Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Евгения НИКАШИНА

Патологическая норма
или нормальная патология?

Попробуем отказаться от диагнозов и назвать это просто жизнью и жить счастливо, не оценивая себя и других по призрачным ГОСТам

Двадцать лет назад весной занесло нас в гости к старинным приятелям мужа. Дело было ранней весной и накануне появления нашего первого сына (потому-то я и помню точную дату).
По тем былинным временам ребята были еще те: он, инженер, работал в театре осветителем и писал странные многозначные картины, от которых на душе скребли кошки; она сидела дома (т.е. нигде не работала, что тогда было как-то не принято), писала роман и воспитывала кошку. О быте и детях не упоминаю – не было ни быта, ни детей. Была гитара, странные (и отстраненные) многословные песни собственного сочинения и много длинных разговоров обо всем – самое место для сильно беременной барышни, вступившей в свой первый декретный отпуск...

...Двое суток мы спорили до хрипоты о «норме» и «патологии».
...До сих пор помню то острое ощущение, что ни минуты не могу там оставаться, которое заставило меня пулей вылететь из этого вполне гостеприимного дома. У метро увидела прозрачную старушку, продававшую цветы (нищих в те времена на улицах почти не было). У теплой понимающей березы в ближайшем скверике расплакалась навзрыд, обо всем: о старушке, зарабатывающей на хлеб из последних сил, о молодой здоровой женщине, не зарабатывающей на хлеб даже кошке, о норме, о патологии, о себе, запутавшейся в этом бреде...
Муж гладил по голове, вытирал слезы и сопли и говорил, что «и это пройдет». Прошло. С тех пор уже двадцать лет я не спорю о норме и патологии. Не хочу.
Теперь я четко помню, что «норма» – это такое понятие из математической статистики – просто усредненный показатель, и не более того, никакой эмоциональной оценки, ни плохой, ни хорошей. Что «границы нормы» – это только поле, побольше или поменьше, вокруг значения нормы, ореол допустимых отклонений от стандартного значения. И все.

Эта вакцинация была проведена очень вовремя. Много раз с тех пор меня убеждали: вот она, ужасная патология! Совали в нос бланки детских анализов или школьные оценки. Не так, не то, не те показатели, видите – не-нор-маль-но!
Потом выясняется, что это или чужие анализы, их перепутали (легко!), или в приборе не был установлен ноль (легко!), или реактив «сдох» (легко!). Так, из-за нуля на приборе детская поликлиника месяц выдавала всем наличие высокого сахара в крови – у малышей жестокий диабет! Но это все выясняется только потом, когда уже можно вздохнуть, когда на руках повторный анализ из другой лаборатории, где – вот она! – заветная норма.
Но даже явное отклонение от нормы не всегда есть патология. Просто развитие идет не совсем стандартным путем – имеет право! А вы что, мечтали о стопроцентно-стандартном ребенке?

В «переходные периоды», когда в организме идет, будь она неладна, эта самая перестройка, все системы работают, как получится и как они сами меж собой договорятся, обычно по принципу «лучше не можем». Многочисленные отклонения у тинейджеров от стандартных медицинских показателей свели с ума не одну мамочку.
Опытные врачи давно заметили, что из обычного среднестатистического малыша мамочки-пофигистки имеют больше шансов вырастить здорового и уравновешенного ребенка, чем суперзаботливые, осуществляющие мониторинг чада денно и нощно.
Это не значит, что не стоит обращать внимание на отклонение показателей. Надо смотреть на все видимые (и невидимые) стрелки! Надо считывать всю приходящую информацию и при этом понимать, что это только показатель, который изменится сразу, как только вы слегка измените направление вашего движения.

Накопленный опыт подсказывает простой алгоритм поведения при получении очередного факта, против которого, как известно, не попрешь:

полученный показатель (анализ, школьная оценка и т.д.) надо подтвердить и лучше в другом источнике (другая лаборатория, не дневник, а журнал) – убедиться весомо, грубо, зримо, что факт налицо;
поговорить со специалистом, который умеет читать эти полученные показатели (врач, учитель), выслушать его мнение и предлагаемый сюжет действий;
подумать, взвесить, послушать свое личное мнение, обсудить (решение все равно принимаете вы, родители, – это ваше почетное право);
если решения нет, то искать другого специалиста и искать решение;
найти самое правильное (как вам кажется) решение и принять его;
если решения нет, а время терпит, то ждать решения; опыт показывает, что при обдуманном ожидании половина проблем исчезает сама собой.

Был острый момент, когда сыну-дошкольнику за неделю три медицинских светила поставили три разных, взаимоисключающих диагноза, назначая каждый раз жестокое лечение и обвиняя предыдущего коллегу в некомпетентности. Все три диагноза оказались неправильными, и слава Богу, что мы не тронулись с места и не бросились выполнять их указания немедленно.

Не призываю игнорировать диагнозы, но призываю думать, не впадать в панику, не ломать дров.
Старинный принцип «может, само рассосется» работал и работает, если идти в нужном направлении, а не слепо верить в норму и патологию.
И это не только в медицине. Масса бытовых ужасов и семейных неурядиц являются таковыми только потому, что общественное мнение никак не может назвать это «нормой». А если это не норма – значит, патология? А если это патология, значит, с ней надо бороться не на жизнь, а на смерть! И борются, а она никому особо и не мешала...
А если назвать это просто жизнью и жить счастливо, не оценивая себя и других по неизвестно кем и когда придуманным ГОСТам? Слабо?
У нас же кругом тесты, анализы, показатели, оценки – сплошь весы в руках тетенек с завязанными глазами... Что они нам там намеряли? Что мы с этим будем делать? Что вообще делать, если число детей «с отклонениями в развитии» превышает число так называемых нормальных, у которых тоже есть свои отклонения?
Смысл-то не в норме и ее границах, он гораздо глубже.

...Те ребята, я узнала через много лет, уехали из Москвы в старинное русское село. Он работает в церкви, она родила ему не то восемь, не то уже больше детей, даже родная бабушка не знает их точного числа на данный момент. А я? Работу научную оставила, написала среди разных книгу о воспитании кошек, рисую странные картины, просто живу и теперь четко знаю простую истину: «Не судите и не судимы будете»...

Надо бы ехать в гости в то село со старинной церковью... Пора! И заводить кошку.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru