Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Сергей КОНДРАТЬЕВ,
специалист по информационным технологиям
Центра информационных ресурсов и подготовки
библиотекарей г. Баку

От первого лица

Основные направления работы нашего центра – обучение библиотекарей, приобщение их к международному библиотечному сообществу и развитие библиотечного дела в Азербайджане. При создании обучающих материалов и проведении занятий нам здорово помогли российский опыт обучения и российские материалы: как печатная продукция, так и online-ресурсы в области библиотечного дела. Мы активно сотрудничаем с ведущими российскими библиотеками, Книжной палатой, приглашая лучших российских специалистов для участия в наших учебных сессиях и специализированных семинарах. Большим подспорьем для библиотек республиканского уровня послужили проведенные россиянами лекции и практические занятия. Но мы старались не забыть и о самом массовом типе библиотек в Азербайджане – о школьных библиотеках, коих насчитывается в республике 4,5 тысячи.
В настоящее время у нас в стране разрабатывается Национальная стратегия развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на 10-летний период, причем приоритетным направлением является образование. В том числе готовится мощный проект по компьютеризации и информатизации среднего образования. И в связи с этим встает ряд проблем, связанных с обеспечением школ электронной образовательной литературой и курсами дистанционного обучения.
В Азербайджане электронные образовательные ресурсы помогут решению весьма специфической социальной задачи. За последние 100 лет в нашей стране алфавит менялся 11 раз. Не так давно (в 1991 году) в Азербайджане вновь произошел переход на другой алфавит: шрифт с кириллицы поменялся на латиницу. И если учебники были перекодированы довольно быстро, то вот огромный пласт мировой и национальной литературы оказался в начале 90-х годов для азербайджанских школьников недоступен. Кстати говоря, в ряде стран подобный переход был осуществлен не так болезненно: школьники обучались и на латинице, и на кириллице (чередуя алфавит обучения через год). И этот переходный период проходил не так болезненно, так как у издателей было время обеспечить систему образования и все общество «перекодированной» литературой.
В Азербайджане для осуществления практически одномоментного перехода на другой алфавит пришлось прибегнуть к новым информационным технологиям. Международные организации выделили ряд грантов – на издание детской литературы, на организацию мобильных библиотек. В рамках гранта на мобильные библиотеки загрузили книги, и несколько грузовиков развозили по районам Азербайджана литературу для внеклассного чтения на латинице.
Постарались внести лепту в воссоздание золотого фонда азербайджанской литературы и сотрудники нашего центра. Силами Центра информационных ресурсов и переподготовки библиотекарей в сотрудничестве с республиканской Фундаментальной библиотекой Академии наук создан сайт (azeribooks.aznet.org), а затем и мультимедийный продукт – красочный CD-диск с текстами азербайджанской классической литературы на новом алфавите–латинице. Этот диск центр распространяет и будет распространять по библиотекам, в том числе школьным. С помощью нашей электронной библиотеки будет снижен дефицит литературы для внеклассного чтения.
Кстати, наша Республиканская детская библиотека им. Ф.Кочарли получила согласие целого ряда очень известных азербайджанских писателей на включение их произведений в состав детской электронной библиотеки современной азербайджанской литературы в Интернете. В нашем центре планируется продолжение работ по созданию электронных ресурсов-пособий, специально предназначенных для детей.
У нас есть идея создания республиканского детского информационного фонда. И в связи с этим мы проводим сейчас переговоры с нашими крупнейшими библиотеками, которые планируем включить в этот корпоративный проект. Кстати, в России уже накоплен очень ценный для нас опыт создания корпоративных библиотечных проектов.
Сейчас у нас принято решение о проведении мониторинга фондов и технической оснащенности школьных библиотек, который наша Республиканская научно-педагогическая библиотека планирует сделать ежегодным. Для нас сейчас очень важно сегодня выяснить, какие школы и библиотеки обладают компьютерами и другими техническими возможностями для объединения их в корпоративный проект. Кроме того, поскольку информатизация образования в Азербайджане носит пока выборочный характер, поэтому нам очень важно выяснить, в какие школы компьютеры нужно направить в первую очередь. Мониторинг школьных библиотек мы намерены проводить практически по той же схеме, что и Россия, чтобы можно было сравнивать результаты и корректировать свою работу. Использование опыта друг друга поможет нам оптимизировать усилия.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru