РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Игорь Померанцев Радио «С».
Книга радиосюжетов
М.: МК-Периодика, 2002
Писатель на радио – тема не
менее интересная, чем писатель на телевидении.
Даже при том что у радио нынче аудитория
несравнимо меньше, чем у ТВ. Кто-то из психологов
писал, что звук без картинки имеет магическую
силу – воображение слушателя начинает
достраивать видеоряд, и говорящий подчас
приобретает черты пророка. Недаром тоталитаризм
ХХ века расцвел в эпоху радио и умер с появлением
телевидения и Интернета.
Радио «Свобода» – одна из лучших станций,
вещающих на русском языке. И одновременно рупор
западной пропаганды, живой символ завершившейся
«холодной войны». Как бы то ни было, а хороших
писателей на «Свободе» уважали всегда. В былые
времена здесь озвучивали свои рассказы и эссе
Гайто Газданов и Георгий Адамович. «Пойду
поклевещу», – говаривал, бывало, Виктор Некрасов,
отправляясь на очередной эфир. В 70-е на «Свободе»
работал Александр Галич, ныне трудятся Петр
Вайль, Борис Парамонов... В 90-е станция переехала в
Прагу, поближе к российским рубежам. В наши дни,
чтобы вдохнуть воздух «Свободы», и приемник
включать необязательно: достаточно заглянуть на
сайт станции в Интернете. Или открыть книгу
радиосюжетов Игоря Померанцева – известного
эссеиста, поэта и, кстати, профессионального
дегустатора вин.
У радиожурналистики и журналистики пишущей свои
непростые взаимоотношения. Конвертация одного
жанра в другой требует изрядных усилий. Вот и
Померанцеву при подготовке книги пришлось
тексты своих радиоинтервью и радиоэссе
подвергнуть тщательной литературной правке. И
все-таки, признается автор, «утраты в такой
работе неизбежны: устное слово без акустических
красок на бумаге мелеет, ссыхается». Что ж,
возможно, когда-нибудь сборники радиотекстов
станут издавать в комплекте с аудиодисками. Ведь
в архивах радиостанций («Свободы» в том числе)
хранятся тысячи писательских голосов…
«Свобода» – радиостанция эмигрантская, поэтому
большинство сюжетов Померанцева – об эмигрантах,
диссидентах, невозвращенцах и прочих
оппозиционерах. Политики в текстах немного, она
как бы за кадром: подразумевается, что все
собеседники от нее так или иначе пострадали. В
каждом из «разговоров на тему» участвуют
несколько человек – этакий опрос экспертов,
модный журналистский жанр. Но экспертиза здесь
культурологическая, абсолютно субъективная.
Померанцев стремится показать разные формы
духовной свободы (без кавычек) российского
человека в ХХ веке. Потому и собеседников к
микрофону приглашает необычных и темы
разговоров придумывает небанальные. Например, о
стилягах 50-х годов (и отыскивает ветеранов этого
легендарного движения). Или о бильярде (один из
экспертов – поэт Александр Межиров, многолетний
и страстный любитель этой игры). В разговоре
«Лондон глазами русских лондонцев» экс-разведчик
Олег Гордиевский рассказывает о трудностях
работы агентов КГБ в британской столице; в беседе
«Стекло» прозаик Игорь Клех со знанием дела
рассуждает о витражах греко-католических храмов
Львова. А еще среди собеседников Померанцева –
сын писателя Дмитрий Набоков, философ Александр
Пятигорский, культуролог Роман Тименчик, бывший
кремлевский метрдотель Ахмет Саттар… И только о
винах почему-то нет отдельной беседы.
«Я больше всего люблю человеческий голос, –
пишет Померанцев в одном из радиоэссе. – Он
бывает жарким, морозным, моросящим. В нем есть
свои глубины, темноты, мерцание. По долгу службы я
часто записываю голоса на пленку. По голосу, как
по пульсу, я сужу о людях, об их душевном
здоровье». Закрыв книгу, хочется включить
приемник и настроиться на волну «Свободы». Чтобы
услышать моросящий голос. Особенно если за окном
дождь и туман.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|