ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС
ЕГЭ: просчеты уже известны,
а о результатах говорить рано?
На днях в Министерстве образования
прошла коллегия, на которой обсуждались итоги
эксперимента по введению ЕГЭ в нынешнем году и
его задачи на следующий год. Предполагалось, что
на коллегии будут даны ответы на некоторые
организационно-технологические вопросы.
Например, следует ли перенести сроки начала
эксперимента с традиционного 1 июня на середину
мая, для того чтобы оставить больше времени на
проверку работ учащихся? Или сделать русский
язык обязательным предметом для сдачи в форме
ЕГЭ?
Но судя по всему, в педагогическом сообществе нет
единства по этим и другим спорным моментам, из-за
чего принять окончательные решения на данном
этапе не представляется возможным.
Как исправить Положение?
Но все-таки с отправной точкой работы по
совершенствованию ЕГЭ в министерстве
определились. По словам заместителя
руководителя Департамента общего образования
Валентина Шаулина, начать следует с нормативно-правовой
базы, которая содержит немало противоречий и
пробелов. В Положении о проведении ЕГЭ не
определены сроки подачи и рассмотрения
апелляций, не указано, какой документ получают
абитуриенты, сдающие вступительные испытания в
форме и по материалам ЕГЭ, каков порядок участия
в эксперименте выпускников с ограниченными
возможностями здоровья.
Но если инструкции можно доработать, внеся в них
необходимые изменения и дополнения, то куда
сложнее проконтролировать их повсеместное
соблюдение.
На коллегии был приведен целый перечень
имевшихся нарушений: переупаковка
экзаменационных материалов, подсказки и
списывания во время экзаменов, потери бланков
при пересылке. Отмечалась также незащищенность
контрольно-измерительных материалов от
несанкционированного просмотра до начала
экзаменов, фальсификации при проверке открытых
заданий части “С”...
По свидетельству В.Шаулина, увеличение числа
подобных нарушений приведет к искажению
результатов ЕГЭ. И тогда не будет реализована
главная задача эксперимента – получение
объективных данных о подготовке школьников с
целью управления качеством образования.
Совершенно секретно
Не случайно обеспечение информационной
безопасности эксперимента сегодня поставлено в
повестку дня.
Министерство образования предлагает свои пути
решения проблемы: от создания защищенных каналов
связи для передачи информации до привлечения
компетентных органов (ФАПСИ, МВД) на разных
этапах проведения эксперимента, например, при
доставке КИМов.
Бланки с открытыми заданиями (часть “С”)
планируется проверять в других регионах во
избежание местного “блатерства”. А все
нарушители должны нести административную
ответственность, которая якобы будет закреплена
нормативно.
Примечательно, что набор названных мероприятий
не отличается новизной. Практически все это в
разных вариациях предлагалось в 2001 году еще до
начала первого этапа эксперимента, когда
планировалось проведение экзаменов не в школах и
даже не в вузах, как это происходит сейчас, а в
помещениях кинотеатров под наблюдением
телекамер и представителей общественности.
Кстати, председатель комитета Госдумы по
образованию и науке Александр Шишлов выдвинул
предложение о привлечении в обязательном
порядке независимых общественных наблюдателей к
проведению эксперимента.
Что помешало министерству осуществить эту и
другие здравые идеи – спешка, стремление плыть
по течению, какие-то другие причины? Ясно одно:
имеющиеся нарушения – расплата за
пренебрежительное отношение организаторов к
“мелочам”, в конечном счете гарантирующим
секретность и чистоту технологий проведения
эксперимента.
Все это порождает настороженное отношение к ЕГЭ
со стороны вузов.
Не случайно в своем выступлении председатель
Совета ректоров Санкт-Петербурга Виктор Романов
обратился к министерству с просьбой разрешить
вузам проводить дополнительные испытания для
перепроверки результатов ЕГЭ и для отбора
наиболее подготовленных абитуриентов. Но, по
мнению Александра Шишлова, “если дополнить
независимую систему оценки знаний, какой
является ЕГЭ, такого рода испытаниями, то эффект
эксперимента можно свести к нулю”.
Регионы рвутся в бой
Министерство образования приняло
беспрецедентное решение включить в федеральный
эксперимент все 49 территорий, подавших заявки на
участие в ЕГЭ, хотя поначалу планировалось лишь 32
пилотных региона ввиду недостаточного
финансирования.
Причина такого размаха в том, что главное
образовательное ведомство заинтересовано
отработать технологии проведения ЕГЭ на большом
количестве участников: 700 тыс. учащихся (половина
от общего числа выпускников российских школ), 245
вузов, 18,5 тыс. школ. География – от Сахалинской и
Магаданской областей до Республики Адыгея.
Но перейдет ли количество участников
эксперимента в качество его проведения –
покажет время. Остается открытым и вопрос о том
намерено ли министерство в будущем году, как и в
нынешнем, публиковать лишь среднестатистические
результаты ЕГЭ, оставив за кадром данные по
каждому региону. А пока, перефразируя Ларошфуко,
“ЕГЭ – как привидения: все о них говорят, но мало
кто видел их результаты!”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|