Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Андрей МИРОШКИН

Игорь Померанцев Радио «С».
Книга радиосюжетов

М.: МК-Периодика, 2002

Писатель на радио – тема не менее интересная, чем писатель на телевидении. Даже при том что у радио нынче аудитория несравнимо меньше, чем у ТВ. Кто-то из психологов писал, что звук без картинки имеет магическую силу – воображение слушателя начинает достраивать видеоряд, и говорящий подчас приобретает черты пророка. Недаром тоталитаризм ХХ века расцвел в эпоху радио и умер с появлением телевидения и Интернета.
Радио «Свобода» – одна из лучших станций, вещающих на русском языке. И одновременно рупор западной пропаганды, живой символ завершившейся «холодной войны». Как бы то ни было, а хороших писателей на «Свободе» уважали всегда. В былые времена здесь озвучивали свои рассказы и эссе Гайто Газданов и Георгий Адамович. «Пойду поклевещу», – говаривал, бывало, Виктор Некрасов, отправляясь на очередной эфир. В 70-е на «Свободе» работал Александр Галич, ныне трудятся Петр Вайль, Борис Парамонов... В 90-е станция переехала в Прагу, поближе к российским рубежам. В наши дни, чтобы вдохнуть воздух «Свободы», и приемник включать необязательно: достаточно заглянуть на сайт станции в Интернете. Или открыть книгу радиосюжетов Игоря Померанцева – известного эссеиста, поэта и, кстати, профессионального дегустатора вин.
У радиожурналистики и журналистики пишущей свои непростые взаимоотношения. Конвертация одного жанра в другой требует изрядных усилий. Вот и Померанцеву при подготовке книги пришлось тексты своих радиоинтервью и радиоэссе подвергнуть тщательной литературной правке. И все-таки, признается автор, «утраты в такой работе неизбежны: устное слово без акустических красок на бумаге мелеет, ссыхается». Что ж, возможно, когда-нибудь сборники радиотекстов станут издавать в комплекте с аудиодисками. Ведь в архивах радиостанций («Свободы» в том числе) хранятся тысячи писательских голосов…
«Свобода» – радиостанция эмигрантская, поэтому большинство сюжетов Померанцева – об эмигрантах, диссидентах, невозвращенцах и прочих оппозиционерах. Политики в текстах немного, она как бы за кадром: подразумевается, что все собеседники от нее так или иначе пострадали. В каждом из «разговоров на тему» участвуют несколько человек – этакий опрос экспертов, модный журналистский жанр. Но экспертиза здесь культурологическая, абсолютно субъективная. Померанцев стремится показать разные формы духовной свободы (без кавычек) российского человека в ХХ веке. Потому и собеседников к микрофону приглашает необычных и темы разговоров придумывает небанальные. Например, о стилягах 50-х годов (и отыскивает ветеранов этого легендарного движения). Или о бильярде (один из экспертов – поэт Александр Межиров, многолетний и страстный любитель этой игры). В разговоре «Лондон глазами русских лондонцев» экс-разведчик Олег Гордиевский рассказывает о трудностях работы агентов КГБ в британской столице; в беседе «Стекло» прозаик Игорь Клех со знанием дела рассуждает о витражах греко-католических храмов Львова. А еще среди собеседников Померанцева – сын писателя Дмитрий Набоков, философ Александр Пятигорский, культуролог Роман Тименчик, бывший кремлевский метрдотель Ахмет Саттар… И только о винах почему-то нет отдельной беседы.
«Я больше всего люблю человеческий голос, – пишет Померанцев в одном из радиоэссе. – Он бывает жарким, морозным, моросящим. В нем есть свои глубины, темноты, мерцание. По долгу службы я часто записываю голоса на пленку. По голосу, как по пульсу, я сужу о людях, об их душевном здоровье». Закрыв книгу, хочется включить приемник и настроиться на волну «Свободы». Чтобы услышать моросящий голос. Особенно если за окном дождь и туман.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru