ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
В последние годы возникло много
дискуссий вокруг домашних школ. Сама возможность
выбирать форму обучения для ребенка появилась у
наших родителей относительно недавно. Но как
выбирать, если мы слишком часто не понимаем, не
слышим своих детей? Одинаково не слышим и дома, и
в школе. Одинаково не понимаем, что нам делать с
их самобытностью, нежеланием быть и жить как все,
как мы когда-то. Сегодня и семья, и школа
находятся в тяжелом положении, причем семье,
вероятно, еще тяжелее.
Совсем недавно на Соловейчиковских чтениях
Л.А.Никитина говорила о том, что семья является
уникальной возможностью для духовного роста
личности, для самосовершенствования. Для того
чтобы учиться любить и прощать. Семья Никитиных,
такая знаменитая, столько открывшая миру новых
идей, свой дом открывшая, – не только для
обучения развивающим играм и закаливанию, но и
прощению, терпению, самосознанию. Как раз в
октябре, 15-го числа, день рождения главы семьи,
вечного экспериментатора – Бориса Павловича.
“Нельзя передоверить, перепоручить ребенка
школе со всеми ее правилами, устоями, отметками.
...То есть я не против школы, я против того, чтобы
школа раскалывала семью, вторгаясь в отношения
между родителями и детьми, заставляя детей жить
по своим канонам”.
Возможно, именно иные «каноны» или, точнее,
отсутствие канонов, удовлетворение привычными
шаблонами разрывают сознание детей и взрослых. А
хочется жить «по-семейному», не разрывая связи,
не отрываясь от корней, от самих себя.
Родителям тоже нужно расти!
Как детский клуб превращается в
семейный центр
В октябре 2002 года нашему семейному
центру Монтессори исполнится 10 лет. Если
попытаться оглянуться (разобраться, откуда что
пошло), то окажется, что оглядываться нужно
гораздо дальше – лет на 35. Тридцать пять
исполнится в этом году клубу «Кижеватовец».
Был ли в 1969 году только что открывшийся клуб в
каком-то смысле семейным центром? Я думаю, был. В
небогатом том клубе все было просто и дружно, как
дома. В одноэтажном деревянном здании, где еще
недавно размещалась группа детского сада, жил
руководитель клуба Ген-Саныч, личность до сих пор
в нашем городе легендарная. И все подростки,
сбегавшиеся к 6 утра на зарядку, а днем играть в
футбол, заниматься самбо или выпускать очередную
фотогазету, считали Ген-Саныча и клубных друзей
своей семьей...
Клуб становится учреждением
Может, в этом было предчувствие? В
семидесятые–восьмидесятые мы сыграли не одну
«кижеватовскую» свадьбу и до сих пор дружим
семьями, дружат наши выросшие дети. В наших
семейных альбомах хранятся одинаковые
фотографии, а в памяти и рассказах повторяются
даты и маршруты походов, поездок, событий: Брест,
Хатынь, Старая Русса… Не вмещаясь в старенькое
здание, мы постепенно осваивали соседние
подвалы. И уже трудно было, как прежде, знать в
лицо и по именам всех ребят.
В 1986 году мы справили новоселье – наши шефы
(завод «Строймаш») построили нам новое типовое
трехэтажное здание. В строительстве участвовали
и педагоги, и старшие кружковцы. Перетаскивая
кирпичи, выметая мусор, мы «делили» полезную
площадь между кружками и объединениями и
мечтали, как здорово заживем в новом клубе.
Только лет через пять стало ясно, что три новых
этажа и выделенные из бюджета ставки – серьезное
испытание. Клуб все больше становился
учреждением (жил по законам учреждения) и все
меньше оставался домом. На эмблеме клуба – домик
из детского рисунка: окошко, крыша с трубой,
солнышко. По сути же это городская многоэтажка, в
которой не все соседи знакомы друг с другом. Они
«вместе» чисто территориально, а не по духу или
симпатиям.
Получается только тогда, когда я иду
за детьми...
Наш семейный центр Монтессори – одна из таких
структур. Днем рождения мы считаем октябрь 1992
года, когда в нашем «Кижеватовце» была открыта
первая клубная группа Монтессори. Этому
предшествовал трехлетний опыт проб и ошибок в
работе с маленькими детьми. Почему вдруг малыши?
Во-первых, подрос целый отряд своих клубных
детей, во-вторых, пошел поток информации о
возможностях раннего развития, в-третьих, где-то
в воздухе явно повис родительский запрос на
такие программы.
Первый опробованный вариант назывался детским
эстетическим центром со стандартным набором
дисциплин (ИЗО, иностр. язык, танцы). Идею
привнесла в клуб «дама с опытом» со стороны, она
же вызвалась возглавить начинание. Достаточно
быстро мы почувствовали, что этот
поточно-урочный вариант не нужен ни нам, ни детям
и совершенно чужд клубу. Потом был опыт
приглашения в клуб профессионального художника
для создания полноценной изостудии для малышей.
Профессионал был убежден, что все дети делятся на
талантливых и бесталанных, и взялся взращивать
по долгосрочной программе 12 отобранных детей.
Остальные для него не существовали. Но они были, и
были ищущие родители, которые решили сами
взяться за дело.
Первый год работы и наблюдений привел меня к
ясному пониманию, что получается только тогда,
когда я иду за детьми, отказавшись от
заготовленных тем, что практически у всех детей и
всегда есть свой собственный план, что они умеют
работать часами, если к ним не лезут взрослые. Еще
одно открытие-убеждение: родителям необходимо
помочь понять, что происходит с ребенком, нельзя
оставлять их за дверью студии. Все это было
интересно, но оставалось и ощущение, что пытаюсь
изобрести велосипед. Оказалось, действительно
есть целый мир, который наши дети назвали
Монтессорией.
Но открывая в 1992 году «монтессорианскую» группу,
мы не разглядели еще главный подарок, который
получали: Мария Монтессори возвращала нас к тому
маленькому домику с детского рисунка, где дым из
трубы и над домом солнце. От
многоэтажки-учреждения мы начали движение к
клубу, к дому, к семье.
Воспитание... родителей
Сегодняшний наш семейный центр – это 7 педагогов,
200 детей и их родители. Это более 25 различных
групп: монтессори-группы, группы «Вместе с
мамой», изостудия и мастер-класс по ИЗО для
взрослых, музыкальная студия и общественная
организация «Мария» (поддержка родительских
инициатив в альтернативном образовании). Это
праздники и детско-взрослые развивающие проекты,
загородные поездки и традиционный городской
семинар для родителей «Метод Монтессори в вашем
доме», летние семейные смены и летняя семейная
площадка в городском летнем лагере при клубе,
традиционные встречи выпускников и свой журнал
«Желтая субмарина».
За десять лет изменилось название: Школа
Монтессори (школа для малышей), потом – Центр
Монтессори, сейчас – Семейный центр Монтессори.
Думаю, что и это название не окончательное. Что
происходит, куда мы движемся? Можно обозначить
вполне определенные этапы.
«Мы помогаем родителям». Мы искренне стремимся
помочь родителям в осуществлении идеи раннего
развития детей. Объясняем суть метода Монтессори
на вводном собрании, комментируем занятия.
Основное – это сами занятия с детьми в
подготовленной среде группы.
«Мы помогаем родителям, родители помогают нам».
Родители дома продолжают начатое в клубе:
изготавливают дидактические материалы,
придумывают, экспериментируют, рассказывают нам,
что интересно ребенку. Мы подхватываем и
продолжаем, ведем консультации, индивидуальные
собеседования с родителями при приеме детей, где
задаем главный вопрос: “Почему вы привели
ребенка к нам? Чего вы ждете?»
«Работа с родителями в режиме сотрудничества».
Уже видны первые результаты, педагоги постоянно
учатся, ищут оптимальную структуру клубных
монтессори-групп. У них возникает внутренняя
осознанная потребность советоваться с
родителями, видеть их в роли соучастников
эксперимента. Значит, необходимо регулярное,
подробное информирование родителей о событиях
жизни школы (листовки, газеты, консультации).
Проводится первый четырехдневный семинар для
родителей, первая попытка создания родительской
общественной организации. Живет семейный
палаточный лагерь на реке Исеть.
«Моделирование пространства для новой
педагогической деятельности родителей».
Появляются дидактические материалы,
разработанные и изготовленные родителями, мы
проводим семинар по обмену родительским опытом,
творческие и познавательные проекты и праздники
с участием родителей. Семинар “Метод Монтессори
в вашем доме” становится открытым, его слушатели
– родители со всего города, а не только “наши”.
«Семейный центр не только для детей, но и для
взрослых». Взрослые, приходящие к нам в центр
вместе с детьми, обрели наконец собственную
ценность. Идея проста, мы открывали ее
постепенно: если взрослый продолжает расти и
меняться, находить в себе новые возможности,
удивляться, радоваться, то ребенку с ним хорошо. В
клубе постоянные разговоры о взгляде на
образование как на процесс по строительству
самого себя, соразмерный всей жизни человека.
Чтобы дом устоял...
Наш семейный центр очень не похож на те клубы 70-х,
которые создавались как объединение нескольких
семей-единомышленников, где мамы и папы ходят в
походы, поют бардовские песни у костра, увлечены
педагогическими идеями. К нам приходят разные
люди. Кто-то просто хочет перепоручить ребенка
хорошим специалистам (за 10 лет работы мы ни разу
не давали рекламных объявлений, народ приходит
«по цепочке, по народной молве»). Кто-то ищет
помощи в домашних занятиях, кто-то не в силах
самостоятельно справиться с серьезными
проблемами (как правило, детского здоровья). Но со
временем оказывается, что взрослые находят в
центре друзей, единомышленников, новую
профессию, проживают новые социальные роли.
Получается настоящая семейная педагогика,
благодаря которой растет и развивается каждый,
вне зависимости от возраста.
Татьяна ЧИР,
семейный центр Монтессори в клубе
детского творчества «Кижеватовец»
г. Тюмень
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|