УЧЕБНИКИ
Е.Якушина. Изучаем Интернет, создаем
Web-страничку
(Серия “Компас”). СПб.: Питер, 2001
Интернету учат в школе уже
года четыре. Но очень в разном объеме. Тем более
что учителям самим где-то надо ему учиться, да и
сам Интернет все эти годы не стоял на месте.
К счастью, Интернет – это очень благодарная для
изучения в курсе школьной информатики тема,
поскольку обладает притягательной для детей
силой приглашения к путешествию. Многие учителя,
учитывая то, что тема эта выводит естественным
образом и на другие темы информационных
технологий, начинают давать ее почти в начале
курса – с 7 класса. А учебники, посвященные этой
теме, в большинстве своем рассчитаны на более
серьезный возраст…
Книга Е.Якушиной “Изучаем Интернет, создаем
Web-страничку”, без сомнения, найдет свое место в
этой нише: она рассчитана как раз на возраст от 13
до 16 лет. Но и учителя наверняка отыщут в ней
что-то для себя новое.
Главное достоинство этой книги – простота и
ясность изложения очень широкого спектра
вопросов, проясняющих прежде всего организацию и
внутренние механизмы Сети. Все-таки Сеть – это
довольно нетипичный “организм” окружающей нас
среды; его функционирование для непосвященного
– почти мистика. И формальное определение –
“Интернет – это сеть сетей” – никак эту мистику
не развеет. Здесь требуются не столько
профессиональные знания, сколько умение
передать свежие впечатления неофита, еще не
забывшего свой путь к просветлению...
Заголовки Введения: “Кто в Интернете работает
почтальоном?”, “Протокол без милиционера”,
“Зачем нужен провайдер?”… Удивительно, но в
большинстве школьных пособий вы не найдете
подобных “низких” тем. Между тем они не менее
технологичны и уж безусловно “информационно
культурнее”, чем, скажем, работа с Outlook Express.
Впрочем, последняя тоже не обойдена вниманием и
рассматривается уже в главе 1 “Будем общаться
через Интернет”. В ней же рассказано о таких
службах Интернета, как телеконференции и списки
рассылок, о чате и “аське”, FTP и Telnet.
Глава 2 – “О самом интересном в Сети”, о службе WWW
то есть. Здесь центральное место отдано теме
“Сёрфинг в Интернете”. Но на самом деле речь в
ней идет о прямо противоположном – о том, как
вместо бессмысленного и чреватого разного рода
опасностями “сёрфинга” грамотно осуществлять
поиск нужной информации посредством каталогов и
поисковых систем. В итоговых “Советах
путешественникам по Сети” суммируются знания,
приобретенные наблюдательностью и опытом
вдумчивого пользователя Сетью. Но чтобы обучение
не шло “всухую”, перед этим школьнику
предлагается цепочка экспериментов с поисковой
системой Яndex.
Третья глава – “Как построить Web-страницу” –
составляет более трети объема книги. Ее
содержание достаточно традиционно – основы
языка HTML, основные принципы Web-дизайна. Автором
выбран безошибочный вариант программной
поддержки: редактор Блокнот, не требующий
отвлечения внимания от главного – изучения
интерпретации броузером операторов языка HTML
(тегов). Текст живой, не перегруженный
подробностями; удачно проиллюстрирован. Но на
мой вкус в изложении есть ряд недостатков.
Во-первых, не акцентирована контейнерная
структура любого документа, где непарные теги
используются только в виде “исключения” – в
основном для вставки в документ нетекстовых
объектов. Слово “контейнер” впервые появляется
почему-то только при описании фреймового
раздела.
Во-вторых, обращает внимание ничем не
оправданная небрежность в оформлении атрибутов
тегов: полное отсутствие системы в использовании
кавычек для записи их значений (а система эта
существует). В результате, обнаруживая у одного и
того же тега один и тот же атрибут (например, цвет
в шестнадцатеричном формате) то в кавычках, то
без них (даже в рамках одного документа!), ребенок
может сделать неверный вывод об искусственности
их употребления и нарваться на неприятность в
самый неожиданный момент.
В-третьих, совершенно не рассмотрены важные, в
частности, с точки зрения реальной “прописки”
документов в Сети (а иначе для чего же будущему
“компьютерному асу” этот HTML изучать?), теги с
именем META (хотя бы для важнейших значений
атрибутов NAME и HTTP-EQUIV). Теги эти не рассмотрены, но
в последней главе, посвященной “раскрутке”
помещенного в Сеть сайта, вдруг появляются без
объяснений, словно из шляпы фокусника.
Четвертая глава посвящена языку моделирования
виртуальной реальности VRML. К сожалению, написана
она очень формально и явно наспех, так что даже
пример документа VRML содержит ошибки. Из всей
главы суть VRML описывают предложений пять, что
конечно же не оправдывает ее существование в
книге.
У пятой главы слишком завлекающее название: “А
теперь самое главное!” Хотя, безусловно, в ней
есть немало полезных советов по тестированию и
отладке размещенной в Сети страницы, по ее
“раскрутке” для увеличения посещаемости. Но без
упоминания и публикации заглавной страницы
сервера Халява.Ру можно было вполне обойтись.
Завершают книгу очень полезные приложения:
перечни поисковых серверов и каталогов, терминов
языка HTML и, наконец, обзор образовательных и
некоторых других интересных сайтов. Жаль только,
что практически нет среди них сайтов, полезных
для изучения интернет-технологий…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|