ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
В последние годы возникло много
дискуссий вокруг домашних школ. Сама возможность
выбирать форму обучения для ребенка появилась у
наших родителей относительно недавно. Но как
выбирать, если мы слишком часто не понимаем, не
слышим своих детей? Одинаково не слышим и дома, и
в школе. Одинаково не понимаем, что нам делать с
их самобытностью, нежеланием быть и жить как все,
как мы когда-то. Сегодня и семья, и школа
находятся в тяжелом положении, причем семье,
вероятно, еще тяжелее.
Совсем недавно на Соловейчиковских чтениях
Л.А.Никитина говорила о том, что семья является
уникальной возможностью для духовного роста
личности, для самосовершенствования. Для того
чтобы учиться любить и прощать. Семья Никитиных,
такая знаменитая, столько открывшая миру новых
идей, свой дом открывшая, – не только для
обучения развивающим играм и закаливанию, но и
прощению, терпению, самосознанию. Как раз в
октябре, 15-го числа, день рождения главы семьи,
вечного экспериментатора – Бориса Павловича.
“Нельзя передоверить, перепоручить ребенка
школе со всеми ее правилами, устоями, отметками.
...То есть я не против школы, я против того, чтобы
школа раскалывала семью, вторгаясь в отношения
между родителями и детьми, заставляя детей жить
по своим канонам”.
Возможно, именно иные «каноны» или, точнее,
отсутствие канонов, удовлетворение привычными
шаблонами разрывают сознание детей и взрослых. А
хочется жить «по-семейному», не разрывая связи,
не отрываясь от корней, от самих себя.
Взрослеешь там, где в тебя верят
Про общественную пользу домашнего
образования
Естественно, обучение в школе,
единственно возможный путь к образованию в
течение последних 80 лет, вызывает меньше
опасений, поскольку «из двух зол выбирают
знакомое». А уж школу-то со всеми ее
достоинствами и недостатками мы изучили
прекрасно и в качестве учеников, и в качестве
родителей, а нередко и сотрудников. И самый
главный аргумент в ее пользу отнюдь не качество
преподавания. Домашнее образование еще в
дореволюционные времена ценилось высоко. А
сегодня родители, репетиторы достигают
немыслимых вершин мастерства, тем более что
занимаются индивидуально или с небольшой
группой, могут внимательно отнестись к
особенностям ребенка, к его темпу работы,
интересам, к его настроению, самочувствию,
наконец. В распоряжении семьи огромное
количество учебников, Интернет… Главный
аргумент в пользу школы – необходимость
социализации ребенка. «Дети должны научиться
общаться, выстраивать взаимоотношения в
коллективе». Особенно сильным становится этот
довод, когда речь заходит о подростках. В
переходном возрасте, считают многие педагоги,
важно включить ребенка в общественную
деятельность, «приспособить к жизни», чтобы
смягчить и как можно быстрее преодолеть
подростковое бунтарство. Так ли?
Американский ученый доктор Рэймонд Моор, автор
десятков книг, утверждает: «Идея о том, что
подростка необходимо окружить 20–30 сверстниками,
чтобы научить жить в коллективе, является в
настоящий момент самым опасным и
экстравагантным мифом педагогики. Многие дети
просто физически не переносят длительного
пребывания в большой группе. Эффективнее всего
навыки общения приобретаются в семье».
Философ В.Зенковский в книге «Проблемы
воспитания в свете христианской антропологии»
пишет о подростках: «Острый и упорный ирреализм,
нежелание считаться с реальностью, уверенность в
праве жить своим миром придает всем замыслам и
желаниям характер мечты, которая изолирует
подростка от социального мира. Этот период…
имеет большой вкус к асоциальности – к уединению
и одиночеству, к трагическому чувству
непонятости и ненужности никому, вообще к
оторванности от всего и от всех».
По мнению другого замечательного философа,
А.С.Арсеньева, переход из мира детства в мир
взрослых связан с развитием в сознании ребенка
«критического рефлексирующего мышления в
рассудочной форме». Подросток, теряя целостное
восприятие, становится непримирим к любым
противоречиям, любым несоответствиям
требованиям формальной логики. Именно логика
требует однозначных ответов и оценок. А разве
есть что-то однозначное и логичное в реальном
мире? Наступает время ниспровержения
авторитетов, окружающие кажутся лицемерными и
несправедливыми. Но «протестуя против лжи,
лицемерия и господства мира взрослых, подросток
нуждается в душевной теплоте, ласке, понимании,
одобрении и прощении». Ребенок и хочет стать
взрослым, и не может принять этот мир с его
неоднозначностью, компромиссами, недостатками. И
если в этот момент педагоги или родители
старательно начнут включать молодого человека в
«нормальные социальные отношения», воспитывать
его как «полезного» члена общества, они скорее
всего преуспеют и вырастят полезного для
производства и бизнеса гражданина-конформиста,
навсегда потерявшего свою индивидуальность. А уж
если бунтарь окажется сильнее педагогических
воздействий, он может действительно
превратиться в эгоцентрика.
Парадоксальная идея Арсеньева состоит в том, что
«нужно помочь ребенку оторваться от социума, от
социальных отношений и господствующих форм
коллективности. Это обособление, уход от внешних
отношений и внешнего функционирования,
самоуглубление, противопоставление себя
коллективу – необходимая ступень личностного
развития». Она позволяет разобраться в себе,
встретиться с самим собой истинным, а значит,
разобраться и в окружающем мире, встретиться с
ним. «Тогда юноша готов вернуться в общество, но
не просто как член той или другой коллективности,
готовый в ней раствориться, не как конформист, но
как самостоятельное целое в себе, как личность».
Не желая углубляться сейчас в особенности
юношеского периода развития сознания, хочется
заметить, что подростковый период «обособления»
совершенно не связан с изоляцией или
бездеятельностью ребенка. Напротив, в это время
важно насытить его жизнь путешествиями, яркими
впечатлениями, высокими примерами культуры,
духовности, а главное – общением, но не внешним, а
личностным, глубоким, какое возможно только
между людьми любящими и хорошо знающими друг
друга. Общение в атмосфере творчества, единых
нравственных ценностей и абсолютного приятия
поможет подростку, в свою очередь, принять и
простить наш мир, прийти в него с желанием
творить, созидать, а не разрушать.
Следовательно, проблема не в том, какая школа,
семейная или государственная, больше подходит
для подростка. К сожалению, где бы ребенок ни
встретил формальное, функциональное отношение,
это может губительно сказаться на его внутреннем
развитии. И семья не всегда становится для него
опорой и убежищем. А уж огромная школа с ее
жестким расписанием, дисциплиной, стремлением
всех унифицировать… Родители, как и педагоги,
вечно заняты, полны тревоги и недоумения перед
«младым незнакомым племенем». Они сами порой не
прошли этот путь исканий и открытий. Им,
выучившим, «как должно быть», трудно понять, что
необходимо «неправильному» подростку, который
не находит себе места в мире, не находит ответов
на главные вопросы, мучительно не находит идеала.
И как же нужны ему взрослые, имеющие собственный
опыт духовного развития. Только тогда и
возникнет межличностный, нефункциональный
контакт. В школе, в клубе – везде, где человек
чувствует себя как дома, нужным, любимым, даже
если ошибается. Везде, где в него верят. Это и
становится Семьей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|