Между тем они не менее технологичны и уж безусловно “информационно культурнее”, чем, скажем, работа с Outlook Express. Впрочем, последняя тоже не обойдена вниманием и рассматривается уже в главе 1 “Будем общаться через Интернет”. В ней же рассказано о таких службах Интернета, как телеконференции и списки рассылок, о чате и “аське”, FTP и Telnet.
Глава 2 – “О самом интересном в Сети”, о службе WWW то есть. Здесь центральное место отдано теме “Сёрфинг в Интернете”. Но на самом деле речь в ней идет о прямо противоположном – о том, как вместо бессмысленного и чреватого разного рода опасностями “сёрфинга” грамотно осуществлять поиск нужной информации посредством каталогов и поисковых систем. В итоговых “Советах путешественникам по Сети” суммируются знания, приобретенные наблюдательностью и опытом вдумчивого пользователя Сетью. Но чтобы обучение не шло “всухую”, перед этим школьнику предлагается цепочка экспериментов с поисковой системой Яndex.
Третья глава – “Как построить Web-страницу” – составляет более трети объема книги. Ее содержание достаточно традиционно – основы языка HTML, основные принципы Web-дизайна. Автором выбран безошибочный вариант программной поддержки: редактор Блокнот, не требующий отвлечения внимания от главного – изучения интерпретации броузером операторов языка HTML (тегов). Текст живой, не перегруженный подробностями; удачно проиллюстрирован. Но на мой вкус в изложении есть ряд недостатков.
Во-первых, не акцентирована контейнерная структура любого документа, где непарные теги используются только в виде “исключения” – в основном для вставки в документ нетекстовых объектов. Слово “контейнер” впервые появляется почему-то только при описании фреймового раздела.
Во-вторых, обращает внимание ничем не оправданная небрежность в оформлении атрибутов тегов: полное отсутствие системы в использовании кавычек для записи их значений (а система эта существует). В результате, обнаруживая у одного и того же тега один и тот же атрибут (например, цвет в шестнадцатеричном формате) то в кавычках, то без них (даже в рамках одного документа!), ребенок может сделать неверный вывод об искусственности их употребления и нарваться на неприятность в самый неожиданный момент.
В-третьих, совершенно не рассмотрены важные, в частности, с точки зрения реальной “прописки” документов в Сети (а иначе для чего же будущему “компьютерному асу” этот HTML изучать?), теги с именем META (хотя бы для важнейших значений атрибутов NAME и HTTP-EQUIV). Теги эти не рассмотрены, но в последней главе, посвященной “раскрутке” помещенного в Сеть сайта, вдруг появляются без объяснений, словно из шляпы фокусника.
Четвертая глава посвящена языку моделирования виртуальной реальности VRML. К сожалению, написана она очень формально и явно наспех, так что даже пример документа VRML содержит ошибки. Из всей главы суть VRML описывают предложений пять, что конечно же не оправдывает ее существование в книге.
У пятой главы слишком завлекающее название: “А теперь самое главное!” Хотя, безусловно, в ней есть немало полезных советов по тестированию и отладке размещенной в Сети страницы, по ее “раскрутке” для увеличения посещаемости. Но без упоминания и публикации заглавной страницы сервера Халява.Ру можно было вполне обойтись.
Завершают книгу очень полезные приложения: перечни поисковых серверов и каталогов, терминов языка HTML и, наконец, обзор образовательных и некоторых других интересных сайтов. Жаль только, что практически нет среди них сайтов, полезных для изучения интернет-технологий…

Андрей МАРГУЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru